Главная > ОБЩЕСТВО > Его не просто так зовут Салават

Его не просто так зовут Салават


19-03-2021.
Его не просто так зовут Салават

Меня нисколько не удивил тот факт, что документальный фильм «Меня зовут Салават», премьера коего прошла в минувший вторник в Синем зале кинотеатра «Родина», а посвящен он скульптору, работающему ныне над памятником легендарному комдиву Минигали Шаймуратову, который вздыбит своего бронзового скакуна на Советской площади столицы нашего региона, был снят творческой группой, каковую возглавила известный тележурналист, лауреат премий Шагита Худайбердина и Назара Наджми, заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан Гаухар Батталова. Гаухар Тимерхановну всегда отличало повышенное внимание к истории республики и ее столицы, к судьбам тех сыновей и дочерей Башкортостана, которые принесли славу родному краю.

В свое время я писала материал о ее изысканиях, связанных с личностью Ахмет-Заки Валиди, и меня уже тогда потряс масштабный подход Батталовой к исследованиям трудов и дней этого лидера национально-освободительного движения, историка, востоковеда-тюрколога, доктора философии… Поэтому вполне логичным мне показалось то, что автором ленты, посвященной человеку, корнями своими уходящему в башкирские земли, стала Гаухар Тимерхановна, возглавившая творческую группу фильма о скульпторе-монументалисте, народном художнике России, профессоре, заведующем кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова, члене-корреспонденте Российской Академии художеств Салавате Александровиче Щербакове. В состав творческой группы этого фильма вошли режиссер Альфия Арсланова, оператор-постановщик – лауреат премии ТЭФИ, заслуженный работник печати и массовой информации РБ Урал Гатауллин, оператор Ильгиз Насыров, композитор Ильшат Халилов…
…Отец скульптора Салавата Щербакова – башкир из кипчакского рода Давлетхажи Ишкильдин. После смерти родителей шестилетним мальчиком он попал в детский дом в Оренбургской области. И воспитатели, и его детдомовские друзья-приятели стали называть Давлетхажи Александром (отсюда и отчество Салавата Александровича). В дни Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Давлетхажи Ишкильдин попал на фронт, стал сапером, прошел Сталинградскую битву, Курскую дугу и славно сражался с врагом – получил тяжелое ранение, лишился глаза и, как говорит его сын, всю жизнь носил в голове осколок. О фронте он рассказывал детям скупо, берег их сердечки, стараясь не тревожить тяжелыми воспоминаниями. Но когда он встречался с друзьями-фронтовиками, их беседы слышал маленький сын, с тех лет проникшийся уважением к героям Великой Отечественной… Недаром же тема войны особняком стоит в творчестве Салавата Шербакова. По возвращении с фронта Давлетхажи поступил в электротехнический техникум в Москве, окончив который, остался работать в столице, вышел в люди и успешно трудился на производстве, уважаемый и высоко ценимый как специалист своими коллегами. Женился он на русской девушке, Елене Сергеевне Щербаковой, как вспоминает ее рассказы Салават Александрович, вышедшей замуж за настоящего героя.
В селе Кульчумово, из которого родом был Давлетхажи Сиражетдинович, у него не осталось ни единой близкой души, но он всю жизнь тосковал по привольным ковыльным степям, а когда у него появились на свет сын и дочь, он дал им имена Салават и Галия, тем самым словно протянув некую невидимую нить, связывающую его московскую жизнь с отчим краем, с Башкирией и в случае с сыном ее национальным героем, чье имя, возможно, было необычным в столичной среде, но зато оно согревало сердце родителя, мыслями стремившегося на родную землю.
Со временем родители развелись, и Салават получил фамилию матери, Галия Александровна сохранила отцовскую – Ишкильдина.
Далее время понеслось вскачь, Салават, любивший рисовать и лепить, как вспоминает его сестра, с раннего детства, поступил в бывшее Строгановское училище (МВХПУ) на отделение архитектурно-декоративной пластики, занимаясь у таких известных педагогов, как Дерунов, Шульц, Бурганов, Поммер, Орлов… И блестяще закончил его.
