Главная > СПОРТ > Аркадий Минаев: «Лук изобрели раньше, чем колесо...»

Аркадий Минаев: «Лук изобрели раньше, чем колесо...»


18-12-2018.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей беседу со старшим тренером-преподавателем по стрельбе из лука спортивной школы олимпийского резерва №11, мастером спорта России, выпускником факультета физической культуры Бирского филиала Башкирского государственного университета Аркадием МИНАЕВЫМ.

Аркадий Минаев: «Лук изобрели раньше, чем колесо...» Аркадий Минаев: «Лук изобрели раньше, чем колесо...»

- Аркадий Алексеевич, когда Вы начали заниматься стрельбой из лука?
- Мне было в то время лет 35-36. Начал стрелять самостоятельно, так сказать, из интереса попробовал себя в этом экзотическом виде спорта.
- Что Вас к этому подтолкнуло?
- Мы как-то общались с друзьями в Бирске, среди них был стрелок из лука. Я ему сказал: «Ты — мастер спорта, а мне даже никогда не приходилось держать в руках лук». Он говорит: «Поехали!» В детско-юношеской спортивной школе попробовал пострелять из лука, и мне это очень понравилось.
- Когда Вы решили стать тренером?
- Это произошло в 2008 году, в те поры прошла летняя Олимпиада в Пекине. Председатель Федерации стрельбы из лука Башкортостана Владимир Александрович Красильников предложил мне открыть в Уфе отделение стрельбы из лука по работе с паралимпийцами.
- Как Вы определяете, какой ребенок даст впоследствии хороший результат, а какой нет?
- Способный ребенок, наверное, есть в каждом виде спорта. Стрельба из лука больше всего связана с чувством выстрела. Есть еще и анатомические признаки, физиология тоже имеет значение.
- В какой момент обычно ученики Вам говорят: «Это не мое». Имеет ли место это выражение в нашем виде спорта?
- Да почему же? Были такие случаи. Обычно юные спортсмены так говорят, когда у них что-то не получается в спорте. Ведь смысл в чем: когда приходит в секцию ученик, он еще не осознает, что в тренировочном процессе очень много так называемых важных мелочей, которые влияют на конечный спортивный результат и рост мастерства. Многие приходят в спортивную школу и думают: ну, вот сейчас я возьму лук и сразу попаду в «десятку» или «девятку». Когда к нам приходят заниматься новички, мы начинаем с ними работать над техникой стрельбы – в таких случаях необходим резиновый эспандер, специальные физические упражнения. И ребенок удивлен: он хочет стрелять, а ему не дают этого делать, не понимает, что общефизическая подготовка необходима для дальнейшего роста спортсмена. Бывают случаи, когда наши ученики говорят: «Ох, мне это не интересно, это не моё». Это один фактор. Другой момент. Случается и такое, что спортсмен не может победить чаще всего самого себя, психологически. И он находит такой успокоительный режим: «По всей видимости, это не моё». Хотя всего-то нужно немного доработать, собраться с мыслями, психологически настроиться, и придет желаемый результат. Скажем, у тех, кто остается заниматься в секции и упорно работает, процентов на 90 есть шанс достичь хороших результатов: выполнение нормативов кандидата в мастера спорта, мастера спорта, что, в принципе, очень многих мотивирует.
- То есть учащиеся школы чаще всего просто оправдываются за свои неудачи?
- Да, я обычно им говорю: «Во всем, что хорошо, – молодец только сам спортсмен, во всем, что плохо, – виноват тренер».
- Что чаще всего мешает Вашим ученикам достичь поставленных целей?
- Наверное, сами ученики, потому что не у каждого есть четкое понятие достижения цели. Не каждый, по всей видимости, себе строит определенные планы для выполнения тех или иных конечных задач. «Цель – это мысленная модель будущего результата». Видимая цель – это очень важно для достижения успехов. Ну, и следующий момент, за счет которого чаще, конечно, оправдываются ребята: мол, жутко не хватает времени. Это тоже, безусловно, неправильно, потому что времени у всех 24 часа в сутки и многое зависит от правильного планирования своего рабочего дня.
