$ - 93.2918
€ - 99.5609

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Игра тревоги нашей


Игра тревоги нашей

Есть ли жизнь без хоккея? Кажется, что на этот весьма абсурдный вопрос не существует положительного ответа… Однако сразу несколько мировых «тяжеловесных» СМИ выдали совсем недавно «на гора» информацию: ледовые баталии стремительно теряют свою популярность! Уже в обозримом будущем хоккей может превратиться в замкнутый элитарный вид спорта, не интересный широкой аудитории…

«Нас много!
И мы в тельняшках!»

Примерно так воскликнули сейчас многочисленные любители хоккея. И они, безусловно, правы. Нас действительно много. Но есть серьезные оговорки. Дело в том, что, как показывают недавние исследования, основную аудиторию «шайбы» составляют те, чей возраст либо приближается, либо уже перевалил за полувековую отметку. На Международном хоккейном форуме, прошедшем в середине декабря в Москве, президент Континентальной хоккейной лиги Алексей Морозов прямо заявил: «Мы провели аналитику, средний возраст хоккейного зрителя перед телевизором составляет 50 лет. Поколение помладше сидит в социальных сетях. Обратите внимание, сколько подписчиков у российских звезд и наших хоккеистов в Instagram. Тот же Овечкин (Александр Овечкин, один из самых популярных российских хоккеистов, выступающий за команду НХЛ «Вашингтон Кэпиталз» – ред.) сильно проигрывает им. Чтобы привлечь эту аудиторию, нужно поработать, потому что мы боимся, что через 10 лет никто не будет смотреть хоккей». Категорично. Но как иначе, если статистика неопровержима, а «приложить» наличествующую цифру 50 к средней продолжительности жизни в нашей стране может как минимум любой, кто не поленится заглянуть на сайт Росстата. Мы, например, в редакции не поленились. И знаете что? Замечательный в прошлом форвард, двукратный чемпион мира и капитан сборной страны Алексей Морозов, занимающий ныне столь высокий пост в иерархии российского клубного хоккея, не изменяет своим снайперским навыкам. По данным за 2018 год, средняя продолжительность жизни мужского населения РФ равна 60 целых и 75 сотых лет. То есть, через десяток лет хоккей действительно рискует физически лишиться основной массы своей аудитории… Если, конечно, отечественные функционеры не изыщут пути привлечения в свою фан-базу новых лиц.

«Шеф, все.. пропало!»
Ну, нет, не все так драматично. На самом деле проблема «шайбы» существует не только у нас. В Северной Америке некогда вид спорта №1 (в конце концов, ладно, – №2 – сразу после американского футбола) также теряет свою популярность. Стабильно, в течение многих последних лет. Что отражается как на просмотрах (то есть, дистанционном интересе аудитории), так и на посещаемости спортивных арен. А как все мы помним, в стране «развитого капитализма» это мгновенно выражается в денежном эквиваленте. Судя по последним исследованиям, эфирами «шайбы» там интересуются лишь 37 процентов телезрителей. При том, что, по тем же данным от компании Ampere Analysis, опубликованным в Daily Mail (на минуточку, втором после The Sun по величине тиража ежедневном издании в Великобритании), охват телеаудитории футболом равен 49 процентам и показывает положительную динамику. Футболом! Читай – соккером! Мы же про Северную Америку говорим! Так что хоккейный североамериканский магнат Национальная хоккейная лига (НХЛ) давно уже перестала вести погоню за кратно(!) превзошедшими ее в суммах медиаконтрактов друзьями-конкурентами. Профессиональные лиги американского футбола (НФЛ), баскетбола (НБА) и бейсбола (МЛБ) получают от вещателей и трансляторов значительно больше, чем НХЛ. И предпосылок для изменения данной ситуации «здесь и сейчас» не видно. По ту сторону океана деятели от хоккея находятся лицом к лицу с задачей, аналогичной российским реалиям.
То есть, проблема, оказывается, не местечковая, а вовсе даже глобальная. Ситуация, в которую угодил столь популярный вид спорта, не зациклена на определенной лиге или даже континенте… Что же привело хоккей к столь нерадужному, описанному выше сценарию развития ситуации?

«Помилуйте,
это же грабеж!»

