Главная > ОБЩЕСТВО > «Салават за четверть века стал для меня родным»

«Салават за четверть века стал для меня родным»


8-10-2021.
«Салават за четверть века стал для меня родным»

Предстоящий ремонт памятника Салавату Юлаеву стал одним из самых «горячих» вопросов, затронутых на недавней большой пресс-конференции Главы Башкортостана Радия Хабирова.

Тема эта вызвала широкий общественный резонанс и бурное обсуждение на многочисленных публичных площадках. Это неудивительно: речь идет об уникальной скульптуре, изображающей национального героя Башкортостана, главном памятнике и символе республики, запечатленном на гербе РБ и широко известном далеко за пределами нашего края, а после проведения в Уфе саммитов ШОС и БРИКС — и во всем мире; и наконец, самой большой конной скульптуре Европы.
«Вечерняя Уфа» не раз давала репортажи о реставрации выдающегося творения Сосланбека Тавасиева. Сейчас пришло время поговорить на эту тему подробнее. Наш сегодняшний собеседник - руководитель архитектурно-реставрационного бюро «БАДИ-С» Наиля Майорова, посвятившая изучению памятника Салавату Юлаеву без малого четверть века и знающая почти все об этой скульптуре. Повод для встречи выдался приятный: на днях Наиля Рашитовна получила согласование проекта реставрации от Государственного управления по охране памятников и объектов культурного наследия Республики Башкортостан, а прежде - положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по реставрации.
Мы беседуем в уютном кабинете дома моей визави; на стенах - дипломы, грамоты, Благодарственные письма от заказчиков, в числе которых Администрация города Уфы, Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи-2014...
- Наиля Рашитовна, поздравляем с победой!
- Спасибо, но это еще не победа, а лишь один из этапов. Правда, этап очень серьезный; впереди много работы, включая прохождение еще одной экспертизы сметной документации. Необходимо провести инженерные геофизические и гидрогеологические изыскания оснований и грунтов, а также решить множество других вопросов. Наш памятник Салавату - абсолютно уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мире.
- Но есть и другие известные конные статуи, скажем, в Чехии…
- Есть! Но наша отличается, во-первых, компоновкой, во-вторых, способом установки и, наконец, расположением в городском ландшафте. К тому же, в отличие от большинства «европейцев», Салават отлит из чугуна. Решение Сосланбека Дафаевича понятно - в России иные традиции, поэтому многие памятные сооружения, связанные со значимыми датами, историческими личностями, национальными героями, выполнены именно из этого металла.
- Говорят, у нас не осталось специалистов, понимающих специфику чугуна…
- Неправда. Мастеров, специализирующихся по этому металлу, безусловно, немного, но они есть, особенно у нас на Урале. Когда мы восстанавливали четырехэтажную чугунную лестницу XIX века в одном из зданий Башкирского государственного медицинского университета, то имели честь работать с одним из таких умельцев, который по праву может носить звание «Левши»…
Наиля Рашитовна открывает передо мной страницы альбома с фотографиями, и сразу скажу, что великолепный вид воссозданной в БГМУ старинной лестницы впечатляет!
- На этом объекте мы удачно применили разработанный мной метод неразрушающего восстановления, итальянцы только недавно пришли к аналогичной технологии. Один из наших мастеров, кстати, принимал участие в реставрации рубиновых звезд московского Кремля, - продолжает Майорова. - Мы, к сожалению, разучились ценить то, что имеем: это относится и к людям, и к технологиям. Во всем мире вопросам сохранности памятников, в том числе борьбе с коррозией, — уделяется большое внимание, я отслеживаю все новинки, регулярно общаюсь с зарубежными коллегами. Могу заверить: и у России есть что перенимать.

