Главная > ОБЩЕСТВО > Вручить ребенку ключ от его собственной жизни

Вручить ребенку ключ от его собственной жизни


15-06-2021.
Вручить ребенку ключ  от его собственной жизни

Член Общественной палаты Республики Башкортостан, директор АНО «Центр социальных технологий «Ломая барьеры» Алина Хабирова стала победителем Всероссийского конкурса Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «Вектор детства» в номинации «Поддержка детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья».

Мотивационно-обучающий проект для детей с ограниченными возможностями здоровья "Умею жить" Алины Хабировой, организованный при поддержке Фонда президентских грантов, вошел в топ-10 лучших региональных проектов, поданных в оргкомитет конкурса.
А сейчас предоставим слово победителю.

«Что будет с моим сынишкой?»

– Наш проект стартовал в сентябре 2019 года, а завершился в декабре 2020 года, то есть он длился полтора года.
Основная его идея идет от запроса родителей особенных детей, ведь самый первый вопрос, который они задают, когда приходят к нам в Центр, звучит так: «А что будет с моим ребенком, если меня вдруг не станет?» И что их успокоит, кроме полученного ребенком опыта самостоятельной жизни?
Разумеется, ребенок должен уметь коммуницировать, он должен быть самостоятельным на улице и дома, впитать трудовые навыки, ориентироваться в пространстве, знать, где лево, а где право. Казалось бы, самые обыденные вещи для нас очень сложны для особенного ребенка.
Ребенку надо научиться жить без посторонней помощи. В нем должна быть развита самостоятельность. Все эти вопросы мы решали в нашем проекте. Он получился очень многозадачным и комплексным. Я думаю, потому и стал победителем. Ведь такую проблему не решить одним мероприятием или двумя, это большая, многогранная работа как с родителями, так и с самим ребенком.

Начало

– С детьми мы занимались по различным направлениям, были привлечены самые разные специалисты. И задачу свою мы выполнили.
В проекте были задействованы 510 детей в возрасте от 7 до 14 лет с разными диагнозами, разными возможностями и ограничениями по здоровью.
Вначале для них проводились мероприятия, где дети выполняли легкие задания. Мы привезли их в незнакомую местность и обучали ориентированию в пространстве. Шли от элементарного - «налево», «направо», «назад», «вперед»…
Когда отработали это умение, плавно перешли к формированию бытовых навыков. Придумали наше ноу-хау: дневники-календари, чтобы детям было интересно, процесс обучения сделали в форме игры – в них были интересные наклейки. Ребенок выполнял задание – и приклеивал на календарь наклейку, календарь постепенно заполнялся, подопечный получал новые знания…
Почистить зубы, помыть полы, про- пылесосить квартиру. Опять-таки – то, что нам привычно, то, что мы делаем постоянно, практически не замечая, некоторым ребятам выполнить очень сложно. Понятно, здесь имеется множество нюансов, двойные задания: к примеру, задание «пропылесосить» для ребенка, который боится шума, очень тяжелое, даже невозможное. Значит, вступает в силу вторая часть задания: подмести пол. Дабы исключить то, что ребенок сделать не сможет.
Мы работали над мотивацией: все проходило в форме игры, доступным образом, чтобы ребенок даже и сам не понял, что учится, а на самом деле
уже научился.
Это задание наши дети отрабатывали в течение трех месяцев. Чтобы навыки не только сформировались, но уже и закрепились, отложились у ребят в голове. В результате наши дети научились обслуживать себя сами (помимо уборки игрушек – помыть голову, расчесать волосы – для многих это было проблемой), убираться дома, приготовить стол для еды…
Наш психолог дал различные рекомендации, как можно стимулировать, мотивировать детей. Это дополнительно увеличило эффективность заданий.

Мотиваторы

– Далее мы организовали встречи: к нам приезжали спикеры из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары. Это люди с инвалидностью, добившиеся успеха в жизни. То есть действовал личный пример. Потому как у нас есть опыт: когда мы приглашали на встречи просто людей, добившихся успеха, не было такого отклика, поскольку дети всегда сравнивают: «Да, вам легко говорить, у вас-то руки-ноги целы»… Тогда мы переработали формат встреч, потому что у нас немало примеров, когда люди с инвалидностью действительно ломают барьеры. У нас было четыре встречи в течение этих полутора лет – со Станиславом Бураковым, Еленой Волоховой, Венерой Денискиной, Татьяной Борисовой, они приезжали к нам в разное время, охотно встречались с детьми, общались с ними.
На ребят эти встречи произвели большое впечатление: ребенок видит такого человека, реально добившегося успеха, у него появляется надежда, он понимает – все возможно, раз добился человек с инвалидностью, значит, и он тоже сможет. Поэтому и проект наш называется «Мотивационно-обучающий». Обучать – это одно, но и мотивацию поддерживать тоже очень важно.

