Главная > ОБЩЕСТВО > Кукольное царство Татьяны Кононовой

Кукольное царство Татьяны Кононовой


23-03-2021.
Кукольное царство Татьяны Кононовой

В модельной юношеской библиотеке №41 Уфы открылась выставка кукол народов мира. Владелец коллекции - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и методологии социальной работы Российского государственного социального университета (Москва) Татьяна Кононова. Мы встретились с Татьяной Борисовной на выставке.

- Расскажите, пожалуйста, о себе. Почему Вы выбрали для своей экспозиции столицу Башкортостана?
- Я уроженка Уфы. Первое высшее образование получила, окончив в 1974 году филологический факультет Башкирского государственного университета. Кстати, мы cтали первым в истории нашего вуза курсом, для которого была открыта специализация по журналистике. Практику я проходила в отделе писем «Вечерней Уфы». Моим руководителем была Алла Анатольевна Докучаева. Ей я бесконечно благодарна за свою успешность в профессии. В 1991 году по решению Башкирского обкома партии меня как члена Союза журналистов СССР и члена Бюро правления Союза журналистов республики отправили на учебу в Москву на двухгодичные курсы повышения квалификации журналистов при Высшей московской партийной школе. Впоследствии на ее базе был создан первый и до сих пор единственный в России профильный вуз по подготовке специалистов социальной сферы. Мне посчастливилось не только принимать активное участие в его создании, но и встать у истоков появления новой специальности «Социальная работа». Ныне я вернулась в Уфу. Коллекция выставляется впервые. И родной город выбран для этого не случайно. Мне хотелось бы не только показать совершенство собранных мною кукол, но и продемонстрировать, как можно, играя с ними, «ненавязчиво» решать проблемы клиентов социальной сферы.

- А как появилось это увлечение?
- С детства я очень любила играть в куклы. До 15 лет везде носила с собой облезлого уже медвежонка Пуппи. Его на мое 5-летие подарила мама. Бережно храню немецкую куклу, которую привез из Латвии на мое 15-летие проходивший там службу в рядах Советской Армии старший брат Владик. Это было 49 лет назад… Она стала первым бесценным экземпляром моей коллекции спустя много лет. А вот сама идея собрать коллекцию кукол в народных костюмах была вызвана жизнью. Среди преподаваемых мною курсов любимый - «История социальной работы». По моему авторскому учебнику эту дисциплину изучают в 49 вузах нашей страны. И если в начале 90-х годов можно было одну из первых тем объяснять на примере только традиций социальной помощи у славянских народов, то уже после 1996-го потребовалось расширение этой своеобразной географии. Обучаться специальности «Социальная работа» в Москве стали посылать целевиков из регионов. В аудитории появились группы представителей всех кавказских республик, Башкортостана, Татарстана, Чувашии, Тувы, Калмыкии, Бурятии, а также бывших советских союзных республик, а впоследствии и студенты из стран Юго-Восточной Азии и иных зарубежных государств.
На первых порах между студентами наблюдались некоторые разногласия на национальной почве. Чтобы локализовать их, я предложила ребятам на семинарах рассказывать о традициях их национальных форм помощи, о культурных и бытовых особенностях, о древних богах и правилах их почитания, об отражении древних оберегов в национальных одеждах. К этому времени во всех республиках стали появляться сувенирные куклы, и студенты привозили их на занятия. Многие по окончании учебы дарили мне кукол для продолжения этой успешной воспитательной работы с последующими поколениями студентов. Мы начали также проводить конференции о многонациональных традициях помощи в регионах не только в учебных группах, но и на факультете, на общеуниверситетском, а впоследствии и межвузовском уровнях.

