Восьмиэтажки восстановят так, что можно будет… танцевать
Понаблюдать за тем, как легендарные восьмиэтажки на улице Первомайской готовят к реставрации, мы прибыли в минувший понедельник. К нашему визиту ту, что под номером 27, уже обнесли ограждением, а от балюстрады на крыше остался лишь куцый полуразрушенный фрагмент. Подходим ближе... Из-за широкого карниза рабочих, разбирающих «парапет» по частям, практически не видно. Только изредка очередной отколотый кусок, заключенный в небольшой черный ящик, медленно спускают с помощью лебедки. Забавно, но всякий раз он словно появляется из ниоткуда, периодически притормаживает и мерно покачивается, точно маятник гипнотизера. А ветер все усиливается, собирается дождь, и над самой кровлей, будто скользя по коньку, несутся серые облака – быстро, как при ускоренной перемотке кинопленки. Кажется, сами дома-близнецы жаждут перенестись во времени и, словно по волшебству, помолодеть, вернуть свой шарм и былое величие. Но так не бывает, впереди – несколько месяцев кропотливой работы. Завершится же она (конечно, если все пойдет по плану) к 1 октября.
Напомним, что капитальный ремонт фасадов статных черниковских красавиц состоялся в 2015 году, и полного преображения «башен-близнецов» уфимцы ожидали еще тогда. Вот только до реставрации архитектурных элементов дело так и не дошло: проблема в том, что воплотить столь ответственный проект может только специализированная подрядная организация, имеющая разрешение на работу на объектах культурного наследия, каких, к слову (если верить чиновникам), по пальцам перечесть; речь идет о внушительных суммах. В итоге научно-проектную документацию разработали в прошлом году. Занималась этим самарская компания ООО ПК «Реставрация». На подготовку документа ушло около полугода.
- Проект реставрации раза в три-четыре сложнее любого проекта капитального ремонта. Поэтому мы говорим о разработке научно-проектной документации, к которой прилагается и историческая пояснительная записка, и даже старые снимки зданий. Мы подняли все архивные данные, выяснили, когда построили восьмиэтажки, кто архитекторы, каковы исторические предпосылки появления домов-близнецов… Затем выехали на место, скрупулезно обмерили каждый архитектурный элемент, провели детальное обследование, - рассказывает директор компании Александр Куприков.
По его словам, документ прошел несколько этапов согласований. Как и требуют правила, задание и разрешение на восстановительные работы выдало Управление по государственной охране объектов культурного наследия республики, документ прошел историко-культурную экспертизу, затем получили заключение госорганов. Одобрение было необходимо и отдельно для сметной документации. Только после всего перечисленного готовый пакет наконец лег на стол заказчика… Кстати, теперь, проделав всю эту работу, Александр Куприков признается: уфимские памятники архитектуры XX века его весьма впечатлили.
- Они действительно отражают дух своей эпохи и при этом обладают индивидуальностью. Необычно и то, что восьмиэтажки служат своего рода воротами в Калининский район, - делится эксперт и вместе с тем добавляет: каждому дому отмерян свой срок, и ремонт тоже требуется в свое, определенное, время, о чем, к сожалению, многие забывают. – Скажем, во времена перестройки о сохранении фасадов и кровель власти думали в последнюю очередь, важнее было решить, как поднять экономику. В итоге многократные отсрочки реставрации привели к тому, что сегодня архитектурные элементы башен-близнецов утрачены на… 75-80 процентов.
Кстати, рабочие, которые в эти дни орудуют на крыше, говорят, что некоторые части балюстрады держались если и не на честном слове, то… на кабелях провайдеров связи точно! Старший по подъезду в 27-м доме Ильгиз Уметбаев утверждает, что всякий раз во время дождя с каплями на землю падают и камни.
- В какие только инстанции ни обращались, писали и в прокуратуру. Слава Богу, установили хотя бы надподъездный козырек, дабы обезопасить вход в дом, - сетует активист.
