Главная > ОБЩЕСТВО > Мы имеем право на качественную жизнь

Мы имеем право на качественную жизнь


15-11-2012.
Мы имеем право на качественную жизнь

Напоминаем нашим читателям о том, что ноябрь в столице проходит под знаком качества. Такое решение принято Администрацией Уфы, чтобы привлечь внимание широкой общественности к проблеме качества товаров и услуг. На эту тему состоялся разговор журналиста “Вечерки” с заместителем главы Администрации Уфы Альфирой Бакиевой. И первый вопрос касался мероприятий, которые состоялись и еще состоятся в ходе месячника.

- В рамках этого проекта организованы две “горячие линии” с участием государственных и республиканских органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей, - рассказывает Альфира Минулловна. - Кроме того, 8 ноября в Центре торговли и развлечений “Мир” специалисты отдела по защите прав потребителей провели анкетирование граждан. Требовалось выяснить, какие виды продуктов и товаров пользуются у населения большим спросом, какие пищевые продукты они хотели бы исследовать. Товары, названные наибольшим числом граждан, передадут затем в экспертные организации. Результаты проверки будут опубликованы в средствах массовой информации. Кроме того, в школах города в течение ноября проходят лекции по основам потребительских знаний. Не остается без внимания и старшее поколение. В университете третьего возраста, функционирующем на базе РГСУ, проходят семинары на потребительскую тематику.
- Премьер-министр Дмитрий Медведев посчитал возможным в существующий закон о торговле внести ряд изменений. А именно - закрепить за некоторыми общественными организациями потребителей функции контроля розничных торговых точек. Он также отметил, что эти изменения могут касаться контроля соблюдения определенных правил при торговле лекарствами, табаком и алкоголем. Например, насколько соответствует стоимость товара заявленной цене. Альфира Минулловна, разъясните, пожалуйста, в чем будет заключаться этот контроль?
- Наделение общественных организаций функциями контроля розничных торговых точек позволит выявлять и своевременно пресекать нарушения законодательства о защите прав потребителей на рынке. Уполномоченные государственные органы не в состоянии уследить за всеми мелкими недостатками в этой сфере. Считаю, что такой деятельностью должны заниматься именно сознательные граждане, объединенные общей целью повышения качества товаров и услуг и пользующиеся доверием населения. Разумеется, при этом должны соблюдаться законные интересы как граждан, так и субъектов предпринимательской деятельности.
- У нас немало активных людей пенсионного возраста, которые могли бы стать костяком общественного контроля и пройти для этого обучение в народном университете. Довольно часто мы видим на прилавках продукты с истекшим сроком годности, иногда делаем замечание продавцам, иногда нет - потому что торопимся. Активисты “народного контроля качества” могли бы отслеживать ситуацию, сообщать о нарушениях в контролирующие органы. И если Неделя качества станет традиционной в городе, можно наиболее активных поборников поощрять на уровне городской Администрации.
- Такая работа в городе уже проводится на базе РГСУ. Стараясь повысить уровень грамотности пожилых граждан в сфере защиты прав потребителей, мы проводим обучения, тренинги. Наиболее активные пенсионеры стали членами Клуба народного университета третьего возраста по защите прав потребителей. Они получат основы нормативно-правовой базы, примут участие в деловых играх, встретятся с представителями федеральных, республиканских органов, осуществляющих защиту прав потребителей. Самые подготовленные члены клуба будут участвовать в “народном контроле качества”.
- Лет 10-15 назад мы были уверены, что импортные пищевые продукты качественнее продуктов местных производителей. Какова сегодня ситуация на рынке города и какой продукции отдают предпочтение уфимцы?
- Результаты опросов населения, проводимых нами последние пять лет, свидетельствуют о том, что горожане отдают предпочтение продовольственным товарам башкирских производителей. Не секрет, что пищевые растения, произрастающие в регионе проживания человека, имеют родственные ему энергию, биохимический состав и баланс веществ. Ещё совсем недавно, при ограниченных возможностях транспортных перевозок, человек употреблял в пищу только то, что росло поблизости. Сегодня отечественная продукция привлекательна для потребителя, потому что она более здоровая. Судите сами: иностранные товары проводят много часов в пути, и это отрицательно сказывается на их потребительских свойствах. Кроме того, для сохранения свежести в них добавляют всевозможные консерванты, которые не являются натуральными.