Профессиональное обучение

– Мы понимаем, что каждый ребенок когда-то вырастет. А также понимаем и то, что не все дети смогут получить профессию. Какую же уверенность мы можем дать им на будущее? Уже сейчас мы способны дать им какие-то трудовые навыки так, чтобы они были уверены: даже если они не получат никакого образования, они смогут прийти в какую-нибудь организацию, на предприятие и сказать: «Я умею это делать! Возьмите меня на работу!» И вот за полтора
года мы смогли обучить детей одиннадцати профессиям. Занятия проходили в виде мастер-классов, где ребята все делали своими руками, они уже поняли – «Я смогу!» Дети обучались таким профессиям, как пекарь, флорист, фуд-фотограф, кондитер, швея, работник типографии, дизайнер одежды, садовник, столяр, плотник, свечник (забытая профессия снова в тренде). Понятно, что обучение мы адаптировали под детские возможности, вернее, под их ограничения. Детям говорили, что есть сложная продукция, которую они пока не могут изготовить, чтобы у них не возникало абсолютной уверенности: «Я все могу», ведь это неправда. Они понимали, что пока могут освоить только самые азы, но при желании пойдут и дальше. До сложных вещей ребята продвинулись в двух профессиях – работник типографии и швея. Швейное дело они освоили вплоть до шитья штор. В типографии ребята делали мягкие магниты на холодильник, брошюры, перенос рисунка на ткань, на кружку. Все эти работы они сейчас могут исполнять самостоятельно.

Работа с родителями

– И конечно, мы работали с родителями. Потому как очень важно, чтобы они осознавали проблемы и потребности своего ребенка. Ведь большинство родителей до сих пор живут в стадии неприятия диагноза. Они не пережили шоковый момент, когда им сообщили, что у них ребенок с особенностями. Из-за этого идет цепочка следующих проблем: родитель, в основном, конечно, мама, начинает от ребенка требовать, как от здорового. И это замкнутый круг – ребенок закрывается и вообще ничего не делает.
Мы организовали два курса психологической поддержки родителей, где все прорабатывалось с каждым человеком индивидуально, дабы они приняли тот факт, что их ребенок – особенный. А уже потом они совместно с нашим психологом составляли карту маршрута развития ребенка – разумеется, индивидуально, для каждого. И вот тут родители смогли воочию увидеть, что ребенок развивается, просто динамика у него другая. Конечно, особенно тяжело тем, у кого первый ребенок здоровый, у них уже был пример того, как он рос, и они постоянно сравнивают… Для проработки таких моментов наш психолог с ними провел два курса.

«Погуляй со мной»

– Осталось рассказать еще о двух компонентах нашего проекта: это социальная акция «Погуляй со мной», когда мы с ребятней выезжаем в общественные места, посещаем культурно-массовые мероприятия, то есть моменты, когда наши дети находились в общественных пространствах, учились взаимодействовать с людьми в незнакомом месте. Это очень важно.
А еще – впервые для нас! – мы сделали адаптационный лагерь. То есть в рамках этого проекта дети с родителями выехали в лагерь, и, как закрепление всего пройденного пути, мы проводили занятия – с родителями, с детьми, а также спортивные игры. Речь о мини-курсе всего, что было в течение полутора лет, перенесенном на природу. Ребятам распределили различные зоны ответственности - они сами готовили, сами убирали территорию. Это принесло детям много радости, они гордились, что отвечают за свой участок, старались выполнять возложенные на них обязанности как можно лучше.
И еще: в рамках проекта мы решили попробовать, (а когда все получилось, начали практиковать) следующее - самих подопечных мы задействовали
в качестве волонтеров на мероприятиях проекта. Начали с самого простого: регистрация, раздача брошюр. Очень важно, чтобы дети уходили от иждивенческой манеры поведения, чтобы у них не было установки «Я инвалид, все сосредоточено вокруг меня».
Все в совокупности, каждое мероприятие, каждое занятие подготавливало ребенка к самостоятельной жизни. И хотя наш проект официально завершен 30 декабря 2020 года, он продолжается и по сегодняшний день – ребята и родители так сдружились, что до сих пор не расстаются.

Победа на форуме

– На форуме мы организовали зону проекта, изготовили конструкции, на которых были напечатаны цели, задачи, фотографии, этапы реализации проекта. Два дня я дежурила возле стенда, любой желающий мог подойти и спросить, что и как мы делали, либо поделиться своим опытом, как у них делают. Ведь большинство собравшихся занимаются социализацией инвалидов, просто мы применяем разные инструменты, механики, собственные наработки. Это общение,
обмен опытом, как сейчас принято говорить – нетворкинг – он, безусловно, бесценен. Я за эти два дня, что проходил форум (1 и 2 июня) познакомилась с большим количеством людей, раздала очень много флаеров о нашей организации, узнала о наработках некоммерческих организаций из других регионов, многие из которых мы, безусловно, возьмем на вооружение.

Итоги проекта

– У нас есть дети, которые к моменту завершения проекта определились с выбором будущей профессии. А ведь до начала они даже не задумывались о своем будущем! Выходит, проект определил их судьбу. В итоге ребята выбрали профессии швеи, повара, работника типографии, садовода, столяра-плотника.
И открытые для проекта мастерские функционируют до сих пор.
Сейчас наши дети обучаются профессии повара, а блюда, которые готовят, они раздают бездомным, тем людям, что нуждаются в помощи
- в Никольском вокзальном храме.
А проект, конечно, будет продолжаться.

***


…На форуме Алине Хабировой в награду вручили статуэтку, диплом победителя и в качестве подарка – планшет.
Закончить этот материал необходимо высказыванием мамы особенных детей Елены Бондаренко: «Хотела выразить благодарность за проект открытых мастерских. Моим детям очень понравились занятия, они многое изучают и узнают. Открытые мастерские очень полезны для ребят, а особенно с ограниченными возможностями здоровья. Мы бы очень хотели побольше таких занятий. Спасибо вам большое за то, что не оставляете без внимания детей с особенностями!»

Записала Ирина ШЕМАТОНОВА.
НА СНИМКАХ: Алина Хабирова с наградами; занятие в адаптационном лагере.
Снимки предоставлены героиней публикации.


Вручить ребенку ключ  от его собственной жизни

Вернуться назад