Главная > Читатель-газета-читатель > Компот в тарелке с макаронами

Компот в тарелке с макаронами


11-05-2018.
Много лет работаю психотерапевтом. На прием все чаще приводят детей, ставших жертвами травли со стороны одноклассников после перехода из одного класса в другой. Обычно это происходит, когда в одном из параллельных классов остается мало учеников, и их распределяют по другим коллективам, либо в девятом ребят рассаживают по специализированным классам. Дети, попавшие в непростую ситуацию, перестают ходить на занятия или вовсе уходят из школы.

Я сама пережила все это в детстве. Когда мы окончили начальную школу, нас объединили с другим классом. Признаюсь, что была сорванцом, но учительница меня часто ставила в пример, потому что я хорошо читала стихи. На одном из уроков я настолько разбаловалась, что... поставила учительнице рожки. Оказалось, что таким образом я покусилась на место главного безобразника класса и племянника классной руководительницы. Я сделала то, что не мог себе позволить он. И тут началась открытая травля: мне давали обидные прозвища, в столовой наливали в кашу или макароны компот. Подкарауливали после школы, били. Я боялась сделать больно своим родителям и ничего им не говорила. Это продолжалось до выпускного бала. По большому счету всему классу не было никакого дела до моего существования, каждый был за себя, и только. Они просто оставались молчаливыми свидетелями моих страданий. Травил один, и несколько подпевал его поддерживали.
До сих пор благодарна старшей пионервожатой, которая знала мою потребность в общении и поручила общественную работу. Я прошла путь от председателя совета дружины до председателя городского пионерского штаба. Все мое время занимали учеба и общественная работа.
Позже, изучив книгу известного психотерапевта Милтона Эриксона "Детство и общество", я поняла, что со мной происходило. Все эти события многолетней давности как раз выпали на период кризиса подросткового возраста, когда для ребенка большое значение имеет группа, в которой он состоит, и, конечно, её лидер. В то же самое время школьник чувствует себя взрослым, хотя жизненного опыта ему не хватает.
Что же делать родителям? Делиться своим жизненным опытом с сыном или дочкой, учить их наблюдать за происходящим вокруг и самим интересоваться жизнью детей, быть всегда готовыми прийти им на помощь. Также немалая ответственность ложится на плечи педагогического коллектива школы. Учителя не должны пропустить первые ростки социальной запущенности ребят.

Светлана ТЕПЛАЯ,
кандидат медицинских наук.

Вернуться назад