Главная > ОБЩЕСТВО > «Корзину, картонку и маленькую собачонку…»

«Корзину, картонку и маленькую собачонку…»


21-05-2021.
Автопутешествия на отдых к морю были популярны во все времена – собственно, с тех самых пор, когда советские люди получили возможность покупать автомобили. Съездив однажды к теплым берегам, очень многие полюбили подобные вояжи - я знаю семьи, которые уже иного отдыха себе не представляют.

Автомобили становятся более комфортными, преодолевать сотни километров на них – одно удовольствие. Конечно, все познается в сравнении. Один из моих друзей вспоминает, как они когда-то семьей из пяти человек отправлялись на море на стареньком горбатом «запорожце» и были вполне счастливы, не представляя себе лучших удобств…
Конечно, все стремительно изменяется, и поездку на море даже десятилетней давности уже не сравнить с сегодняшней. В каждой машине нынче привычным атрибутом стал навигатор, который не просто укажет путь, а еще оповестит о заправках на пути, кафе, платных магистралях… Он же и предупредит о многочисленных видеокамерах на трассе. Так что если прислушиваться к звучащим из гаджета предостережениям, то можно без труда избежать штрафов, которые в большинстве случаев оформляются именно за превышение скорости.
Итак, вы выбрали город или поселок на море, заранее забронировали там жилье (на этой стороне вопроса мы уж останавливаться не будем) и собрались в путь. Так как вы отправляетесь в дорогу на своем автомобиле, то велик соблазн взять с собой все, что только влезет в багажник. Тут сложно что-то советовать, одни обходятся минимумом вещей, понимая, что большую часть отдыха проведут в шлепанцах, шортах и футболке. А кто-то намерен отдыхать, пока «все двенадцать платьев не надену». Вот и оказываются в багажнике, как в известном стихотворении, и корзина, и картонка, и собачонка… Если у вас действительно небольшой автомобиль с лишь номинальным багажником, то, наверное, есть смысл установить дополнительное вещевое отделение на крышу.
Сейчас уже редко встретишь авто с банальным открытым багажником, к которому привязан огромный тюк скарба – путешественники перешли на закрытые «пеналы», объем которых весьма внушителен – до 300 литров. Штука хорошая – и запирается, и большого воздушного сопротивления при движении не оказывает. Замечу только: тут ситуация – как со шкафами в квартире. Если появится новое свободное пространство – оно будет немедленно заполнено вещами. Нужными или бесполезными – вопрос риторический.
Ну да ладно, у каждого свои привычки и пристрастия. Мы же остановимся на тех предметах, которые в дороге иметь просто необходимо. Но сначала о маршруте. Вы решили, где именно будете отдыхать, и разузнали все о возможных ограничениях, связанных с пандемией коронавируса. А вы определились, где заночуете по дороге? От Уфы до Черного моря порядка двух с небольшим тысяч километров. Конечно, их можно проехать и за один присест, как это много лет практикует один мой приятель, приезжая из Новороссийска в отпуск в родную Уфу. Дорога занимает сутки ровно. А сутки за рулем, друзья, это очень большая нагрузка. Вот почему даже профессионалам категорически запрещено находиться столько времени без отдыха в пути. Что уж говорить о любителях! И потому за день разумно будет управлять не более 10-12 часов. Как раз примерно на полпути от Уфы до побережья Краснодарского края, куда чаще всего и отправляются автопутешественники, находится Волгоград. Именно в этом городе или в близлежащем Камышине и можно остановиться на ночлег. В придорожном мотеле приятно будет принять душ и отдохнуть перед вторым днем пути. Мотелей там много, и они разные по комфорту, качеству обслуживания и, конечно, расценкам. Одно, наверное, не гарантировано нигде – это тишина. Здесь ночные хождения, заселения-выселения привычное дело, и в полной тишине поспать не удастся. Другой вариант – переночевать в машине. Если вас двое, то можно разместиться вполне комфортно. Ясно, что только самые отчаянные головы остановятся на ночлег на темной трассе, все же лучше выбрать освещенное место рядом с постом ДПС. Но о прохладном душе придется забыть, свежим с утра вы за руль не сядете.
Вообще, если говорить о свежести и бодрости за рулем, то хочу предупредить об одной очень неприятной штуке, которая профессионалам известна как «эффект тридцатого километра». Многие об этой возможной неприятности и не догадываются, так как искренне считают бодрящим напитком… растворимый кофе. На самом деле бодрит кофеин, который содержится в оболочках кофейных зерен. Именно оболочки в переработку в процессе изготовления растворимого кофе и не попадают. А попадает внутренняя часть, где кофеина почти нет, а в основном содержится теобромин. Именно он и вызывает снотворный эффект через 25-30 минут после употребления напитка. Как раз водитель успевает отъехать на те самые 30 километров, после чего его начинает клонить в сон. По статистике, именно при таких обстоятельствах аварии и случаются. А потому, выезжая ранним утром в путь, забудьте о растворимом кофе. Лучше набрать в термос крепкого чаю, уж он бодрит наверняка и без всяких фокусов на тридцатых километрах.
Не забывайте останавливаться на отдых. Пять минут после каждого часа в пути позволят вам взбодриться. Через каждые четыре часа рекомендуется сделать привал подольше – можно перекусить, прогуляться по близлежащему лесочку. Так как подобные автопутешествия выпадают, как правило, на лето, то мы обычно останавливались, чтобы искупаться. Конечно, выбирали не дикие места, а те, где есть купающиеся. Бодрит это просто великолепно!
