Главная > Ретро "ВУ" > Квартира, дача, машина...

Квартира, дача, машина...


3-08-2012.
Квартира, дача, машина - кому не известна эта триада, характеризующая потребительский идеал советского общества в 1960-1980 годы прошлого века?

Вспомним, что в Советском Союзе государственные дача и машина полагались высшему слою чиновников, наличие же их у человека, не приближенного к власти и не входящего в высокооплачиваемую элиту, могло указывать на его нетрудовые доходы.
В сталинские времена на "квартиру, дачу и машину" могли рассчитывать только высшие слои номенклатуры, которым этот набор ценностей предоставлялся государством безвозмездно. Личный автомобиль во времена Сталина мог выдаваться в качестве правительственной награды. Так, в тридцатые годы личные машины получили Леонид Утесов, Исаак Дунаевский, Борис Бабочкин, Дмитрий Покрасс, Алексей Стаханов.
Одним из самых стойких и характерных дефицитов советской эпохи стали автомобили. При этом легкие развозные фургоны и внедорожники населению вообще, не продавались, так как считались средством производства и, соответственно, не могли находиться в личной собственности. Исключение составляла середина пятидесятых, когда можно было купить без всякой очереди большой седан "ЗИМ". Однако спрос на него был ничтожен из-за высокой цены (в 1953-м "ЗИМ" стоил 40 000 рублей, что соответствовало зарплате рабочего или инженера за 25-30 лет). Другие автомобили стоили дешевле, но приобрести их было нереально из-за фантастических многолетних очередей. И так продолжалось до восьмидесятых, несмотря на то, что начали увеличивать выпуск легковых машин.
По официальной статистике, например, в 1987 году по СССР в целом на каждую тысячу городских жителей приходилось 49 личных автомобилей.
Рядовые граждане начали приближаться к достижению идеала "квартира, дача, машина" в хрущевские времена, когда началось массовое жилищное строительство. В "хрущевки" переселяли трудящихся из бараков, а позже - и из коммунальных квартир. Но ни личная, ни частная собственность на недвижимость в многоквартирных домах была в СССР невозможна. Разрешался, правда, обмен, и толпились у доски объявлений люди, пытающиеся найти выгодный вариант с доплатой в неофициальном порядке.
Одновременно в городах и поселках существовал достаточно обширный частный сектор, жилье в котором находилось в личной собственности и могло выступать предметом продажи и покупки. Индивидуальное жилищное строительство сначала поощрялось как один из доступных способов решения жилищной проблемы, однако с конца 50-х годов в Уфе оно было прекращено.
Также при Хрущеве началось производство автомобилей "Запорожец", "Москвич" и "Волга" взамен устаревших "Москвича" старой модели и "Победы". Однако очереди за ними тянулись, как и прежде.
В эти же годы широко распространилось дачное строительство. Крохотные участки, конечно, отличались от дач советской партийной и государственной номенклатуры, а сама земля предоставлялась в бессрочное пользование предприятию, при котором организовывалось товарищество.
С конца 80-х годов прошлого века, когда было легализовано мелкое частное предпринимательство, началось постепенное имущественное расслоение общества. У кооператоров появилась возможность приобретать дорогую домашнюю технику, импортные автомобили, выезжать за границу. После распада СССР, с началом экономических и политических реформ трансформация потребительских стандартов усилилась еще больше.
И сегодня "квартира, машина, дача" уже не есть предел мечтаний. Появились "владельцы заводов, газет, пароходов". Появились коттеджные поселки, где высятся терема и замки. "Жигули" перестали нравиться водителям, и они предпочитают иномарки. Есть деньги - выбирай на вкус. Да вот только не у всех они есть.

При подготовке использованы материалы интернета.
Вернуться назад