Главная > ОБЩЕСТВО > Пять минут - и ваша “ласточка” на штрафстоянке

Пять минут - и ваша “ласточка” на штрафстоянке


8-11-2014.
На штрафные стоянки ежедневно отправляются десятки автомобилей уфимцев и гостей нашей столицы. К сожалению, нередко возникают конфликты между автовладельцами и сотрудниками, эвакуирующими транспорт. В обществе начинает формироваться устойчивое мнение: эта работа ведется не в интересах улучшения ситуации на дорогах, а в пользу коммерческих структур, проводящих эвакуацию, и не без поддержки сотрудников ГИБДД.
Проблемам исполнения законодательства по эвакуации транспортных средств на специализированные стоянки был посвящен круглый стол, проведенный Общественной палатой Республики Башкортостан в минувшую среду, 5 ноября, в здании Государственного Собрания - Курултая РБ. В дискуссии участвовали руководители УГИБДД МВД по РБ, Полк ДПС ГИБДД МВД по РБ, Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан, представители прокуратуры и столичной администрации, депутаты.
Как было отмечено, с увеличением количества эвакуированных автомобилей растет и количество недовольных автовладельцев. Сегодня на уфимских улицах стала обычной картина, когда вслед за машиной ГИБДД едут несколько автоэвакуаторов, либо сотрудник ГИБДД находится на пассажирском сиденье рядом с водителем эвакуатора - они ищут автомобили, припаркованные в зоне действия знака “Остановка запрещена”. Отлов нарушителей проводится так оперативно, что припарковавшийся на пару минут у придорожного магазина автолюбитель рискует забрать свое движимое имущество лишь на специализированной стоянке. При этом неважно, что нарушитель может вернуться к своему автомобилю еще в процессе его погрузки на платформу - машину все равно увозят на штрафстоянку, что является нарушением действующего законодательства.
Прокуратурой Республики Башкортостан были установлены факты, когда должностные лица Госавтоинспекции к применению обеспечительных мер зачастую проявляют избирательный подход.
Проблемы при эвакуации автотранспорта возникают и в связи с неоднозначным толкованием законодательства. Так, в пункте 147.1 Административного регламента МВД от 2 марта 2009 года №185 говорится: “В случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения (в том числе предоставления для управления транспортным средством иного лица и при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством), до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется”. Таким образом, эвакуация машины в присутствии владельца запрещена. Однако часто возникает вопрос о том, что же считать началом перемещения - погрузку автомобиля на платформу эвакуатора или начало движения самого эвакуатора? Данное сомнение порождает неоднозначное толкование и, как следствие, в ряде случаев, коррупцию.
Кроме того, применение такой меры как задержание транспортного средства, предусмотренное статьей 27.13 КоАП, на практике часто приводит не к неотвратимости административного наказания для большинства нарушителей, а к несоразмерно жесткому наказанию незначительного меньшинства. И главное, как показывает практика, это не приводит к желаемой цели - соблюдению правил и реальному изменению ситуации с парковкой в неположенных местах.
Участники круглого стола приняли ряд рекомендаций. Так, депутатам Госсобрания РБ предложено внести в Государственную Думу РФ законодательную инициативу об исключении из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормы, позволяющей уполномоченным должностным лицам применять задержание транспортного средства в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3, 31 статьи 12.19 Кодекса. То есть при несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним либо нарушение правил остановки или стоянки автомобиля на тротуаре, в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств. В числе рекомендаций - предложение разработать проект Закона Республики Башкортостан “О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан “О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан”, в части устранения неоднозначного толкования порядка перемещения транспортных средств.
Министерству внутренних дел России по Республике Башкортостан рекомендовано инициировать внесение изменений в пункт 147.1 Административного регламента МВД от 2 марта 2009 года №185 для устранения неоднозначного толкования положения о “начале перемещения” задерживаемого транспортного средства.
Руководству УГИБДД МВД по РБ и Полку ДПС ГИБДД МВД РФ по Уфе рекомендовано провести работу с личным составом по разъяснению порядка задержания транспортного средства. Необходима аттестация исполнительных руководителей и специалистов, замещающих должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. По мнению участников круглого стола, следует упростить круглосуточную процедуру оформления дел об административных правонарушениях, повлекших перемещение транспортных средств, и выдачу автомобилей непосредственно на автостоянке. И конечно, ужесточить меры дисциплинарного взыскания, применяемые к сотрудникам подразделений ГИБДД за нарушения законодательства.
Органам местного самоуправления совместно с УГИБДД МВД по РБ и общественными организациями по защите прав автовладельцев рекомендовано провести экспертизу обоснованности установки знаков, ограничивающих или запрещающих остановку или стоянку транспортных средств, устранить препятствия для полного обзора дорожных знаков.
Сергей ГЕОРГИЕВ.


Вернуться назад