- Многие потребители сегодня грамотны, начитанны, внимательно изучают этикетки. Стараются покупать для своей семьи экологически чистые, безопасные продукты без вредных добавок и красителей. Мне известно, что в Уфе уже открыт один такой магазин, в котором сосредоточены исключительно чистые, без добавок, продукты. Будет ли городская Администрация поддерживать подобные инициативы?
- Появление таких магазинов, где продаются экологически чистые, безопасные продукты без вредных добавок и красителей, радует. Во многом наше здоровье зависит от правильного питания. Конечно, Администрация городского округа будет поддерживать подобные инициативы, поскольку здоровье населения - это важнейшая составляющая нашей социальной политики.
- Отдел по ЗПП во время своих консультаций и акций раздает немало справочного материала. Есть ли возможность на уровне города с помощью контролирующих органов выпустить справочник, где была бы сосредоточена полезная для потребителя информация? Как выбрать продукт, на что обратить внимание, то есть, необходим ли ликбез по примеру телепередачи “Среда обитания”?
- В рамках мероприятий программы поддержки малого бизнеса отдел по защите прав потребителей подготовил к выпуску справочник. В нем размещена вся полезная информация для потребителя с учетом последних изменений в действующем законодательстве. В этот блок войдут вопросы, касающиеся сферы торговли, в том числе продажи продовольственных (пищевые добавки, вредные и опасные для здоровья) и непродовольственных групп товаров (знаки по уходу за изделием). Кроме того, будут охвачены сферы оказания услуг (жилищно-коммунальных, финансовых, бытовых, медицинских, туристских, образовательных) и долевого строительства жилья. В справочнике будут названы вредные пищевые добавки.
- Замечательно, что выездные консультации правозащитников стали в Уфе традицией. В письмах читателей газеты прозвучало предложение: устраивать подобные консультации не только в ТСК, но и на территории крупных предприятий электронно-бытовой техники, на которые чаще всего жалуются потребители.
- Мы уже работаем в этом направлении. Учитывая предложения горожан, выездные мероприятия проводим именно в крупных торговых центрах, где сосредоточены, в том числе, сетевые предприятия по продаже электронно-бытовой техники. Отрадно, что уфимские бизнесмены ориентированы на защиту прав потребителя и выходят с предложением о проведении таких мероприятий на их территории. Примером этому является Центр товаров для ремонта “Радуга” на улице Менделеева. Проводимые нами акции, в частности День качества, охотно поддержал Центр торговли и развлечений “Мир”.
- Больше всего жалоб в редакцию поступает на ЖКХ: и на качество обслуживания, и на сложные для понимания расчеты ЕРКЦ. Пожалуй, это самая запутанная и непонятная для граждан сфера. На что прежде всего следует обратить внимание, изучая квитанцию по оплате услуг, как проверить, не ошибается ли ЖКХ в свою пользу?
- Учитывая остроту проблематики, каждое обращение мы берем на контроль, изучаем совместно с управляющими компаниями, МУП УЖХ города. В связи с последними изменениями, которые диктует нам жизнь, в первую очередь я бы рекомендовала внимательно изучить платёжный документ на оплату коммунальных услуг. В них должны быть указаны сведения об объемах и размерах платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг указанного расчетного периода. Кроме того, отдельной строкой потребителю должна быть предоставлена полная информация об объемах потребленных коммунальных услуг на общедомовые нужды, показания коллективных (общедомовых) приборов учета, суммарный объем полученных коммунальных услуг всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме. Также сведения о размерах перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований (если, к примеру, коммунальная услуга предоставлялась ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в случае временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и общедомовыми приборами учета). Форма платежного документа должна включать и сведения о рассрочке или отсрочке платежа, порядок и условия предоставления которых согласуются потребителем с исполнителем услуг.