«Салават за четверть века стал для меня родным»


- Откуда у Вас такая любовь к металлам?
- С институтской скамьи (улыбается). Окончив факультет промышленно-гражданского строительства тогда еще Уфимского нефтяного института, я работала в институте «Башгипробиосинтез», где была занята расчетами и конструированием объектов микробиологической промышленности, в том числе больших колонных ферментеров - в Ленинграде, в новосибирском Академгородке, Благовещенске, Мценске. Затем во всесоюзном объединении «Спецэнергоремонт» возглавляла конструкторское бюро, занималась разработкой технологий антикоррозийной защиты оборудования в энергетике, нефтеперерабатывающей промышленности и на других объектах, относящихся к категории стратегических. В процессе эксплуатации они подвергаются колоссальным нагрузкам, и вероятность ошибки здесь просто исключена. Проводили обследования состояния оборудования, работы по монтажу и сварочные работы. Кроме того, в свое время мы выполняли антикоррозийную защиту и металлизацию цистерн под авиационное топливо для заказчиков из Европы, где и требования, и вообще техническая культура, очень высоки. Ничего, справились (смеется); за рационализаторские предложения и технологические новшества я тогда получила вторую премию по объединению. Так что знакома с разными металлами давно. Это привело меня к возможности заниматься реставрацией, и я прошла обучение в двух известных образовательных центрах - «Петропроф» в Санкт-Петербурге и «А.Ф. КОНТО» в Москве. В будущем это позволило мне получить лицензию Минкульта России на научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы, а также в области реставрации, воссоздания и консервации памятников и объектов культурного наследия.
- Вернемся к национальному герою башкирского народа… нашему герою. Как Вы «познакомились» с Салаватом?
- В 1997-м мне предложили принять участие в конкурсе на реставрацию памятника. Сроки были сжатые - восстановление поверхности скульптуры и устранение имевшихся дефектов нужно было провести за один месяц. Это при том, что с момента установки в 1967-м к Салавату практически не притрагивались. К тому времени у меня уже был достаточный опыт, но согласилась я не без мучительных внутренних раздумий: ведь это не просто памятник, гениальное по замыслу и исполнению творение Тавасиева, это - символ республики, ее национальный герой! Я просто не имела права на ошибку, на кону была моя профессиональная репутация. С другой стороны, для меня как для инженера любой памятник - прежде всего объект, сооружение из металла и камня, который нужно привести в порядок, образно говоря, «вылечить». И так же, как у врача, первая заповедь реставратора - не навреди! Тогда, в 1997-м, в конкурсе тоже участвовали питерские и московские специалисты. Но предложенный ими пескоструйный способ очистки оказался, извините за прямоту, варварским. Эта технология вообще считается не совсем удачной.

«Салават за четверть века стал для меня родным»


- Почему?! Старые кирпичные здания после такой реставрации выглядят красиво…
- Если присмотреться, то на старой кирпичной кладке можно заметить гладкий защитный слой, визуально похожий на оплавку. А мощный напор песка разрушает этот защитный слой, и внешний вид кирпича со временем становится хуже. Предложение же покрыть скульптуру Салавата на европейский манер патиной тоже не выдерживало критики: ее чаще используют на меди и бронзе, к тому же в нашем резко континентальном климате через два-три года это покрытие будет иметь весьма непрезентабельный вид. Тогда я предложила свою неразрушающую технологию, мы провели пробную проверочную процедуру, и в итоге реставрацию доверили мне. Муртаза Губайдуллович Рахимов, в те поры Президент республики, практически ежевечерне приезжал посмотреть на то, как ведутся работы. В День Республики Салават Юлаев предстал перед народом во всем великолепии, и для нас это был общий праздник.
- «Вечерняя Уфа» писала об этом...
- Да, помню, то была первая серьезная публикация на эту тему. И я всегда, с момента первой реставрации, говорила о том, что памятник требует тщательного, всестороннего ежегодного обследования, и скорее всего в будущем ему потребуется капитальный ремонт и реставрация. Обследования и текущий ремонт проводились до 2012 года. К сожалению, не всегда в бюджете хватало средств, поэтому научно-исследовательские работы по скульптуре мы провели только в 2020-м. И они однозначно говорят о том, что памятнику требуется капитальная реконструкция. Иначе он дойдет до так называемой «технологической точки невозврата», после чего затраты на восстановление будут на порядки выше: возможно, некоторые элементы конструкции придется создавать заново.

