Главная > ОБЩЕСТВО > "Сможем ли мы называться народом, если не сохраним священную гору Тратау?"

"Сможем ли мы называться народом, если не сохраним священную гору Тратау?"


11-12-2015.
"Сможем ли мы называться народом, если не сохраним священную гору Тратау?"

Нынешний год для доктора филологических наук, главного научного сотрудника Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Розалии Султангареевой особенный - юбилейный. Недавно ее чествовали на ученом совете института. В адрес этой удивительной красивой женщины, яркого талантливого человека было сказано немало добрых, теплых слов. Поздравительные телеграммы от коллег приходили из разных уголков России. Сегодня мы беседуем о том, как важно сегодня в эпоху глобализации сохранить себя, свои корни, родную природу, то сокровенное, что накапливали наши предки тысячелетиями.

- Когда-то давно у тюрков человека чествовали, поздравляли с днем его рождения каждые 12 лет. Я прошла уже пять таких жизненных циклов, - рассказывает Розалия Асфандияровна. - Начинается новый этап, вхождение в более зрелый во всех отношениях возраст. Я очень благодарна своим коллегам, институту, где проработала 33 года. И благодарна судьбе за то, что она дает мне силы заниматься тем, что я люблю: наукой, просвещением, общественной деятельностью. С годами все больше уверена в том, что наука не должна служить узкому кругу специалистов. К примеру, фольклор, которым много лет занимаюсь, должен снова стать достоянием народа. Я много езжу по районам, читаю лекции, провожу семинары, но этого мало. Нужно издавать больше книг, в том числе научно-популярных. Потребность у людей в этом немалая, они сетуют, что не знают обрядов, ритуалов своего народа. Ныне, в эпоху генной инженерии и биоэнергетики, технический прогресс пожирает себя и не в состоянии выработать ресурсы для спасения человечества. Скорее всего, уже запущен обратный процесс, пагубный для нас, когда гонка обогащения и потребления во имя материального первенства затмевает все духовно-прогрессивные начала. Потому ныне мы нуждаемся в тех знаниях, которые наши предки выработали за тысячи лет. Они зашифрованы в форме мифов, сакральных действ, ритуалов, запретов. Это древние, священные и не имеющие равных по силе воздействия, по мере накопленного опыта знания о невидимых связях Вселенной и человека, о потенциалах живой природы, об энергетически сильных полях (местах) земли.
- Действительно, сегодня все подчинено коммерции. Мы утратили те знания, которыми обладали наши бабушки и дедушки, зато теперь нередко живем по чужим сценариям. Новый год у нас давно уже проходит по восточному календарю, под знаком того или иного животного. Большой популярностью у молодежи пользуются хеллоуин, день святого Валентина...
- Соглашусь, что такая ситуация радовать не может. Но я по натуре оптимист, поэтому искренне верю в то, что наши добрые старые традиции возродятся. Иначе мы просто не выживем. Я абсолютно уверена: фольклор является механизмом воспроизводства духовных, психологических, физических сил народа. И нам в условиях кризиса эти силы необходимы. В народном творчестве заложен дух оптимизма, коллективизма, и в то же время каждый отдельный человек воспринимается как великая ценность. В настоящий момент готовлю книгу, посвященную обрядам башкир. В ней я пытаюсь ответить на один очень важный вопрос: как сумел наш народ, переживший столько бед и лихолетий, сохранить себя. Думаю, что все модные западные, восточные веяния, которые на самом деле нам чужды, недолговечны. Ведь они никакой духовной, энергетической силы не дают. Как хорошо, что в нашей республике вновь открылись школы сэсэнов. В районах проводятся праздники в честь народного героя Урал-батыра, когда большое количество людей, собравшихся вместе, читают эпос "Урал-батыр": каждый по несколько строк, затем чтение подхватывает другой. Люди отправляют свои благопожелания в космос и делают это во имя мира на земле. На одном из таких праздников, в Белорецком районе эпос читали пятьдесят восемь человек, а большая площадь была заполнена людьми. Уже третий год проходят флешмобы, посвященные Урал-батыру. Так мы ставим преграду агрессии, ненависти, злобе.
- Розалия Асфандияровна, в статьях и книгах Вы очень тонко, с большой любовью пишете о родной природе, о сакральных для жителей Башкирии местах. Вы одушевляете и одухотворяете горы, реки, озера, пещеры. Как Вам нравится идея поселить Деда Мороза в канун Нового года у подножия Тратау?
