Главная > Рок клуб "ВУ" > За железным занавесом формата, или Зачем кому-то нужно, чтобы на радио рок был мертв?

За железным занавесом формата, или Зачем кому-то нужно, чтобы на радио рок был мертв?


24-08-2012.
А вы, уважаемые уфимцы, никогда не задумывались, почему вся мировая рок-музыка, имеющая "прописку" на отечественных радиостанциях, датируется (за редчайшими исключениями) строго определенным периодом? Он стартует в "золотой век рок-н-ролла", в 60-х годах XX века, и неожиданно обрывается в начале 1990-х... С чем же это связано? Ваш покорный слуга, заинтересовавшись данной проблемой с подачи одного из постоянных читателей нашего клуба, провел своеобразное исследование, результаты которого рад ныне предложить вниманию читателей.

Взяв за основу традиционную форму любого мало-мальски достоверного исследования, определимся для начала с терминологией. Итак, говорить будем о радио как об одном из самых мобильных, доступных и массовых средств получения информации. Специально подчеркнем: не о какой-либо конкретной радиостанции - о радио в целом как информационно-новостном, а в нашем переложении еще и музыкальном носителе. Второй момент - собственно рок-музыка. Для чистоты эксперимента сразу "отсечем" ее отечественный советско-российский (читай, -украинский, -молдавский и любой другой "постсоветский") сегмент. Поскольку считаем, что это - тема несколько иной, не менее сложной, многоплановой и важной дискуссии. Постараемся рассмотреть здесь мировой рок обобщенно, без разделения на жанры и направления. Хотя в завершение разговора и допустим небольшое отступление от данного правила, дабы подчеркнуть сделанные выводы. Но не будем забегать вперед, а перейдем по порядку, как принято ныне говорить, к "матчасти".
Известно, что становление отечественного музыкального радио, как и музыкальной индустрии в целом, проходило "скачкообразно" - в соответствии с социальными и политическими процессами конца 80-х - начала 90-х годов прошлого столетия. Стремясь сразу же приблизиться к эталонному вещанию зарубежных коллег (история планомерного развития коих, к слову, уже насчитывала по полвека, а то и более), наши радиостанции взяли на себя некую "просветительскую" функцию. Они с готовностью знакомили меломанов с музыкальными новинками мирового масштаба и, наконец, легально передавали в эфир признанные хиты, сделав их доступными для широких масс. (Подготовленный человек наверняка заметил, что мы сознательно обходим вниманием так называемые самиздат и андеграунд - явления, безусловно, существовавшие и в сфере радио, но функционировавшие порой по собственным законам, а то и вовсе без таковых.) Однако уже совсем скоро образовательно-ознакомительная функция отошла на второй план. На радийный Олимп взошел Его Величество Формат.
С чем едят эту "штуковину" мало понятно до сих пор. Что не мешает, впрочем, активно применять данный во многом фиктивный шаблон к совершенно различного рода музыкальным произведениям. Причем использовать это лекало абсолютно вольготно, по собственному усмотрению. Но мы всё же попробовали выявить хоть какие-то общие закономерности.
"Точку опоры" для данных поисков нам подсказал классик, изрекший: "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...". А ведь действительно - если существует понятие "золотого века рока", то, возможно, и следовало бы оттуда черпать весь "форматный" материал, отринув все остальные десятилетия звукозаписи как, простите за выражение, "еретические"? На первый взгляд, выглядит такое предположение логично, особенно в свете титанических фигур "Deep Purple" и "Led Zeppelin" и их мега-хитов начала 1970-х, по-прежнему имеющих ротацию на радио. Но данному постулату находится сразу масса опровержений. Во-первых, не совсем понятно, чем же занимались вышеуказанные команды всё остальное время своего существования, если (по мнению "радиоэкспертов"!) их творчество сводится исключительно к одной-двум композициям. Во-вторых, с какой-то растерянностью и непониманием "смотрят" на такое положение дел их соратники-конкуренты, переживавшие расцвет в тот же самый период, а ныне в разделе эфирного времени не участвующие - "Slade", "King Krimson", "Steppenwolf" и другие. Ну и, в-третьих, данное предположение было опровергнуто самой практикой: 80-е и 90-е годы силами "Aerosmith", "Europe", "Nirvana" сотоварищи оказались "засвечены" - по вещице "на брата".
И вот эта-то самостийность одного хита, невзирая на его исполнителя, и натолкнула нас на, как кажется, единственное логичное объяснение форматности рока на радио. На любой (не каждый!) более или менее заметный коллектив "заводится" по треку. Максимум, крайне редко, - по два. И самое интересное, что данная "визитная карточка" не может быть изменена! Даже в случае, если действующая группа записывает мгновенно раскупаемый, популярный среди поклонников альбом, ее "лицом" на наших радиостанциях остается продукт десяти-, двадцати-, а то и тридцатилетней и более давности. Не верите? Вот вам "навскидку" списочек: Ozzy Osbourne, "Whitesnake", "Iron Maiden", "AC/DC", "Metallica", "Bon Jovi", "Van Halen", "R.E.M.", "Guns N' Roses", "Red Hot Chili Peppers". Наверняка каждый из читателей без особого труда сможет назвать по крайней мере по одному хиту в их исполнении, имеющему ротацию на радио. И датироваться эти записи будут означенным нами периодом с 1960-х по 1990-е. А на самом деле каждый из данного списка за последние пять лет хоть раз да побывал со свежим (!) альбомом или синглом в "горячих десятках" США и Британии. При этом большая часть добралась до первой строчки! А кроме уже названных, за этот же временной отрезок в чартах со своими новинками отметились Alice Cooper, "Megadeth", "Motorhead", "Nazareth", "Uriah Heep", "Yes", "UFO" и многие другие.
По нашему мнению, во всей этой ситуации налицо явная информационная дисфункция радио, уходящая корнями то ли в элементарное незнание процессов, происходящих в рок-музыке, то ли в откровенное их игнорирование. И в том, и в другом случае такая позиция радиостанций отсылает любителей музыки либо в зыбкую сферу слухов, либо к... интернету, где можно не только получить исчерпывающую информацию о новом творении любимой команды (знать бы только, где искать), но и познакомиться с самим музыкальным материалом... А мы вроде бы при этом всей страной боремся с "пиратством"...
Подводя итог нашему "исследованию", скажем пару слов и об исключениях, без которых, как известно, не бывает правил. Да, безусловно, появляются новинки рок-музыки и на радиоволнах. Но носят они в подавляющем большинстве весьма узкожанровый характер. Пост-панк, пост-грандж и прочие "посты" заполняют эфир, в то время как классические направления и маститые исполнители пребывают словно за железным занавесом. Непонятно, почему вдруг им отказано в новизне, способности "изобрести" в собственной стилистике что-нибудь интересное для современного слушателя. Потому и воспринимаются они у нас сегодня как раритеты какой-то давно ушедшей в небытие эпохи, а на Западе - являются живыми классиками, и поныне завораживающими своим творчеством которые уже по счету поколения меломанов.
Или у вас, читатели, на этот счет другое мнение?..

Никита РЯЗАНСКИЙ.

Вернуться назад