Главная > ОБЩЕСТВО > Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!


18-01-2022.
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!

В одном из уфимских колледжей произошла неприятная ситуация: вся группа ополчилась на одного студента. Он действительно редко посещал лекции, но тому была причина: у молодого человека были ограниченные возможности здоровья. Возможно, в силу юности и непонимания его сокурсники не желали с этим считаться. И неизвестно, чем бы закончился этот случай, если бы в дело не вмешались специалисты Ресурсного центра инклюзивного профессионального образования. Они сумели решить проблему так, что довольными остались все.

…С заведующей центром Гульнарой Нафиковой (на верхнем снимке) мы сидим в сенсорной комнате, ведь их организация – структурное подразделение Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники, директором которого является Сайфетдин Кунсбаев.
Гульнара – молодая женщина с особенностями здоровья, тем не менее, в ее активе – два высших образования, множество курсов и тренингов. Она знает не понаслышке, как непросто влиться в коллектив, где учатся здоровые ребята, как найти свое место в группе и завоевать уважение сокурсников. Своим опытом заведующая щедро делится с новыми студентами с нарушениями здоровья, решившими покорять высоты науки.
- Наш центр действует с 2016 года, он помогает, сопровождает, курирует студентов с нарушениями здоровья. Это консультативная и методическая помощь, мы также координируем инклюзивное профессиональное образование в колледжах Башкирии, на данный момент – северную часть, в качестве Базовой профессиональной образовательной организации. На юге действует такое БПОО в Салавате. То есть мы – за инклюзивное профессиональное образование, - объясняет Гульнара Раяновна. - Если в колледже учится хотя бы один студент с нарушениями здоровья, то это образовательное учреждение является инклюзивным. Задача администрации учебных заведений - создать все условия даже для одного студента. Это доступная среда по нозологиям (заболеваниям). К примеру, если учится студент с нарушением зрения – соответствующая доступная среда, если опорно-двигательный аппарат – это могут бы колясочники или люди, передвигающиеся на костылях. Для них, понятно, пространство оформляется совершенно иначе. Вот наш центр как раз и занимается развитием в Башкортостане инклюзивного профессионального образования. Взаимодействуем мы также со школами, где среди здоровых ребят учатся дети с инвалидностью, и, конечно, близки с коррекционными школами-интернатами.
Центр – структурное подразделение Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники. В настоящее время здесь учатся 60 студентов с особенностями здоровья. Всего про Республике Башкортостан сейчас в профессиональных образовательных организациях проходят обучение 840 ребят с нарушениями здоровья.
Организация подведомственна Министерству образования и науки РБ, курирует ее Федеральный методический центр. Цель ее – построение и разработка программ, обеспечение доступной среды в учебных заведениях, методическая помощь, повышение квалификации сотрудников, педагогического состава именно по инклюзивному образованию.
В штате ресурсного центра, кроме заведующей, два методиста, психолог, специалист по техническим средствам.
Методист Гульназ Басырова ведет внутреннюю работу со своими студентами. В ее ведении их дела, успеваемость, своевременное решение возникающих вопросов. Где студент застопорился, не может справиться, Гульназ идет вместе с тьютором в учебную часть, помогает разрешать подобные моменты. Центр фиксирует все вопросы, связанные со студентами. Это внутренняя работа.
У второго методиста, Оксаны Даниловой, работа направлена на внешние задачи: она заключает договоры с социальными партнерами, осуществляет взаимодействие с общественными организациями, работодателями, центрами занятости, СМИ, контактирует с очень многими некоммерческими организациями (НКО).
Динар Якшибаев, педагог-психолог Ресурсного центра, вместе с руководителем разрабатывает и выстраивает систему психологической работы в колледже. Динар знает всех студентов УКСИВТа, с каждым проводит тестирование и консультирование. Кроме этого, в его работу входит контакт с психологами других образовательных организаций.

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!