Очень удобна в дороге сумка-холодильник, которая позволит сохранить продукты либо горячими, либо, напротив, холодными. Горячее редко кто берет с собой в дорогу (хотя, не сомневаюсь, ваши дети будут счастливы, если вы им на привале разведете в кипятке доширак), а вот прохладные напитки в пути будут очень даже кстати. Удобно, если у вашего автомобиля полка багажника съемная. Оставьте ее в гараже или дома – и вам будет достаточно протянуть из салона руку, чтобы достать холодильник из багажника.
Внимательно отнеситесь к содержимому аптечки. Именно отправляясь в путешествие, в ней просто необходимо иметь таблетки от укачивания, средства от температуры и простуды, противоаллергические, обезболивающие и антисептические препараты, лекарства для нормализации пищеварительной системы, термометр, жгут, бинты, крем от ожогов.
Теперь об автомобиле. Меня всегда забавляют советы вроде таких: необходимо отрегулировать все, что регулируется, поменять масло, проверить уровни технических жидкостей, давление в шинах… Уважаемые, все это надо делать вовремя и согласно установленным изготовителем регламентам. У хорошего автовладельца машина в любой день и любой момент готова к абсолютно любому путешествию. Давайте только проверим, все ли необходимое мы взяли с собой. Итак, обязательно в пути имеем: знак аварийной остановки, светоотражающие жилеты, комплект для ремонта проколов в авторезине, домкрат, компрессор для накачивания шин, буксировочный трос, лампочки для наружных световых приборов, огнетушитель, рабочие перчатки, фонарик, очки. О последних следует сказать особо. Очки для защиты глаз от солнечных лучей должны быть не просто темными, но и обязательно с поляризационным эффектом – тогда вас не будут ослеплять бликующие стекла встречных машин. И очень хорошо иметь специальные водительские очки с желтыми стеклами. Они не «солнечные» по предназначению, а очень хороши вечером, при плохой видимости, особенно в туман. В них все предметы как бы прорисовываются четче. Попробуйте!
В милые нашему сердцу былые советские времена проблем для автопутешественников хватало. Где заправляться в дороге? Сеть заправочных станций была не так развита, да и обозначенного в вашем дорожном атласе заведения могло просто не оказаться. Именно поэтому львиную долю места в багажниках занимали двадцатилитровые канистры с топливом. Нынче бензином никто не запасается – нет необходимости: навигатор четко укажет все заправки. Правда, я много лет не изменяю правилу: вожу в укромном месте багажника специальную пятилитровую канистру из антистатического пластика с бензином (хранить топливо в обычных пластмассовых емкостях категорически запрещено). Иногда выручает, когда забудешься где-нибудь на охоте. Пару раз помогал коллегам-любителям на трассе.
Кстати, надо быть очень внимательным при выборе той или иной заправочной станции. Доверяйте только проверенным фирмам! Никогда не забуду, как мой автомобиль встал намертво, проехав несколько километров после одной такой подозрительной «точки». На ближайшей станции техобслуживания из бака моей «Шкоды» вылили полсотни литров бензина, который не воспламенялся даже от зажженной спички! Желание вернуться и показать кузькину мать заправщикам я не мог исполнить по определению: чек не сохранил, да и возвращаться было уже прилично по расстоянию…
Понятно, что с собой иметь надо и права, и техпаспорт, и страховку. Но не забудьте и гражданские паспорта, и страховые медицинские полисы. Банковские карты для расчетов очень удобны, но не помешает иметь и определенную сумму наличных денег. Поверьте, до сих пор обстоятельств, где выручат только наличные, немало. Только не надо складывать деньги в сумочку, которая будет небрежно валяться на заднем сиденье - охотников за подобными «подарками» на трассе хватает.
Теперь о придорожных кафе. Перекусить в них можно, но по возможности этого делать не стоит. Как-то я слышал такую, вроде толковую, рекомендацию.
Мол, если увидите у кафе фуру дальнобойщиков, то можно смело здесь пообедать, шофера-профессионалы где попало есть не будут. Я поинтересовался у знакомого дальнобойщика, так ли это. Он улыбнулся: «Все мы разные. Кто-то бережет свой желудок и выбирает кафе придирчиво. Но среди нас есть и такие, кто из экономии и в «гастритном» заведении перекусить может». Из его слов я сделал такой вывод: один автопоезд еще ни о чем не говорит. Увидите много машин – тогда наверняка в этом кафе хорошее соотношение цены и качества.
Опытные путешественники никогда не покупают овощи и фрукты на трассе: мало того, что они уже не могут быть экологически чистыми, вас к тому же и обвесят, можете не сомневаться.
В пути лучше всего разговаривать, можно поиграть, в города, например. Дети, конечно, увлечены гаджетами. Почему надо разговаривать? Это позволит водителю не уснуть, особенно когда он отдыхал недолго. Не лучший случай – когда все в салоне спят, а в динамике монотонно звучит аудиокнига…
Очень хороши для пассажиров в пути подковообразные подушки вокруг шеи, они бывают надувные и много места в бардачке не занимают. Полезно прихватить с собой плед или одеяло. Кому-то на заднем сиденье укрыться и подремать – милое дело!
И совет напоследок: лучше всего отправляться в путь ранним утром в понедельник или иные будние дни. Хуже всего – в пятницу. Даже если вы на рассвете выскочите из спящего еще города, то после обеда трасса будет забита однозначно. И – увы – благодушным и доброжелательным настроение будет далеко не у всех. Это вы, радостные, едете к морю. А остальные – кто куда…

Артем МАКСИМОВ.

Вернуться назад