Главная > ОБЩЕСТВО > По душам

По душам


15-05-2015.
Иногда человеку надо выговориться. Откровенничать проще с незнакомцем, например, со случайным попутчиком - сойдешь с поезда на своей станции и никогда больше не встретишься. Или по телефону - доброжелательный, внимательный спокойный голос на другом конце провода поддержит, поможет найти выход из сложной ситуации. Поплачешься в жилетку, и легче станет. Правило это одинаково для взрослых, подростков, младших школьников.
За более чем сто лет существования телефонов доверия собрано несчетное количество доказательств их эффективности. В разговоре с супервизором телефона доверия для детей и подростков Лилией Шарафутдиновой я собиралась в первую очередь выяснить, как, откуда дети узнают “горячий” номер. Готовясь к встрече, даже вышла на улицу и спросила у подростков, известно ли им, куда можно позвонить, если станет невмоготу. Из десятка опрошенных лишь один мальчик сказал, что в школе видел стенд с номером детского телефона доверия. Правда, цифры он вспомнить не смог.
- Самая эффективная реклама нашей службы - это личные беседы с детьми, - соглашается Лилия Магсумовна. - Мы ходим по школам, рассказываем о своей работе. Стараемся, чтобы во всех общеобразовательных учреждениях республики был уголок с информацией о телефоне доверия. Планируем разместить такие и в поликлиниках. Эффективно работают телевизионные ролики, которые идут по федеральным каналам. Дети их запоминают. Кто-то узнает о нас из газет.
В сентябре 2010 года Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ввел единый общероссийский номер детского телефона доверия - 8-800-2000-122. Сейчас к нему подключено 230 служб во всех субъектах Российской Федерации. Ежегодно фиксируется около миллиона обращений. Сегодня такая форма экстренной психологической поддержки особенно актуальна, поскольку предполагает мгновенную бесплатную помощь нуждающемуся, вне зависимости от его нахождения.
По словам Лилии Шарафутдиновой, в среднем на телефон поступает 40 звонков в сутки. На трубках работают психологи-консультанты, прошедшие специальное обучение. Они не спрашивают имен абонентов и не называют себя. Принципы анонимности, конфиденциальности, уважения соблюдаются четко. Позвонить можно с городского или сотового телефона любого оператора, и разговор будет бесплатным. Подростки чаще звонят вечером, после 17 часов. Дети помладше - на переменках или по дороге из школы.
Жизнь иногда подбрасывает совсем не киношные проблемы, и не каждый ребенок решается обратиться за помощью к родителям, друзьям, педагогам. Порой детям не хватает элементарного внимания близких.
- Да о чем угодно могут спросить, - продолжает Шарафутдинова, - Один из наших консультантов почти две недели делал с девочкой домашние задания. Она болела и боялась отстать от класса. В каникулы звонят из лагерей и санаториев, говорят, что скучают по дому или жалуются, что не могут установить контакт с ребятами. Отношения мальчиков и девочек, первая любовь, непонимание родителей, ссоры с друзьями.... Мы и сказки по телефону рассказываем. Нередко и с текущим суицидом сталкиваемся.
Ситуация, в которой ребенок набирает номер телефона доверия, может быть действительно кризисной, критической. Речь - о жестоком обращении, об угрозе жизни. Но вмешательство в судьбу позвонившего возможно только с его разрешения. И если ребенок, в отчаянье наглотавшийся таблеток, порезавший вены или испытывающий жесткий прессинг со стороны родственников, не назовет свой адрес, консультант не сообщит о звонке ни в полицию, ни в комиссию по делам несовершеннолетних.
- Мобильные бригады... - вздыхает моя собеседница и рассказывает о давней задумке - специальные “отряды” из психолога, социального работника, врача, готовые выехать к ребенку, нуждающемуся в экстренной помощи. Правда, для этого необходимо взаимодействие заинтересованных структур - МЧС, службы спасения, МВД, отделов опеки и попечительства, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Сейчас, если ребенок сообщает о жестоком обращении и просит о помощи, консультанты отправляют сигнальные карты в органы попечения и полицию. Уходит время. Вот если бы наделить мобильные бригады особыми полномочиями! Ведь тогда можно и рейды по республике делать. В районах потребность в психологической помощи огромнейшая.
Людмила КОНДРАШОВА.


И еще...
Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весной 1906 года в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил телефонный звонок. “Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация”, - услышал он из трубки и ответил: “Завтра церковь открыта с утра”. Наутро святой отец узнал, что звонивший повесился. Потрясенный случившимся, священник дал объявление в газете: “Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток”.
В середине 50-х годов прошлого века телефон доверия появился в Лондоне. Англиканский священник Чад Вара прочитал в газете о росте количества самоубийств и подумал, что этим людям не с кем было поговорить и поэтому они решились на такой отчаянный шаг. Тогда он дал объявление в газету со своим номером и приглашением поговорить. Обрушилась лавина звонков. Чад Вара понял, что одному не справиться, и стал искать добровольных помощников.

Вернуться назад