По его словам, большинство соседей давно не пользуются балконами – элементарно боятся обрушения. И вообще, сейчас из-за выпавших местами балясин эти конструкции больше напоминают беззубые улыбки – вот так, по-стариковски, посмеиваются знаменитые восьмиэтажки, некогда символы советской эпохи.
Однако уже в ближайшее время все архитектурные элементы, как и балюстраду на крыше, полностью демонтируют. Что касается балконов, от каждого останется лишь металлический остов в форме буквы «П» - он как раз в хорошем состоянии.
- А вот бетонное основание отольем с нуля. Опалубку придется водрузить прямо на строительные леса, где закрепим ее винтами. Приедет бетононасос, и на месте каждого балкона мы заново отольем монолитную плиту. Когда же материал наберет прочность, приступим к сборке декоративных составляющих, - сообщает Евгений Никитин (на нижнем снимке), главный инженер специализированной подрядной организации ООО «Альбит» (кстати, на ее счету – реставрация здания Башкирской государственной филармонии имени Ахметова, дома Якушева и ряда других).
Перила и балясины вместе с другими архитектурными элементами изготовят в профильном цехе, расположенном в селе Михайловка. В эти дни там уже вовсю готовят формы для отливки деталей.
- Работаем строго по чертежам, - подчеркивает реставратор лепных изделий Мирослав Кубай. – Но процесс изготовления не быстрый. Сначала лепим формы вручную: мелкие – из скульптурного пластилина, крупные – из глины. Затем заливаем их силиконом, а после застывания наносим сверху гипс – так и получаем нужный кожух.
В цехе трудятся девять человек. В день они успевают произвести не более 3 форм, а всего предстоит изготовить около 60: от скромных по размеру розеток до почти трехметровых «сложносочиненных» элементов декора. Самые непростые, по словам Кубая, - длинные массивные кронштейны для балконов, да и типов ограждений для балконов минимум семь (чем не повод разглядеть восьмиэтажки повнимательнее!): все они различаются по дизайну и высоте балясин.
Когда формы будут готовы, их вместе с металлическим «скелетом» зальют бетоном. Устанавливать детали можно уже спустя сутки (конечно, после того как работу примут специалисты технадзора). Всю эту красоту предусмотрительно переложат деревянными брусочками (важно все доставить в целости!) и бережно привезут в Уфу, где мастера и приступят к сборке.
- После монтажа элементы отшпаклюем, покроем грунтовкой, а затем - фасадной краской, - перечисляет Евгений Никитин. – Очень постараемся не задевать стены, но если все же испачкаем их или как-то повредим, восстановим сами.
Самый же трудоемкий этап реставрации, по утверждению Никитина, - установка объемных увесистых деталей на крышу: вручную такие не водрузить – только с помощью крана, а значит, скоро громоздкая машина обоснуется в местном дворе. Кроме того, мало кто замечал, но на макушке восьмиэтажки под номером 27 имеется еще и кирпичное строение, похожее на миниатюрную «круглую» башню – его также придется переложить с нуля. Говорят, некогда оно служило смотровой площадкой: возможно даже, ее использовали пожарные – дежурили сутками, берегли Первомайскую от огня… Однако сейчас эту точку оккупировали операторы связи (облепили антеннами и проводами), они же воспользуются плодами труда реставраторов и по завершении работ.
- А вообще, сложнее будет восстанавливать декоративные детали на доме №26. Не все обращают внимание, но убранство восьмиэтажек различается - они вовсе не близнецы, как их принято называть. Скажем, в отличие от дома №27, на доме №26 (его собираются реставрировать первым) нет смотровой площадки, иной уклон кровли, а на балюстраде имеются еще и бетонные пики высотой около двух метров: вот как раз их будет очень непросто монтировать, - поясняет главный инженер.