- На Ваш взгляд, о чем нужно думать спортсмену, когда он стоит уже на огневом рубеже?
- Правильнее сказать, о чем не надо думать стрелку. Не стоит думать о том, что непременно надо попасть в десятку, не надо думать о том, что должен сейчас выиграть. Надо поразмышлять о том, какой ты есть на самом деле. То есть свой результат, показанный на многочисленных тренировках, ты должен просто подтвердить на состязаниях. В спорте есть такое выражение: «В критической ситуации ты не выполнишь больше, чем ты выполняешь в режиме тренировок». Если у тебя уже есть определенный результат, ты должен настрелять не меньше уже достигнутого. Чаще всего, повторюсь, соперник каждого спортсмена, стоящего на рубеже, – это он сам. Надо просто стрелять, как ты умеешь. Не делать то, что ты не можешь, не надо пытаться. А надо просто делать то, что ты умеешь, и всё.
- В какой момент Вы начинаете гордиться своим учеником, от чего это вообще зависит?
- Во-первых, я горжусь каждым из них, потому что они выбрали наш вид спорта. Ведь сегодня есть много пафосных, модных направлений, а это немного забытый вид спорта. Он имеет очень важное значение в формировании человека. У нас индивидуальный вид спорта, где можно проявить себя. А еще стрельба из лука формирует у молодого человека характер: выдержанность и самообладание. Во-вторых, если юноша или девушка в течение года занимаются стрельбой, в какой-то момент они переступают ту черту, когда приходили в секцию только просто пострелять, и начинают осознанно выполнять то, что говорит им тренер. Одним словом, получаются существенные изменения в лучшую сторону, рост технических результатов – вот это вызывает у меня гордость за то, что у них сформировался крепкий характер — благодаря нашему виду спорта.
- Что Вы чаще всего говорите своим ученикам?
- У меня есть одна любимая фраза: «Коли тренер сказал есть скатерть, значит, надо есть скатерть. Вопрос может быть только один: «С чем это надо делать: с солью или без нее». Ну, это, конечно, своего рода аллегория. Установки тренера должны выполняться беспрекословно, только тогда подопечные достигают хорошего результата в спорте.
- Делятся ли тренеры друг с другом какими-то находками, методиками, подходами к тренировкам?
- Скажу так: есть спортивные школы, где подобное происходит, где что-то утаивается друг от друга. В нашей школе такого нет, все это изначально обговорено. Работа идет по одной технической программе, и все новшества, методические улучшения мы используем для подготовки всех спортсменов.
- Когда Вы выезжаете на российские соревнования, обсуждаете ли с коллегами какие-то новые методические разработки?
- Конечно, потому что среди тренеров сборной России есть много таких людей, с кем мы очень давно дружим. Соответственно мы делимся полезной информацией, и они охотно рассказывают нам о своей методике технической подготовки стрелков и тренировочного процесса. Бывало и такое, когда папку методических пособий представляли ребятам. Да, все это идет на пользу. У нас одна большая дружная тренерская семья.
- Так приятно слышать! У Вас есть долгосрочная цель в стрельбе из лука?
- Воспитать олимпийского чемпиона. Это по спортсменам. Чтобы они росли, конечно, нужен высококачественный спортивный инвентарь. Когда-то у меня была такая хрустальная мечта: сделать реконструкцию стрелкового тира. Мы ее осуществили. Следующее, что нужно сделать, это, наверное, улучшить подготовку ребят. Мне хотелось бы создать свою тренировочную площадку на улице, со всеми рубежами, защитными щитами, освещением и так далее...
- Сколько и как нужно тренироваться, чтобы стать чемпионом мира?