Нашим читателям, которые сомневаются в правильности начисления платежей за коммунальные услуги, советую обратиться в управляющую компанию, которая обязана в течение трех рабочих дней предоставить запрашиваемую потребителем информацию. Учитывая, что в соответствии с новыми правилами в период с 23-го по 25-е число текущего месяца управляющей компанией будут сниматься показания общедомовых приборов учета, можно направить представителя домового комитета, чтобы присутствовать при этой процедуре.
- Сегодня в городе работают несколько конкурирующих между собой предприятий, предлагающих подключить квартиру к Интернету и кабельному цифровому телевидению. С годами их число будет расти, и жителей этот факт тревожит, потому что каждое предприятие проводит в подъездах монтажные работы. Не повредит ли это конструкциям дома, а также здоровью людей, и какие у жильцов в данном случае есть права: пускать или не пускать эти фирмы в дом?
- Предложения организаций, оказывающих услуги интернета и кабельного телевидения, не являются противоправными. Но свобода выбора остается за жильцами. Как указано в жилищном законодательстве, собственники жилья вправе самостоятельно на общем собрании принимать решения по любым вопросам, в данном случае определить, есть ли необходимость в установке оборудования. Решение принимается большинством голосов. Необходимо знать: за целостность элементов жилого здания ответственность несут все собственники. Помнить об этом необходимо и при проведении евроремонтов в квартирах.
- В последние годы заметно изменился климат. Зимы стоят теплые, нередко сопровождаются внезапными аномалиями: мокрым дождем, оттепелью, резкими перепадами температур. В таких условиях трудно подобрать зимнюю обувь, которая выдержала бы все капризы природы. Будут ли меняться утвержденные ранее сроки сезонов и, соответственно, сроки гарантий?
- Считаю необходимым изучить этот вопрос совместно с контролирующими органами в сфере защиты прав потребителей, а затем выйти с предложением о внесении изменений в законодательный орган Республики Башкортостан.
- В Российском Правительстве недавно были подписаны Правила предоставления медицинскими организациями платных услуг. Прежние правила от 1996 года признают утратившими силу, а новые вступят в силу с 1 января 2013 года. Хотелось бы узнать, повлекут ли эти новшества положительные изменения для потребителей?
- Главная особенность новых правил заключается в том, что они основаны не только на положениях Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, а также на положениях обновленного Закона “О защите прав потребителей”. В правилах сказано, что при заключении договора об их оказании гражданину должны предоставить информацию о возможности получить соответствующие виды и объемы медпомощи бесплатно. Отказ пациента от платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых бесплатно в рамках ОМС. Определено, какие медицинские услуги могут быть платными. Это все то, что не входит в программы ОМС. Например, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при стационарном лечении; анонимное оказание медуслуг; применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших. Однако нельзя взимать плату, если такие препараты должны быть назначены по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости других лекарств. Придется заплатить за применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи. Платно будут оказывать медуслуги иностранцам, не застрахованным в системе ОМС. В соответствии с новыми изменениями цены на услуги бюджетных и казенных медучреждений будут определяться их учредителями. Коммерческие организации смогут их устанавливать самостоятельно.
Определен перечень информации об услугах и их исполнителе, доводимой до потребителей. Медицинские учреждения обязаны представлять для ознакомления по требованию клиента копии учредительных документов и лицензии. При заключении договора пациенту по его просьбе должны сообщить, кто конкретно будет оказывать услугу, какие будут применяться методы, каковы возможные риски, их последствия и результаты оказания медпомощи.
Приведены требования к содержанию договора об оказании платных медуслуг. Прописан порядок его заключения. Можно потребовать составить смету. Все дополнительные услуги, не указанные в договоре, могут предоставляться платно только с согласия пациента (по экстренным показаниям их оказывают бесплатно).
Данные правила должны в наглядной и доступной форме доводиться до потребителей.
- Большое спасибо, Альфира Минулловна, за исчерпывающие ответы. Будем надеяться, что месячник качества в нашем городе принесет свои добрые плоды. Ведь все мы имеем право на качественную жизнь.

Вопросы задавала Татьяна БАРАБАШ.

Вернуться назад