- Думаю, это прекрасно, и Дед Мороз - это еще один голос, и довольно громкий, в защиту горы, которую БСК рассматривает в качестве источника сырья. Если серьезно, то скажу следующее: сегодня тысячи людей благодарны Главе нашей республики Рустэму Хамитову за его мудрое решение в отношении Тратау. В прессе продолжают обсуждать эту тему, много говорят о шиханах как об уникальном памятнике природы, священной горе. Почему народ считает Тратау таковой? В прошлом году мы с группой коллег - кандидатами филологических наук Айгуль Хакимьяновой, Фанирой Гайсиной и моим аспирантом Тимуром Мурясовым - выезжали в Ишимбайский район в фольклорную экспедицию и собрали большой материал о Тратау. И почти в каждом доме нам задавали один и тот же вопрос: "А что будет с горой?". Причем эта тема волнует как старожилов, так и молодежь. И вот к какому выводу я пришла: у этой горы свои сигналы, свой язык. Она имеет такое влияние в духовном смысле, какое нам не ведомо.
- Хотелось бы подробнее узнать о преданиях и ритуалах, связанных с Тратау...
- В Башкортостане множество мест, называемых "изге урын" (священное место), "изге тау" (священная гора), "изге шишмt"(священный родник) и другие. Издревле почитаемая башкирами священная гора Тратау среди них особо знаковая. Наши предки перед восхождением совершали омовение, молились Богу. Иные ползли на гору так, что в кровь раздирали колени. На вершине ее молились, призывали святых, затем, вернувшись, проводили обед, в котором принимали участие как мусульмане, так и христиане. К слову, такой же порядок почитания и паломничества на священные горы сохраняется (хоть и в усеченных формах) в современной обрядовой практике.
В сознании народа закрепилась уверенность в том, что "если разрушится гора - разрушится мир; выйдет большая черная вода, масло (kара май) и погубит все вокруг". Это предание записано со слов Фариды Кульбулдыевны Ишембаевой, 1931 года рождения. А Шамсехаят Ямлихаевна Сулейманова, 1926 года рождения, поведала о том, что у горы есть дух, хозяин, который появляется в белом одеянии и охраняет ее. Лет 7 назад вспыхнул пожар, и многие видели, как появился какой-то старец в белой одежде и чудом погасил огонь. Мария Филипповна Залипская в 50-х годах работала на Тратау, жгла известь. Она вспомнила, что однажды рабочие услышали сильный шум воды и громкий гул, и после этого все работы прекратились. Многие считают, что гора полая внутри. Еще рассказывали, что у одной женщины по имени Валентина парализовало дочь. Ей посоветовали оставить девочку возле камня у подножия Тратау, а самой делать обход горы по ходу солнца. На другой день девочка сама села! Целебны и травы Тратау, однако надо знать, в какой день их собирать.
- Интересно, а в наши дни кто-нибудь был свидетелем необычных явлений на Тратау?
- Уже в наше время туристы из Перми услышали голоса под землей. Один из них лег на землю на вершине и в страшном испуге бежал. Еще двадцать человек из этой группы слушали гору: она будто кричала. Многие говорят о звуке падающей воды. Известно, что гора оказывает особое влияние на настроение, физиологическое состояние людей. Информанты свидетельствуют, что "гора успокаивает, исцеляет и силу дает". Один ребенок не мог долго говорить. Родители, проезжая мимо шиханов, остановились возле Тратау. И каково же было их удивление, когда малыш начал повторять вслед за взрослыми ее название: "Татау! Татау!".
Целители, народные лекари регулярно совершают восхождение на вершину, молятся и берут силы у горы. И нет сомнений в том, что Тратау - священное и неприкосновенное место, непосредственно связанное с духовной жизнью, нравственно-этическими нормами поведения человека и древними традициями. С целостностью и сохранностью сакральной горы в народных представлениях связываются идеи мира, благополучия в целом. Тратау благословляет и вдохновляет народ. Но сможем ли мы называться народом, если не сохраним священные земли, священную гору, чистые леса и реки, колодцы, погребения авлий, доверенные нам достойными предками?

Беседовала Татьяна БАРАБАШ.
НА СНИМКЕ: Тимур Мурясов, Розалия Султангареева, Фанира Гайсина и Айгуль Хакимьянова во время экспедиции в Ишимбайском районе.



Вернуться назад