- По какому принципу Вы собираете кукол?
- Мне сложно выделить принцип отбора. В основном это подарки студентов (особенно тех, кто много лет занимался в моих научных кружках) и выпускников факультета социальной работы, коллег по кафедре и университету, директоров филиалов, которым кафедра и я оказывали методическую помощь, подруг и близких родственников. Значительная часть кукол куплена мною на бывшем блошином рынке на Тишинке в Москве. Ныне на этом месте выстроен роскошный торговый центр, в котором проводятся Международные выставки авторских кукол. Но больше всего мы с подругой Ларисой Ивановной Старовойтовой, заведующей нашей кафедрой, любили ездить на блошиный рынок на Сходне. Вот где на развалах, нередко прямо в пыли, в куче тряпья можно было отыскать и дешево купить уникальные экземпляры. Например, парочку ежиков, мальчика и девочку, изготовленных в Германии в 30-е годы. Или коллекционных кукол в национальных костюмах, изготовленных на Московской фабрике игрушек имени 8 Марта примерно в 50-60-е годы. Пополнилась коллекция и винтажными «иностранками»: куклами-малышками в старинных нарядах, приобретенными на известной в Москве среди коллекционеров крупнейшей выставке-ярмарке изделий и предметов художественного и прикладного искусства «Вернисаж в Измайлово».
Большую часть коллекции «Куклы в народных костюмах» собрала и подарила мне на юбилей моя мама Тамара Парфеновна Кононова, удостоенная за свою педагогическую деятельность званий «Отличник народного просвещения» и «Ветеран труда». Она до 72 лет преподавала русский язык и литературу в моей родной черниковской школе №52 и тоже много внимания уделяла интернациональному воспитанию учеников. Эта коллекция ценна тем, что все куклы в ней ручной работы и каждая сопровождается журналом, в котором материал структурируется по одной, изначально заданной форме. В каждом журнале есть рубрики: «История места», «Преданья старины красивой», «Что здесь носили?», «Разбор костюма», «Во что здесь играли?», «Культура места». Для любого педагога эти журналы – сконцентрированный кладезь сведений о многообразии и яркой самобытности наших народов. Даже поверхностное знакомство с содержанием позволяет сделать вывод об общности у всех базовых человеческих ценностей.

- Насколько велика Ваша коллекция? Есть ли среди кукол любимые и какой у них «характер»? Не поделитесь ли историями их появления в Вашем доме?
- Коллекция достаточно большая. На выставке представлена только часть кукол в костюмах народов мира. А есть еще фарфоровые «дамы», немецкие куклы 70-80-х годов прошлого века, несколько пупсов Сергиево-Посадской фабрики игрушек, матрешки, целлулоидные советские экземпляры, есть даже завезенный из Франции на Тишинку малыш, настоящий младенчик, ростом и весом с новорожденного ребенка, с закрывающимися глазками и пшеничными ресничками. Тельце у него тряпичное, а головка, ручки и ножки из мягкой резины. Такой милый! Я их всех люблю. Они все вызывают у меня восторг и умиление. Хотя, конечно, некоторых можно выделить особо.
Среди них – кукла в национальном башкирском костюме. Бешмет снимается, украшен национальными орнаментами. Косы чуть не до колен. Очень гордая! Кукла была специально изготовлена для меня по заказу студентки, уроженки Архангельского района Башкортостана Миляуши Иртугановой, ее двоюродной сестрой. Автора куклы зовут Эльвира Радиковна Каюмова. Проживает она в Уфе. «Башкирочка» представлена здесь на выставке.
Изумительны по качеству изготовления кукла в адыгейском праздничном наряде (дар директора Филиала Российского государственного социального университета в Майкопе, кандидата исторических наук Татьяны Леонидовны Щукиной); татарки - одна кукла в наряде светской дамы, а другая - в платье городской девушки XIX века (дар кандидата исторических наук, доцента Казанского государственного университета Макки Исрапиловны Долаковой). Вызывают восхищение также авторские куклы художницы Галины Масленниковой в нарядах Рязанской и Московской губерний (дар студентов-заочников) и изысканные «петербурженки» (дар магистров).
На особом счету, конечно, те, которых я создала своими руками. Обучая студентов изготовлению тряпичных русских кукол для проведения ими мастер-классов в детских учреждениях для особенных детей и пенсионеров в Центрах социального обслуживания, а также кукольных спектаклей, я брала уроки у художников-кукольников в Московском доме творчества в Большом Овчинниковском переулке. Среди моих педагогов такие известные мастера международного уровня, как Наталья Лопусова-Томская (ученица Сергея Образцова), Ирина Качарава, Юлия Ральникова, Эльвира Бухараева, Светлана Никульшина. Обучение проходило на базе кукольной коллекции Елены Громовой. Изготовленные мною куклы ожидают своего часа в старинном сундуке.

Вопросы задавала Гузель ЮСУПОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из архива Татьяны КОНОНОВОЙ.


Кукольное царство Татьяны Кононовой

Вернуться назад