$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Дети войны

Чипсы из картофельной кожуры


Каждый год, когда наступает июнь, к ветеранам и к нам, детям войны, приходят тяжелые воспоминания. Как мы пережили эти трудные годы?

Дети войны

Мне, автору этих строк, в ту пору было десять с половиной лет, а моей сестре Гале (известной в Уфе Галине Александровне Бельской) – четырнадцать. Семья состояла из трех человек: мама, Галя и я. Галя закончила седьмой класс, я - третий. Наша мама, Анна Васильевна Листова, работала в тресте «Южураллес», жили мы на улице Аксакова, 93.
Когда в Уфу с фронта начали поступать первые раненые, школу №1 на улице Красина, где я училась, определили под эвакогоспиталь, а нас перевели в школу на улицу Беломорскую. Мама с августа 1941 года была в эвакогоспитале санитаркой (сохранилась ее трудовая книжка), проработала до мая 1942-го. Я приходила туда после школы, помогала ей разносить белье по палатам, где лежали раненые. Выполняла их маленькие просьбы: налить воды в стакан, подать полотенце, поправить подушку, прочитать письмо.
Мама с госпитальной кухни меня немного подкармливала, да и раненые угощали то конфеткой, то кусочком сахара, то печеньем.
В июне 1942 года мама перешла работать на 161-й завод (теперь - Уфимское агрегатное производственное объединение), на улицу Аксакова, неподалеку от нашего дома. Галя тоже туда устроилась - сначала курьером директора, потом перешла учиться на токаря и самостоятельно работала на станке «Эксцелло». После войны Галя окончила Уфимский авиационный техникум и вернулась на завод, где трудилась до самой пенсии.
Работа мамы и Гали на заводе в годы войны внесла изменения и в мою жизнь. Появились карточки на хлеб и продукты. Мама карточки оставляла мне, и после школы я ходила в заводскую столовую, обедала там и брала для остальных еду домой. Добросердечная раздатчица всегда вместо двух порций наливала в кастрюлю две с половиной, спасибо ей! Кастрюлю я ставила в авоську (она сохранилась до сих пор!). Отдавали мне со столовской кухни и картофельные очистки. Дома их мыла, сушила на сковороде, немного подсаливала, и получались «чипсы военного времени».
Когда расцветали подснежники, мы с Галей собирали их, делали маленькие букетики, которые я продавала, сидя на скамейке у ворот дома. Небольшой, но заработок!
В школе ученикам давали так называемые завтраки - кусочек хлеба грамм 80-100 и кусочек сыра. Самым хорошим был день, когда приходилось дежурить по классу, приносить завтраки из школьного буфета. Никогда не забуду поднос - квадратный лист фанеры, обитый по краям планками. Если кого-то не было в классе, завтрак доставался дежурному.
В годы войны я заразилась туберкулезом от тети Фани - это была эвакуированная из Ленинграда женщина. Слава Богу, в Ленинском райкоме комсомола узнали об этом и выделили путевку в детский санаторий. Он находился в Старой Уфе (в районе нынешней улицы Менделеева) в старинных деревянных особняках, где меня и лечили.
Затем был брюшной тиф. Остригли меня в больнице наголо. Но не бывает худа без добра. Вылечили, а после стрижки выросли хорошие косы!
Руководители 161-го завода, где работали мама и Галя, большое внимание уделяли здоровью детей. Летом завод арендовал здание школы в селе Таптыково под пионерский лагерь. Маме для меня выделяли путевку, иногда даже на две смены. В пионерском лагере было интересно и сытно. Днем после обеда, когда наступал тихий час, дети младших отрядов ложились отдыхать, а пионеры постарше строились в колонну и под команду: «Шагом марш, запевай!» отправлялись в подшефный совхоз на прополку овощей. Песню, под которую маршировали, детской не назовешь:
Не забыть нам годы боевые
И привалы у костра!
Завивался в кольца голубые
Дым махорки изо рта!

И дружный припев:
Эх, махорочка, махорка,
Породнились мы с тобой, мы с тобой!
Вдаль глядят дозоры зорко,
Мы готовы в бой, мы готовы в бой!

Совхоз поставлял в пионерский лагерь овощи. Когда приходилось дежурить на кухне, тайком приносила в палату турнепс - скрещенную с репой сахарную свеклу. Овощ отмывали, чистили, резали на кусочки, а вечером в палатах раздавался веселый хруст.
Уезжать из лагеря не хотелось. Дома - опять школа, рабочая столовая, авоська, обед на дом… Кроме этих домашних забот, школы, конечно, оставалось время на общение со сверстниками во дворе. Игры были разные, о которых нынешние дети совсем не знают: казаки-разбойники, прятки, лапта, клек, кондалы, догонялки.
Как ни трудно было, но наконец-то наступил День Победы, 9 мая 1945 года. Услышав сообщение о конце войны, мы с подружками помчались на улицу Сталина (ныне Коммунистическая). Надо было видеть, что там творилось! Люди смеялись, обнимались, плакали. Играла гармошка, пели песни. Мы, дети войны, пережили эти трудные 5 лет! Так закончилось мое «военное детство».
Руфина МАЛЫШЕВА,
ветеран труда.
На снимке: проводы отца подружки на фронт.

Дата создание новости 10-05-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 827     Номер: 34(13318)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.