Вот. В точку. Сегодня многие специалисты индустрии развития спорта подчеркивают: «Занятия хоккеем стали слишком дорогим удовольствием для широких слоев населения». И речь идет не только о России. Детский и юношеский спортивные сегменты подготовки будущего профессионального игрока требуют от родителей все больших вложений. Экипировка, аренда льда, поездки на соревнования и в дополнительные тренировочные лагеря… «Дитя, вот тебе мяч. Может, лучше пойдешь в футбол погоняешь?» Утрируем, да. Но от истины далеко не отходим. Почему-то принято считать, что в нашей стране денежный вопрос в детском спорте (и хоккее – особенно) стоит более остро, чем за рубежом. Только давайте пока без пресловутых «откатов» тренерам, допвзносов в конвертах и тому подобного – это вообще отдельная тема. Причем для страниц криминальной хроники. На самом деле ситуации абсолютно схожи. Начнем с того, что, во-первых, и «там» не все миллионеры. Во-вторых, стоимость комплекта амуниции для чада будет зависеть, в том числе, и от производителя, а уж сравнительный ценовой анализ российского и, скажем, канадского (шведского, немецкого и любого иного) брендов вы можете, при желании, провести сами. Для «аппетита» скажем лишь, что ценник на хоккейные коньки на первом попавшемся сайте спортивных товаров плавно «перетекает» из 1 тысячи 999 рублей в 69 тысяч 999. Далее, как известно, выбор за вами. Дорого? Конечно. А то, что «там» родители будущих Бобби Халлов и Уэйнов Грецки получают больше, так тут все относительно – более или менее бюджетного сегмента российского производства в магазинах «там» не будет… Так что и в этом мы не одиноки.
Другой, не менее важный аспект кроется в том, что само развитие вида спорта как отдельно взятой индустрии развлечений, требующей все более высокого уровня подготовки спортсменов, более раскрученной медийности вовлеченных личностей и еще много чего для более качественного итогового «продукта», подобно змею Уроборосу пожирает самое себя в качестве состязания. Состязания, подчеркиваем, талантов, а не кошельков. Таланта, не подкрепленного материально, на данном этапе ребенку уже не достаточно. Массовый детско-юношеский отток из физкультуры и спорта, с которым отчаянно пытаются бороться ныне в нашей стране, это ведь не только про компьютерные игры, интернет, телевизор… Это ведь еще и про «а зачем?». Ныне никто уже не заберет юное дарование с хоккейной «коробки» среди многоэтажек прямиком на искусственный лед арены. Будь оно трижды вундеркиндом. Просто потому, что некому и не для чего. Потому что найдутся сами. Естественно – те, кто придут. И придут те, кто хотя бы морально на данном этапе готов к «перевариванию» высоченного ценника за гипотетическую, маячащую где-то в далеком будущем входную «проходку» в элитарный клуб с условным названием «хоккей профи». А если ребенок не видит перед собой реального шанса оказаться когда-нибудь в этой когорте избранных, то и играть в него не очень-то охота, а уж смотреть на мельтешение «дядек на коньках» по телевизору вообще не имеет смысла – а зачем?
Когда (и если!) это поколение «научится» при таких вводных воспринимать хоккей исключительно в качестве потребительского, как принято теперь говорить, контента, ситуация с телеаудиторией и общим интересом, конечно, изменится, но…

«Здесь играем,
здесь – не играем»