«Салават за четверть века стал для меня родным»


- Можно подробнее: каково нынешнее состояние памятника и почему вообще требуется ремонт?
- Причин несколько. Эта скульптура - не монолит, она состоит из множества тюбингов (элементов): фигура всадника, корпус, голова и ноги коня и так далее. Все части соединены болтовыми и специальными креплениями - оправками. - Наиля Рашитовна вновь открывает альбом с фотографиями, и на некоторых из них я впервые вижу памятник изнутри. – Обратите внимание: значительная часть внутренней поверхности покрылась ржавчиной, в некоторых местах стыковки отсутствует крепеж - болты и оправки. Возможно, причина в небрежной сборке, могли быть допущены и оплошности при отливке. Но как специалист по металлам, я абсолютно убеждена в том, что основная причина разрушений кроется в возникшем изменении схемы нагрузок и активной электрохимической коррозии. Конструкция имеет три точки опоры (это часть уникального решения). Так как передняя левая нога коня имеет дефект отливки, то она работает с перегрузкой. Помимо этого произошли деформации стыковочных узлов и ослабления сварных швов. Через образовавшиеся трещины влага проникла внутрь и стала причиной коррозии внутренних полостей. Все это вкупе и привело со временем к ослаблению всей конструкции памятника. Еще один важный момент - сама скульптура расположена непосредственно на плинте (небольшой плите), которая стоит на стилобате. Из проведенных геодезических замеров по сохранившимся реперам видно, что стилобат «гуляет» в пределах нескольких сантиметров в год. Не буду утомлять техническими деталями, но поверьте - ситуация достаточно сложная. И сегодняшнее руководство республики совершенно справедливо озаботилось состоянием памятника.
- Какой Вы видите «дорожную карту» реконструкции?
- В первую очередь нужно провести ряд изысканий по основаниям и грунтам: инженерно-технических, инженерно-геофизических и инженерно-гидрогеологических; и лишь затем оценить полный объем и последовательность необходимых работ, - Наиля Рашитовна достает с полки очередной том с подробными чертежами, трехмерными проекциями и технологическими выкладками. – Далее необходимо при помощи спецтехники снять памятник с основания и на земле, в десяти метрах от кургана, провести все требуемые восстановительные процедуры. И только потом уже укрепить стилобат и вернуть скульптуру на ее законный пьедестал. Кстати, сборка памятника в 1967 году тоже происходила на месте его нынешнего расположения.
- Невозможно представить себе пустоту на этой площади, фантастическая картина...
- Других вариантов нет. В любом случае постамент нужно укреплять, предварительно освободив его от давления сорокатонной скульптуры, это элементарный инженерный расчет. К тому же проводить масштабные реставрационные работы без снятия скульптуры для замены дефектной части передней левой ноги рискованно. А еще будет усилен каркас памятника и выполнено цинкование внутренних полостей, например, как у нью-йоркской статуи Свободы. По наружной поверхности памятника будут выполнены ремонт и антикоррозионная защита. Изменений во внешнем облике не произойдет.
Поверьте, я тоже очень переживаю за Салавата, за четверть века он просто стал мне родным (вновь улыбается). Но мы должны ясно осознавать свою ответственность и просто обязаны сохранить этот уникальный памятник для будущих поколений. Как бы пафосно это ни звучало.
- Спасибо за беседу, желаем и Вам, и всем нам успехов!
- Взаимно, вам тоже большое спасибо.

Беседовал Булат ГАЙНЕТДИНОВ.
Фото автора и из открытых источников.




Вернуться назад