Как уже было упомянуто ранее, в биографии скульптора Щербакова есть и «педагогическая строка» - Салават Александрович преподавал на кафедре скульптуры Московского академического художественного института имени Василия Сурикова. С 2003 года он – заведующий кафедрой скульптуры Российской академии имени Ильи Глазунова. И в фильме «Мое имя Салават» о профессоре Щербакове с большим уважением и истинной любовью рассказывают его многочисленные ученики, подробнейшим образом уже как коллеги анализируя работы своего наставника – а это более сорока памятников, в числе которых монументальные скульптурные композиции, например, ставший визитной карточкой Москвы семнадцатиметровый памятник князю Владимиру на Боровицкой площади, памятник конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову, патриарху Гермогену, генеральному конструктору космических систем Сергею Королеву, инженеру и архитектору Владимиру Шухову на Сретенском бульваре, монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе» (совместно с Андреем Ковальчуком), изображающий водружение Знамени Победы над Рейхстагом и установленный на Поклонной горе; Петру Столыпину, Николаю Склифосовскому, знаменитая композиция «Прощание славянки» и многие другие…
Творческое наследие Салавата Александровича поражает своими масштабами, но самое удивительное то, что известнейший скульптор, которого уважает все российское и зарубежное сообщество ваятелей, не почивает на лаврах, а остается в фантастической рабочей и творческой форме, его живо интересует все, что связано с отечественной историей и ее персоналиями, потому-то столь логичен выбор руководства нашей республики, одобрившего эскиз Щербакова, связанный с памятником Герою России Минигали Шаймуратову. Кстати, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, который наряду с президентом Российской Академии художеств Зурабом Церетели, генералом армии, заместителем Секретаря Совета безопасности РФ Рашидом Нургалеевым, летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза Александром Лавейкиным делится в фильме своими мыслями о творчестве Щербакова, подчеркивал, что во всех творческих конкурсах на создание того или иного памятника Салават Александрович победил абсолютно честно, без чьей-либо протекции, благодаря только своему таланту и невероятному труду.
Сам Щербаков, человек чрезвычайно обаятельный, открытый всему новому и легко вступающий в разговор с любым собеседником, был даже растерян от того количества похвал, которые прозвучали в его адрес с экрана. Если честно, впервые он увидел фильм «Меня зовут Салават» только в Уфе, вместе с нами, намеренно отказавшись оценивать работу Гаухар Батталовой и ее «команды» заранее. Поэтому многое из того, что скульптор услышал с экрана о своей деятельности, стало для него неожиданностью.
«Что меня привело к этому – путь башкира: терпеливо, долго, честно работать. Скульптор занимается гигантскими темами, историей, в частности историей Башкирии, как в моем случае, историей всей страны и наших предков. И это является для него главным, - чуть смущаясь, сказал Салават Александрович.
– Я восхищаюсь Башкирией сегодня, потому что доселе воспринимал ее по детским воспоминаниям моего отца, которые пришли из 30-х годов прошлого века, через войну, через его путь. Сегодня мы с сестрой, приехав в Башкортостан, делаем открытия, видим, чувствуем наши корни – это очень большая ценность, которую необходимо беречь, не поддаваться глобализации. Ведь силу и мудрость мы черпаем оттуда – из нашей родословной, и именно по ней можем и должны воспитывать наших детей и внуков».
Слушая Салавата Александровича, с небольших прологов-рассуждений которого начинается каждая условная глава документального фильма, глядя на то, как бережно, чуть дрожащей от волнения рукой гладит сестра – член Союза художников и архитекторов России Галия Александровна Ишкильдина обложку небольшого уже тронутого временем башкирско-русского словаря, доставшегося им в наследство от отца, удивляясь тому, как невероятно энергичный и открытый людям сын сапера, героя войны Давлетхажи Ишкильдина, вспоминает своих предков, в числе которых со стороны матери были известные военные, прославившиеся ратными подвигами, а также священнослужители, вплоть до митрополитов («Я знаю семь поколений своих пращуров со стороны мамы и нашел сведения о семи поколениях со стороны отца»), ты не удивляешься тому, что он приехал в родную деревню своего родителя Кульчумово, обойдя всех, кто мог хоть что-то помнить про род Ишкильдиных… Он с трогательной приязнью и неизбывной печалью говорил о сопровождавшей его в той поездке безвременно ушедшей из жизни в эпоху ковида тележурналистке Галине Заводниковой, с любовью рассказывал об односельчанах, в коих обрел ныне новых друзей, связавших его с вотчинными краями семьи Ишкильдиных… И в ответ на это сердце зрителей наполнялось теплом и верой в то, что кровь предков – великая сила, обогащающая жизнь человека особым смыслом, помогающая ему осознать свои корни и почувствовать великий зов родины, который все свои годы не давал покоя солдату Давлетхажи Ишкильдину…


Илюзя КАПКАЕВА.
На снимкe: Гаухар Батталова и Салават Щербаков в кинотеатре «Родина».
Фото Александра ДАНИЛОВА.

Вернуться назад