Но не везде. Семимильные шаги мировой глобализации «слышны» буквально повсюду. «Открытое пространство» интернета доводит этот процесс практически до бессознательного уровня. Если раньше, приехав в какую-то страну, турист, путешественник, переселенец мог удивиться неожиданным привычкам, ритуалам, развлечениям, то ныне – удивление вояжера может вызвать, пожалуй, лишь непосредственное воздействие местных новшеств на него самого. Воздействие тактильное, энергетическое, сиюминутное… Поверьте, уважаемые читатели, национальные виды спорта условной Индонезии будут изучены вами при должном чаянии в полном объеме в течение часа-двух с момента зарождения интереса к ним. И это включая перерыв на «попить чайку» и просмотр соответствующих тематике видеороликов. К чему это? А к тому, что Сеть «работает» в обе стороны, и сегодня в мире с хоккеем можно познакомиться хоть из Занзибара, только он вряд ли вызовет такие эмоции и переживания, что вызывает у жителей Европы и Северной Америки. Потому что условий для этого вида спорта там нет. Экзотично – безусловно. Может быть, несколько сумасшедших энтузиастов даже объединятся и организуют что-то наподобие кружка по интересам, но не более…
Одна из основополагающих проблем, связанных с мировой популяризацией хоккея – лед! А точнее – его отсутствие в натуральном виде на как минимум половине обжитой территории земного шара. А где нет естественных условий – там нет и традиций и заинтересованности. Возвращаясь к национальным видам спорта Индонезии, не заинтересует же вас на полном серьезе, например, «патшу джави»? Кстати, исконный и очень популярный вид скачек на островном архипелаге, когда наездник, держась за хвосты быков, скользит за ними на деревянном подобии плуга прямо по грязевой дорожке на рисовом поле. Или захватит прямо так, что будете из года в год наблюдать за чемпионатами, отслеживать трансляции, скупать рекламную и сувенирную продукцию, величаемую ныне коротким и емким словечком «мерч»? То-то и оно. И с хоккеем, направленным на нецелевую аудиторию, – та же ситуация. Плюс при современных масштабных миграционных мировых потоках состав населения стран претерпевает значительные изменения. И вот уже в, казалось бы, незыблемых традиционных хоккейный мекках, типа Швеции и Финляндии, «шайба» вынуждена бороться за внимание публики. А ведь «рецепт» при данном недуге любому виду спорта давно «выписан»: международные турниры…

«Утром – деньги,
вечером – стулья»

Именно так. В обратном порядке никак не работает. Североамериканская НХЛ может сколько угодно «надувать щеки», заявляя, что считает приоритетными в своей работе бизнес-интересы структуры, но на деле стратегическая команда комиссара лиги Гэри Беттмэна допустила за последние годы несколько непростительных – именно для мирового спорта в целом и хоккея в частности – просчетов. Главнейшим из них, конечно же, является неучастие игроков лиги в Олимпийском хоккейном турнире. Отсутствие регулярного крупного соревновательного форума с участием лучших спортсменов, где бы они представляли свою страну, – вообще мощнейший удар по любому состязательному направлению. Подчеркнем – регулярного. А посему оставляем тут за скобками невнятный, проведенный в межсезонье 2016 года (впервые за двенадцать лет) и с тех пор не фигурирующий в календаре соревнований Кубок мира. С его хоть и задорными, но чисто популистскими сборной Европы и, страшно сказать, Командой молодых звезд Северной Америки… Серьезно, это больше походит на какой-то шоу-рестлинг в хоккейной «коробке», чем на представительный международный турнир. Таким образом, самым сильным форумом, демонстрирующим уровень развития хоккея в мире, оставались для хоккея Олимпийские игры. Однако НХЛ уже второй цикл подряд игнорирует соревновательную программу ОИ, наступая на горло собственной песне. Ничто, как национальная идентификация ярчайших представителей «шайбы», не смогло бы гарантировать более мощного всплеска интереса к ледовым баталиям. Именно крупнейшие международные соревнования способны приковать внимание аудитории, не вовлеченной в хоккей как явление на постоянной основе. Кстати, решение НХЛ о недопуске своих подопечных на грядущую Олимпиаду в Пекине (причем формально обоснованное заботой о здоровье хоккеистов в период продолжающейся пандемии коронавируса), хоть и было согласовано с профсоюзом игроков лиги, но было жестко раскритиковано (вопреки корпоративной этике) российскими, скандинавскими и даже североамериканскими хоккеистами…
Таким образом, тенденция к «выгоранию» турниров на уровне национальных сборных на фоне все увеличивающейся бизнес-«подушки» клубных соревнований подтвердилась и в хоккее. Однако именно для этого, столь любимого многими вида спорта ситуация начинает выглядеть патовой… Если в ближайшее время все представители международного хоккейного сообщества не консолидируют усилия по популяризации «шайбы», работе с подрастающим поколением и привлечению широкой зрительской аудитории, и падение интереса к этому виду спорта продолжится – станет реальным отнюдь не радостный сценарий. Хоккей как международное явление рискует превратиться в чисто локальный элитарный клуб с яркой вывеской, обязанной, прежде всего, богатому историческому наследию, и горсткой преданных фанатов. Что-то наподобие сегодняшнего снукера… Было бы жаль.

Никита РЯЗАНСКИЙ,
к слову, «футболист».
Фото из открытых источников.



Дата создание новости 21-01-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 985     Номер: 4(13566)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.