Ильнар Киреев - специалист по техническим средствам. Он курирует вопросы по доступной среде, своевременное устранение технических неполадок, функционирование специальных приспособлений, необходимых в учебном процессе.
Тьюторы (их четверо) - это преподаватели – наставники, поэтому очень близки к ребятам с инвалидностью, особенно к тем, кто на дистанционном или домашнем обучении. Любой вопрос, касающийся понимания предмета, связь с преподавателями, взаимоотношения с кураторами – все это решается совместно.
Вся работа Ресурсного центра инклюзивного профессионального образования строится на стыке воспитательного, производственного, учебного процессов колледжа, эту важную роль выполняет заместитель директора Айгуль Арсланова, она создатель и руководитель Центра с 2016 года.
- У нас есть хорошая традиция – 1 сентября мы приглашаем всех кураторов с их группами в сенсорную комнату. Это мероприятие называется «Кураторский час». Важно понимать, что такое инвалидность, сопереживание, то есть всех ребят мы погружаем в мир инклюзии. Чтобы девушки и молодые люди прочувствовали и поняли, как живется человеку с особенностями здоровья, и потом не случилось непонимания и эксцессов. Отвечаем на вопросы, проводим различные игры на сплочение и взаимодействие друг с другом. Наблюдаем за климатом в группе, контактами между участниками, незаметно корректируем. Мы – за принятие и поддержку студентов с инвалидностью, - продолжает рассказ Гульнара Нафикова.
Очень важный момент – профориентация школьников. Центр работает со всеми школами-интернатами, где учатся ребята с особенностями здоровья. Во время деловой программы «Абилимпикса» (о нем чуть позже) проходят профориентационные дни: сюда приглашаются школьники, а также специалисты центров занятости, социальные партнеры, знакомят ребят с разными профессиями, чтобы они смогли выбрать себе дело по душе.
- Есть иногородние студенты, живущие в общежитии. Им нужно создать условия для жилья. При поступлении комендант связывается с нами, или мы выходим на нее сами и говорим, к примеру: поступило два человека с нарушением опорно-двигательного аппарата. Она сразу распределяет их на нижние этажи. Еще важно, чтобы студенты жили в ближнем корпусе и им не нужно было переходить через дорогу. Только с помощью коммуникации можно решить все задачи, - считает заведующая Центром. - Есть эмоции, а есть ситуации. Люблю говорить: «Эмоции убираем, остается ситуация». А любая ситуация разрешима. Главное – взять под контроль свои эмоции, чтобы они не мешали при решении проблемы. Это сложно, разумеется. И все люди разные, но надо договариваться, чтобы двигаться вперед.
- Одной из наших главных задач является межведомственное сетевое взаимодействие. Это трудоустройство (кстати, впервые наш корреспондент встретился с Гульнарой Нафиковой именно в Центре занятости населения на ярмарке вакансий для инвалидов) – то есть Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ, работодатели, с которыми мы плотно работаем, - рассказывает Гульнара Раяновна. - На той ярмарке вакансий у нас установился контакт с 27 работодателями, и в данное время мы договариваемся с ними о предоставлении нашим ребятам рабочих мест. Ведь сейчас середина учебного года, у нас 14 выпускников с особыми потребностями, сотрудники центра готовят для них места на производственную практику и ведут поиски работы. Для одного из наших выпускников уже готово рабочее место. У нас учатся специалисты, которые очень востребованы: программисты, веб-дизайнеры, поэтому работодатели в них заинтересованы, они воспринимают их как юных профессионалов, у которых есть ресурс, потенциал, а главное, не сформировано еще иждивенческое отношение к обществу.
– Ведем большую работу по «Абилимпиксу» (нижний снимок) - чемпионату профмастерства среди лиц с инвалидностью. Раз в год проходят региональный и национальный этапы, а раз в 5 лет – Международный. Это движение, которое объединяет все ведомства: школы, колледжи, работодателей, центры занятости… Чемпионат профессионального мастерства – мощнейший, очень жесткий «экзамен» для участников. Он приближен к профессиональной деятельности, окунает будущих специалистов в работу. Претендент полностью погружен в процесс, к нему никто не имеет права подойти, он опирается только на свои знания, умения и подготовку. То есть чемпион «Абилимпикса» считается высококвалифицированным специалистом. Там более 100 профессий. Пандемия спутала все планы, поэтому Национальный чемпионат прошел не в ноябре 2021-го, как планировалось, а состоится в 2022 году. Наступивший год будет очень активным в плане проведения – пройдет в том числе и Международный чемпионат, в котором будет участвовать один из наших студентов по специальности «Информационные системы и программирование».
Итак, наша главная задача - создание, сопровождение и развитие модели инклюзивного профессионального образования, где студент с инвалидностью может комфортно и эффективно получить профессию, специальность среди здоровых сверстников. Он не должен быть «мальчиком со справкой». Это этика, образование самих преподавателей, очень тонкий вопрос, когда сталкиваются две картины мира, и они не могут просто найти общий язык. Мы занимаемся созданием модели и ее функционированием на региональном уровне, на уровне республики, а затем и на уровне РФ, на мировом уровне. Чтобы нам всем было комфортно, – заканчивает разговор Гульнара Нафикова.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото из открытых источников.





Вернуться назад