…Когда же мы наконец переходим к разговору о взаимодействии с жильцами, подрядчики, кажется, напрочь забывают о технической стороне реставрации – проблемы, связанные с человеческим фактором, перекрывают все! Например, один собственник умудрился обустроить в квартире камин и самовольно вывести на крышу дымоход, а некоторые бабули упрямо пытаются пробраться за ограждение стройплощадки, дабы попасть в мастерскую по ремонту обуви, которая, к слову, сейчас не работает. Кроме того, на фотографиях 50-х годов балконы не остеклены и нет ни единого кондиционера, однако в 2020-м «картинка» иная… Вот заглядываем мы во двор восьмиэтажки под номером 27 и с ходу насчитываем штук пять «скворечников» (правда, только в четырехэтажной секции). Притом, судя по колеру стен, частично захваченных хозяевами, свои «терраски» они остеклили еще до капитального ремонта фасада. Выходит, исторический цвет статным черниковским красавицам в 2015 году вернули не полностью, а поскольку на сей раз речь идет только о реставрации архитектурных элементов, то даже если балконы «разденут», подрядчики исправлять такие огрехи не станут. Впрочем, сейчас важнее другое: как вообще восстанавливать конструкции, обшитые профнастилом, пластиком и стеклом?..
- Управляющая компания давно выдала жильцам предписания на демонтаж остекления, однако пока навстречу пошел только один собственник, - вздыхает Евгений Никитин и добавляет, что по договоренности организация готова снять остекление даже своими силами.
- В 27-м доме более десяти остекленных балконов. Но мы обзвонили всех собственников, и никто препятствовать реставрации не собирается, - уверяет главный инженер УЖХ Калининского района Александр Кульцук.
- На самом же деле жильцы согласны избавиться от остекления только при одном условии - если нам представят документ, подтверждающий: после реставрации балконом точно можно будет пользоваться. Мы должны быть на сто процентов уверены, что речь – не о фальшбалконах, - отмечает Ильгиз Уметбаев.
Мы в свою очередь обратились за разъяснениями в пресс-службу Регионального оператора по капремонту (а именно он является заказчиком работ), где ответили: проект предусматривает не только воссоздание исторического облика зданий – обновленные балконы смело можно будет использовать по прямому назначению и спокойно выходить на них, не боясь обрушения. Пока не верится, но на свеженьких бетонных плитах при желании можно будет и чечетку отбивать.
Между прочим, Александра Куприкова, напротив, отношение к предстоящим переменам обитателей восьмиэтажек приятно удивило. По его словам, он как раз-таки ожидал столкнуться с негативом, но…
- Люди выразили крайнюю заинтересованность в реставрации зданий и даже провели для нас небольшую экскурсию - сами показали крышу и рассказали историю домов, - говорит директор самарской компании.
Добавим, что, возможно, по завершении реставрации зданий их снабдят еще и красивой архитектурной подсветкой. Осталось дождаться октября…
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
ЦЕНА ВОПРОСА
Согласно договору восстановление архитектурных элементов дома №26 стоит 3,5 миллиона рублей, а №27 — 4,3 миллиона (точную сумму озвучат только после сдачи объектов). Капитальный ремонт кровли каждой восьмиэтажки (он будет проходить параллельно) встанет примерно в 4,5 миллиона рублей. Деньги выделяются фондом, то есть направят их из «общего котла», однако, по прикидкам специалистов, жильцы домов-близнецов смогут компенсировать расходы только по истечении примерно… пятидесяти лет. Что ж, уфимцев предупреждали: реставрационные работы обходятся действительно очень дорого.
ИЗ ДОСЬЕ «ВУ»
В 1948 году у главного архитектора Черниковска Маргариты Николаевны Куприяновой зародилась идея создания стержневой улицы, проходящей через весь город. Причем улицы с ярко выраженными доминантами. По плану, разработанному институтом «Ленгипрогор», на ней должны были встать две первые в Уфе высотки. Построили их в конце 50-х: одну, возведенную по проекту архитекторов М. Лысогорского и В.Голосова (под номером 27), сдали в эксплуатацию в 1954-м, вторую (под номером 26) - на два года позднее. К слову, в зданиях-близнецах тогда смонтировали лифты, одни из первых в столице.
5-06-2020 (0) Просмотров: 1 555 Номер: 38(13417) Версия для печати