- Сколько?! 24 часа в сутки. Не то, что ты должен вставать, отжиматься, бегать, все время находиться с луком в руках. Это образ жизни. Надо думать об этом, жить этим. Вот та же самая психологическая подготовка. Нельзя быть кем-то, не живя мыслями об этом. Только так. Какие-то там тренировки три раза в неделю – этого не может быть. И даже не пять раз в неделю, это может быть семь тренировок в неделю, во всяком случае не меньше. Опять же, хочу отметить, на тренировках не всегда нужно только стрелять. Я думаю, как Менделеев во сне увидел свою периодическую таблицу, так и спортсмен должен видеть свои победы во сне – это такая большая мотивация на подсознательном уровне. Человек, когда просыпается, наутро он обычно не помнит свои сны. На уровне же подсознания все это остается. И еще во сне бывают такое: ты наяву увидел, но не зациклился. Грубо говоря, глядя на какого-то выдающегося спортсмена, чисто зрительно заметил, но не обратил внимания на технику выстрела, на его прикладку, на его выпуск. А во сне это все раз - и воспроизвелось. Но это тоже из числа психологических моментов. Это к тому, что спортсменом нужно быть всегда. Необходима не только физическая подготовка, но и моральная, эмоциональная, духовная. Что касается духовной, то спорстмен должен быть человеком высокой культуры, образованным, начитанным. Стрельба из лука – настолько древний вид спорта, что никто не знает, когда человек впервые взял в руки лук. Его изобрели раньше, чем колесо. Так что нет смысла изобретать велосипед. Это все происходило поэтапно, постепенно эволюционировало: от простой палки до хайтека. Нужно жить, расти внутренне, духовно. Ну, и необходима, конечно, физическая подготовка, тактика – это чисто тренировочный процесс...
- Каким должно быть у спортсменов самое главное качество, чтобы стать победителем?
- Качество победителя? У каждого оно должно быть свое. Что ты хочешь сделать, дабы победить? Трудиться, трудиться и трудиться. Можно же взять лопату и трудиться. Грубо говоря, тебе сказали: надо провести воду от сих до сих. Человек берет лопату и делает траншею от речки к озеру, например. Другой же берет трубу, там подставил, тут подставил. Наименьшие затраты энергии, времени и сил с наибольшим эффектом. В принципе, победитель в спорте – тот, кто в первую очередь преодолевает свою лень, игнорирует пожелания тех, кто сбивает его с пути истинного: «Пойдем погуляем, пойдем в кино». Победитель – это тот, у кого есть реальная цель, которая визуализирована. Самая большая ошибка некоторых спорстменов заключается в том, что они говорят: «Вот когда мы поедем на соревнования, тогда там я буду стрелять…» Это неверное понимание. Если человек готовится к соревнованиям, он уже должен представлять, как он там стоит на рубеже, как стреляет, как его стрелы вонзаются в мишень, которую он видит. Вот это все постановка цели. А также постановка цели – это записанные на бумагах, реальные вещи. Я сегодня должен сделать вот это, вот это, вот это. Завтра – то-то, то-то, то-то... Есть ближайшие цели, средние и долгосрочные. Вот это все является результатом дальнейшей победы.
- Вы как тренер можете сразу, например, определить, что этот ребенок станет чемпионом, а другой - нет?
- Не могу. Есть объективные и субъективные причины. Нет никакого смысла перечислять их все. Элементарно: были ребята очень способные, они очень сильно зависели от семьи. Иногда даже бывало следующее - семья переехала в другой микрорайон, и ребенок перестал заниматься спортом. И еще: мы не всегда можем понимать, оценивать то, для чего родители отдали своего ребенка в секцию. Часто бывает так, что они хотят задействовать свое чадо в свободное от уроков время. А потом уже папы и мамы начинают решать за ребенка, кем ему стать: физиком, математиком или космонавтом. Отдают его на один факультатив, потом ведут на другую тренировку... Я считаю, что таким образом родители пытаются реализовать в ребенке не воплощенные в жизнь мечты своей молодости. Отдают детей в разные секции, нанимают множество репетиторов, совершенно не думая о том, что только в одном направлении можно более качественно развивать маленького человека, готовя его к тому, чтобы стать личностью.
Беседовала Кира ЛЮБИМЕНКО,
кандидат в мастера спорта России
по стрельбе из лука.

Вернуться назад