или как растопить горы снега за считанные минуты
Из грязи в князи,
Пушистое, искрящееся на солнце белое покрывало - чудесный образ для поэтического этюда. Но если таким вы видите уфимский снег, то лучше бы снять розовые очки: сугробы - не что иное, как смесь обыкновенной замерзшей воды с песком, реагентами и, к сожалению, не такими уж редкими вкраплениями мусора.
К слову, работники снегоплавильного пункта знают об этом не понаслышке. Именно сюда круглосуточно привозят тонны снежных масс, собранных на столичных улицах. Такой способ их утилизации является одним из самых экологичных. А отгрузка в снегоплавильную камеру занимает не более пяти минут.
- При транспортировке груза на площадку его оценивают диспетчеры: записывают время прибытия машины, фиксируют объем - "КамАЗ" вмещает порядка семи кубов, - объяснил начальник Управления восточных канализационных сетей "Уфаводоканала" Альфир Зиянгиров (на нижнем снимке). - Определяют плотность снега. Слишком плотный и загрязненный снег, какой бывает по весне, возвращаем, поскольку он попросту забьет наше оборудование.
Кстати, именно в упомянутое время года зачастую и увеличивается количество несанкционированных свалок снега, и специалисты станции сами прекрасно знают места дислокации некоторых из них. "Рецидивы", как правило, случаются в апреле, когда черные скипевшиеся сугробы, насквозь пропитанные грязью и раскисшими, похожими на клей реагентами, снегоплавильное сооружение просто не в силах "переварить". А еще есть службы, мягко говоря, чрезмерно заботящиеся о сохранении своего финансового баланса. И даже если их замороженный груз на снегоплавильном пункте без проблем способен пройти "фейс-контроль", им проще бесплатно свалить его в не предназначенной для этого зоне. Ведь услуги предприятия нужно оплачивать: тариф составляет 156 рублей 13 копеек за кубометр.
Естественно, оправданием не может служить ни первое, ни второе. В любом случае для каждого района города предусмотрен специализированный снежный полигон. Если же вы обнаружили несанкционированную свалку, послушайтесь совета пресс-службы муниципалитета и обращайтесь в отдел коммунального хозяйства администрации своего района.
Вообще, снегоплавильный пункт - единственный не только в Уфе, но и в республике. Потенциал его довольно высок. Максимальное количество "продукта", который при необходимости имеет возможность принять пункт в сутки, - почти 1,5 тысячи кубометров, или 212 "КамАЗов". При том в один из самых непогожих декабрьских дней здесь побывало 185 машин. А на нынешней неделе предприятие и вовсе загружено менее чем наполовину.
- В среднем мы принимаем около 10 машин за сутки. Но в зависимости от погодных условий их количество существенно меняется, - подчеркнул Альфир Мукамильевич. - Бывает, целая очередь вдоль улицы Трамвайной выстраивается, но движению общественного транспорта она не мешает, для грузовых машин предназначен подъезд к территории длиной в 60 метров. К тому же, чаще всего наплыв спецтехники наблюдается ночью. В случае аврала выручает просторная пустующая площадка, куда складируется доставленный снег.
Чтобы воочию оценить рабочий процесс, долго ждать не пришлось. На наших глазах подъехал груженный доверху "КамАЗ" МУБ Орджоникидзевского района. Водителя встретили диспетчеры: на глаз определили плотность массы, заполнили бумаги, выдали водителю талон, и тот "потянул" свою рабочую лошадку к специальному резервуару.
После того как машина припарковалась у одной из решеток, кузов принял вертикальное положение, и увесистый "багаж" комьями полетел вниз. Стоящий рядом оператор периодически помогал слипшемуся снегу покинуть грузовик и убирал немногочисленный крупный мусор. Для последнего поблизости размещен контейнер.
- Теперь приступает бульдозер. Он равномерно продавливает снег, и замороженная россыпь поступает в резервуар дозированно, через разреживатель. Кстати, решетки две, для непрерывной работы, - уточнил Альфир Зиянгиров и показал схему подземного устройства сооружения.
Зазоры металлических сеток величиной 15 на 15 сантиметров. Все, что проваливается сквозь них, оседает на дне "бассейна". Чистят его раз в месяц, а накопившиеся песок, отходы и фракции перемещают в резервуар обезвоживания осадка. Когда последний высыхает, его транспортируют на полигон твердых бытовых отходов, в Черкассы.
Что же касается самого белого "клиента", его растапливает настоящий душ из канализационных вод (их постоянная температура около 12 градусов по Цельсию) - теплые струи бьют под напором из многочисленных форсунок на трубопроводе. В емкость теплые стоки попадают благодаря мощному насосу, подключенному к ближайшему коллектору. Образовавшаяся же в итоге вода отстаивается и устремляется обратно в канализацию, далее - на очистные сооружения, где непременно обеззараживается, минуя несколько степеней очистки.
- На пути талых стоков из снегоплавильного канала находится погружной щит, чтобы мусор ни в коем случае не покинул емкость, - сообщил Альфир Мукамильевич. - Таковы требования, однако на деле отходы едва достигают середины резервуара, поэтому беспокоиться не о чем.
По данным специалиста, не все снегоплавильные пункты, функционирующие в России, снабжены одинаковым оборудованием. К примеру, в московском (кстати, там станция называется не снегоплавильной, а снегосплавной) вместо разреживателя действует снегодробильная установка - выглядит как некое подобие мясорубки: вращающиеся "жернова" проталкивают снег без помощи бульдозера.
Любопытно, что на снегоплавильных станциях в Канаде снежные массы растапливаются не сточными водами, а горелкой. Способ, если так можно выразиться, более элегантный, но требующий немалых расходов. К слову, в Новосибирске в начале 2000-х годов решили заморскую технологию позаимствовать и изрядно потратились, о чем очень скоро пожалели. Выяснилось, что снег в Канаде, как бы это не было смешно, совершенно другого качества - проще говоря, значительно чище! А местный, перемешанный с ветками, щебнем и кучей выброшенного жителями хлама, испортил установку безвозвратно. Новосибирские коммунальщики не учли главного: в Канаде улицы песком не посыпают, мусор по каким-то чудным и непонятным причинам тоже где попало не валяется. Поэтому снегоплавильная машина и работает там исправно...
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
15-01-2016 (0) Просмотров: 1 880 Номер: 7(12905) Версия для печати