Главная > ОБЩЕСТВО > Вот где настоящая жара!..

Вот где настоящая жара!..


17-07-2020.
Вот где настоящая жара!..

Если вы считаете, что в городе слишком жарко, вам надо побывать в цехе уфимской ТЭЦ-2 (филиале Башкирской генерирующей компании). Сотрудники говорят, там не менее 40 градусов, но по нашим ощущениям – все 50. Вот где настоящая жара! А ведь теплоэнергетики работают здесь круглосуточно, чтобы у горожан был свет, возможность использовать электроприборы и, конечно, одни из самых популярных источников живительной прохлады – кондиционеры. Кстати, как только зарядила знойная погода, каждое утро на ТЭЦ фиксируют ощутимый скачок в объемах потребления ресурса – настолько много этих устройств одновременно включают изнуренные пеклом люди. Впрочем, сегодня речь пойдет о другом, а именно - о том, как теплоэнергетики готовятся к предстоящей зиме.

Вчера журналистам показали, как проходит ремонт одного из пяти турбоагрегатов. Если коротко, речь идет об одном из самых важных «звеньев» в цепочке производства электроэнергии и теплоносителя - той самой нагретой воды, которой наполняются в холода наши батареи. Оказывается, такие агрегаты эксплуатируют в столь жестких условиях, что капитально ремонтировать их приходится каждые пять лет. Только представьте: непрерывно в турбину поступает пар температурой 555 адских градусов под давлением 130 килограммов на сантиметр. Ротор внутри раскручивается до сумасшедшей скорости - 3000 вращений в минуту (то есть 50 – в секунду!) - и приводит в движение электрогенератор: так механическая энергия и преобразуется в электрическую, а отработанный пар используется для нагрева сетевой воды для отопления. Проблема в том, что в диком режиме машина функционирует круглосуточно, месяцами. Перерыв на регламентные работы делается только раз в квартал и обычно длится не дольше пяти дней. В результате за пять лет машина изнашивается настолько, что без серьезного восстановления просто не обойтись.
Перед нами агрегат предстал в полностью разобранном виде. После детальной диагностики было решено, какие элементы обновят, а какие заменят. Скажем, с ротором (в жару его очень хочется сравнить с огромным вентилятором) «колдуют» сразу несколько специалистов: ему поставят свежие лопасти. А вот цилиндр, или, иначе говоря, корпус машины, работающий с самого запуска турбины – аж с 1965 года! – в очередной раз реанимировали. Кстати, мы застали весьма зрелищный этап: предварительно снятую и специальным образом отшлифованную крышку цилиндра весом ни много ни мало 18 тонн с помощью крана возвращали на место для первой примерки (на верхнем снимке). Да-да, прежде чем соединить две родные части единого целого, их обязательно сначала примеряют. И не раз! Зазор между ними должен составлять микроскопические доли миллиметра, иначе поданный под давлением пар элементарно вырвется, что обернется аварией.
Происходящее похоже на замедленную сборку гигантского конструктора «Лего»: на каждой половинке цилиндра - выступающие детали и отверстия, которые в итоге должны сойтись. Ремонтники напоминают бойцов спецподразделений, поскольку общаются друг с другом с помощью особого языка жестов: во-первых, слова заглушает шум редуцированного газа и вращающихся лопастей (не забывайте, в цехе продолжают работать 4 турбины), а во-вторых, один их главных участников действа – машинист крана – сидит в кабине в нескольких метрах от команды. Например, если мастер будто прищипывает пальцами воздух – значит, подвешенную махину нужно опустить совсем чуть-чуть. Мах ладонью обозначает «хватит», указательным пальцем – «продолжить спуск».
А еще нас удивило, что за пультом крана сидит молодая хрупкая женщина Ольга Нестерова (на нижнем снимке) – машинист, прибывший из города Добрянки (Пермский край) в составе сборной бригады специально для ремонта агрегата. Говорит, приземлить многотоннажную деталь с точностью до доли миллиметра – целое искусство. Рычагами нужно управлять так, как это делает, например, врач во время операции на сердце с помощью робота-хирурга. И боже упаси кого-нибудь задеть! Надо думать, задачу усложняет еще и неимоверная жара и непрекращающийся шум. По словам Ольги, без йоги и здорового питания долго на такой работе не продержишься. К слову, в профессию девушка пришла благодаря маме, которая всю жизнь трудилась машинистом крана. И представьте себе, всего в цехе ТЭЦ-2 на этой должности работают пять женщин.
…К сожалению, сошлись ли, как и было задумано, две половинки полувекового цилиндра, мы так и не узнали. Прежде чем специалисты вынесут вердикт, предстоит провести экспертизу, на что потребуется время. По словам старшего мастера Равиля Галеева, с данным цилиндром – среднего и низкого давления – проблем быть не должно. А вот с цилиндром высокого обычно приходится попотеть: для него критерии допуска значительно жестче.
- Бывает, неделями опускаем, поднимаем, опускаем, поднимаем… Если плотность прилегания недостаточная, снова обрабатываем крышку, - рассказывает он.
Между прочим, у теплоэнергетиков даже есть шутливая традиция: когда наконец фиксируются те самые доли миллиметра, они ставят рядом с агрегатом красный флажок, который символизирует долгожданное завершение самого трудоемкого этапа.
Согласно графику турбогенератор думают окончательно обновить к 28 августа. Также запланирована полная реконструкция щита управления в цехе.
- Если раньше мы использовали стрелочные приборы и машинистам приходилось побегать, чтобы включить ключи управления, то теперь все будет происходить дистанционно, а все параметры – отражаться на мониторе, - объясняет начальник производственно-технического отдела Алексей Максимов.
Что важно, данная программа полномасштабная, и в ее рамках до 2021-го модернизируют все щиты ТЭЦ-2.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

ДОБАВИМ…
В рамках ремонтной кампании по подготовке к отопительному сезону реализуется ряд других значимых мероприятий, в частности - реконструкция с увеличением пропускной способности головных тепломагистралей №19, 25 и 28. Они обеспечивают теплом Черниковку, жилые дома от Городского дворца культуры до улицы 50 лет СССР и несколько предприятий. Кроме того, в недалеком будущем число потребителей увеличится за счет застройки в Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах.
Напомним, что сама ТЭЦ-2 – крупнейшая тепловая электростанция Уфы, снабжающая теплом около 40 процентов города: часть Инорса, Сипайлово, Черниковки, проспекта Октября и производственные объекты.
Все работы завершатся до 1 октября.
Вот где настоящая жара!..

Вернуться назад