Главная > ОБЩЕСТВО > Создано «На одном дыхании»!

Создано «На одном дыхании»!


12-08-2022.
Создано «На одном дыхании»!

Осенью, 1 октября, в Москве начнет работать уникальная выставка российских художников-акварелистов, получившая название «На одном дыхании». В едином галерейном пространстве (Саввинская набережная, 23, стр. 1, Галерея Классической Фотографии) поклонники изобразительного искусства смогут оценить уровень работ не только профессиональных художников, но и талантливых художников-любителей.

Произведения соискателей прошли «сито» тщательного конкурсного отбора. Со всей России в адрес организаторов, а это творческое объединение художников-акварелистов МСА (Мир Современной Акварели), поступило почти 800 заявок. Членами Экспертного совета было отобрано 180 работ, которые и составили экспозицию. В Экспертный совет вошли – Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, а также мастера акварели мирового уровня Илья Ибряев, Сергей Алдушкин, Ольга Литвиненко, Сергей Курбатов, Константин Стерхов.
В рамках выставки можно будет не только познакомиться с произведениями художников, но и увидеть демонстрацию создания картины, что называется, вживую, принять участие в мастер-классах ведущих акварелистов современности. Они не только покажут свое мастерство, но и поделятся собственным опытом.

Создано «На одном дыхании»!

…А теперь о том, что особенно важно для нашей республики и ее столицы – в число 180 работ, отобранных экспертами из огромного числа заявок, вошло 2 акварели художников из Башкортостана. И это акварель Лейсан Рахматуллиной «Хурмы букет» и пейзаж «К сумеркам» Джалиля Ахметгалиева.
И если Лейсан Рахматуллину, заслуженного художника Башкортостана, лауреата Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича, члена Союза акварелистов Санкт-Петербурга, обладателя огромного количества дипломов и лауреатских званий выставок самого высокого ранга, читатель «Вечерней Уфы» знает хорошо и, конечно, помнит традиционный настольный календарь «ВУ» с ее акварелями; то Джалиль Ахметгалиев не избалован вниманием главной городской газеты. Самая подробная публикация, посвященная этому художнику, выходила в «ВУ» в июне 2021 года в связи с тем, что в Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова открылась прекрасная совместная выставка Айдара Гареева и Джалиля Ахметгалиева, получившая название «Графика. Каллиграфия». Добавим, что каллиграфия – одно из заповедных направлений творчества Джалиля, который с детства был погружен в мир певучего символа и ритмов арабской вязи – бабушка нашего героя читала Коран на арабском и писать на этом языке тоже умела. Кстати, он почетный член Ассоциации каллиграфов Ирана.
Поразительно, но автор камерной, построенной на тончайших нюансах акварели «К сумеркам» в жизни носит погоны майора полиции. Ахметгалиев служит инспектором в отделе пропаганды и безопасности дорожного движения УГИБДД… Жизнь сложилась так, что, окончив некогда художественную школу и худграф БГПУ, затем поработав учителем рисования (эти строчки в анкете у Джалиля и Лейсан идентичны), он пришел в правоохранительные органы… Но все свободное время, а его не слишком много, посвящает творчеству, в том числе и искусству акварели, обратившись к этой технике не сразу. Причиной послужил уход в мир иной отца, по которому Джалиль тосковал, находя в различных состояниях природы некую перекличку с голосом, мыслями и чувствами родного ему человека… Но эти несколько лет погружения в иную стилистику дали невероятный толчок для творческих поисков художника, подарив ему некое умиротворение и снискав уважение собратьев по творческому цеху и любовь поклонников акварели… Все в работе «К сумеркам» дышит покоем, в этот час полумрака смолкает шум, начинают дымиться трубы крестьянских домиков, в воздухе распространяется неясный запах готовящейся баньки и заботливо запаренных хозяевами веников… Тишина, и душа вместе с природой раскрывается навстречу предвечерней безмятежности, суля отдохновение после тяжелого дня…

Создано «На одном дыхании»!

Что касается работы Лейсан Рахматуллиной «Хурмы букет», то, глядя на нее, я мысленно возвращаюсь к тому, о чем однажды уже рассказывала вам, читатель. Отправившись на фильм режиссера Тома Тыквера, поставленного им по роману Патрика Зюскинда «Парфюмер», автор этих строк по дороге долго размышляла о том, каким образом Тыквер решит в картине проблему ароматов, которые в каком-то смысле и формировали личность Жана-Батиста Гренуя – главного героя сей притчи, обладавшего невероятно тонким и сильным обонянием… Режиссер решил данную задачу просто гениально – за счет цвета! Безусловно, нельзя скидывать со счетов работу замечательного оператора Франка Грибе, снятые коим поля лаванды просто пьянили зал своим благоуханием. Добавим также завораживающую музыку, над которой работала группа авторов, в том числе руку приложил и сам Тыквер, а также голос изумительной израильской певицы Чен Рейс (сопрано).
Лейсан Рахматуллина, на мой взгляд, пошла тем же путем, отказавшись от изображения одного-единственного солнечно-оранжевого чуть вяжущего на вкус плода хурмы, подарив зрителю целый ящик необычных ягод (да-да, читатель, хурма – это не фрукт, а ягода!) с южного дерева семейства Эбеновых. Содержание купленного в холодные осенние либо зимние дни на уличном рынке ящичка, сколоченного из тонких светлых реек, согревшись в принявшем его доме, освободившись от крышки и тонкой бумажной упаковки, вдруг наполняет комнату медвяным, обволакивающим тебя ароматом амброзии и предстоящего наслаждения… И это истинный букет нежности и тепла, свойственных тем странам, где хурма встречается, в том числе и в дикой природе – Японии, Китае, Мьянме, Непале, на севере Индии, во Флориде, на Кавказе… В каком-то смысле Лейсан использует и прием великого Сергея Параджанова из знаменитого фильма «Цвет граната», посвященного духовным исканиям средневекового армянского поэта Саят-Новы: все художественные решения кинорежиссера в отсутствии традиционного литературного монолога лежали в чисто изобразительной сфере… Такой вот поражающий меня перевертыш совершает художник Рахматуллина, затеяв своего рода игру с начальным значением слова «букет»…

Создано «На одном дыхании»!

В общем, оба полпреда нашей республики представили на суд Экспертного совета прекрасные работы, и радостно то, что члены жюри оценили их по достоинству, включив в экспозицию столь престижной выставки.
Коллектив «Вечерней Уфы» от всей души поздравляет и Лейсан Рахматуллину, и Джалиля Ахметгалиева с этим успехом и желает их работам, написанным на одном дыхании, большого зрительского успеха!

От имени вечеркинцев
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА
и из открытых источников.




Вернуться назад