Главная > ОБЩЕСТВО > ВЕК ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ

ВЕК ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ


12-12-2013.
ВЕК ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения народного художника БАССР, лауреата премии имени Салавата Юлаева, мастера с поразительно солнечным мироощущением Адии Хабибулловны Ситдиковой.
Журналисты "Вечерки" дружили с Адией Хабибулловной и бывали у нее в мастерской, спрятанной во дворах улицы Рихарда Зорге. И каждый раз нам не хотелось покидать эти стены, пронизанные потоками света, льющегося не только из больших окон, но и из глаз хозяйки странноприимного дома, по углам которого были развешаны связки сухих, полнящихся ароматами душистого лета трав. А еще здесь хранились легчайшие тростинки исконных музыкальных инструментов башкирского народа - и каждый курай был подарен Ситдиковой знаменитым мастером Шугаюповым... Но больше всего привлекало нас не это и даже, может быть, не поразительные по цветовой палитре натюрморты живописца, оторваться от которых мы могли с трудом, а сама Адия Хабибулловна, её улыбка, чудный смех, порой сдержанность и даже суровость по отношению к тем, кто мог помешать в работе... И главное - судьба Ситдиковой, которая, при должном стечении обстоятельств, безусловно, могла бы вдохновить деятелей киноискусства на создание полноценного художественного фильма. Фильма о женщине-самородке, впервые открывшей для себя, что в мире существует такая профессия, как художник, лишь в двадцать четыре года, а собственно живописью занявшейся серьезно и того позже. Как-то, помню, мы даже привели сюда гостью из Штатов. И миссис Ирэн Катлер, искусствовед, декан библиотечного факультета одного из университетов США, потеряв дар речи, все не могла уйти от Ситдиковой, беспрестанно щелкая крутейшей по тем временам "мыльницей", запечатлевшей художницу, её поразившую, наши счастливые физиономии и картины, картины, картины, аналога которым американка не находила.
В жизни Адии Ситдиковой было все - беды, выпавшие на долю крестьянских семей послереволюционного периода, стройки Средней Азии, нужда, полунищенское бытование в предвоенные и военные годы... Цветок сей вырос на суровой почве. И, зная это, мы неустанно поражались, нет, не жизненной силе Адии Хабибулловны, вызывающей бесконечное уважение, но любви, свету и радости бытия, коими исполнены ее работы. Счастлива земля, которую прославляет такой мастер! И не каждый край может похвастаться тем, что в перечне имен, снискавших ему славу на российском и международном уровне, есть имя художника, равного по силе дарования Адие Ситдиковой.
...И тем приятнее мне сообщить читателям "Вечерки" о том, что в канун столетия со дня рождения Адии Хабибулловны в Уфе вышел альбом, автором-составителем которого является искусствовед Валентина Мефодьевна Сорокина - главный хранитель Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова, в
чьих фондах собрано немалое количество ситдиковских жемчужин. Конечно, идея выпуска такого издания заслуживала специального гранта. Что уж там произошло, мне не ведомо. Возможно, иные посчитали, что новое время диктует новые песни... Но только не в этом случае, господа, поскольку торжествующее искусство Ситдиковой вечно, как любовь и жизнь.
Но... Параллельно чаяниям БГХМ, в частности, Валентины Мефодьевны, долгие годы, вплоть до кончины Адии Хабибулловны, преданно дружившей с ней, осуществить подобный проект задумал Благотворительный образовательный фонд "Мархамат", импульс получивший от искусствоведа Тамары Леонидовны Речкаловой, некогда работавшей в нашем городе и почитающей творчество Ситдиковой (добавлю, пусть и опосредованно, но к этому имеет отношение и "Вечерняя Уфа"). Помочь фонду вызвался его стратегический партнер - ПромТрансБанк, оказавший финансовую поддержку. И тогда разрозненные звенья цепочки соединились. А результатом единения стал альбом, в подготовке которого были задействованы и Валентина Сорокина, и Ильдар Бикбулатов - фотосъемка, дизайн, и фирма "Автор", и фонд "Мархамат", и ООО "ПромТрансБанк", кстати, представивший новое издание широкой публике на благотворительном вечере "Классика и джаз", 6 декабря состоявшемся в Башкирской государственной филармонии.
Говорят, что банк, проникшись любовью к живописи мастера Ситдиковой, выпустил и календарь, страницы коего украшают репродукции картин Адии Хабибулловны. Я пока его не видела, но если дошедшее до меня известие правдиво, то чувства восторжествовали над чьим-то равнодушием, и юбилей мастера Уфа отметила на славу.
ВЕК ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ

Илюзя КАПКАЕВА.

Вернуться назад