Главная > Компас потребителя > Хотя бы день без покупок,

Хотя бы день без покупок,


11-12-2013.
Огромный чемодан Louis Vuitton, установленный у стен Кремля, вызвал большой общественный резонанс. Первоначально планировалось, что сундук-павильон (девять метров в высоту и тридцать в длину) останется на Красной площади вплоть до 19 января, но резкая критика со стороны блогеров, депутатов, общественных деятелей вынудила компанию убрать саквояж с главной площади страны. Не помогли и доводы о благотворительном начинании проекта...
“Есть такие символы, которые нельзя опошлять и порочить, потому что от этого зависит и будущее государства”, “Заметьте, американцы не перекрашивают огонь в руках Статуи Свободы в рожок Макдоналдса. Потому что это статуя Свободы, а свободу продавать нельзя”, “Прямо даже что-то внутри возмутилось. Аж кадры кинохроники перед глазами пробежали, черно-белые. Когда-то здесь солдаты на войну шли. И вот, пришли - в сундук. Сыграли в ящик”, - негодуют блогеры.
Давайте отбросим в сторону все вопросы из разряда “Кто виноват?” (а это безусловно, интересует всех) и обратимся к самому факту. На главной площади страны появилась огромная сумка популярного бренда. А ведь этот невероятных размеров саквояж вполне может претендовать на роль символического памятника всем нам, современникам, за которыми прочно закрепилась слава общества потребления.
Что творится в тайном мире шопоголика?
Конечно, не на пустом месте зародилась традиция Дня без покупок. Американцы и европейцы широко рекламируют социальную акцию, проводимую в США в пятницу, после Дня Благодарения, а в Европе в последнюю субботу ноября. Безудержное материальное потребление пугает людей, но можем ли мы изменить ситуацию? Международный день протеста против культуры потребления берет свое начало в 1992 году. Тогда инициатором масштабной кампании выступила крупная сеть “СМИ против рекламы”, объединяющая художников, писателей, преподавателей, студентов и предпринимателей. В развитых странах в этот день проводятся театрализованные шествия, представления, транслируются антирекламные ролики, объявления. Их цель - донести до сознания людей, что вовсе не количество вещей делает нас самодостаточными.
Россия пока не присоединилась к этому организованному бойкоту покупок, но бить в колокола пора и нам. Еженедельные, а то и ежедневные походы по магазинам, приобретение по большей части ненужных вещей, равнение на гламурные стандарты стали для многих нормой жизни. Так что же стоит за этой жаждой все новых и новых покупок? Попытка стать чуточку счастливее или это начало серьезной болезни? Вот что думает об этом ассистент кафедры общей и социальной психологии БГПУ имени Акмуллы, педагог-психолог одной из уфимских школ Ангелина Сидорова.
- Многие психологи, и я в том числе, считают шопоголизм болезнью, в науке даже есть такой термин - ониомания. Согласно официальным данным, в Америке около 10 миллионов человек страдают от этой зависимости, по России подобной статистики нет, - говорит Ангелина Валерьевна. - Шопоголики - это люди, которые изо дня в день тратят свои деньги на ненужные покупки, не соизмеряя размеры своих расходов и доходов.
По словам психолога, изначальная причина возникновения зависимости от покупок (а она имеет такой же механизм, как и табакокурение, алкоголизм и другие социальные болезни) - это психологические, внутренние проблемы: речь идет о неуверенности в себе, заниженной самооценке, недостатке любви, внимания и заботы. Каждая новая приобретенная вещь становится своеобразной компенсацией.
- Шопоголизмом чаще всего страдают женщины в возрасте от шестнадцати лет, а своего пика зависимость достигает к тридцати годам. У мужчин подобная проблема встречается реже. При этом представительницы прекрасного пола предпочитают тратить деньги на одежду, приятные безделушки, продукты, а сильный пол покупает записные книжки, рыболовные принадлежности, ручки, - добавляет Ангелина Сидорова.
Насколько проблема шопоголизма актуальна для Уфы, сказать не берусь. Вот и в практике нашего психолога еще не было ни одного случая обращения с подобной бедой. Но наверняка многие оставляют в магазинах большие суммы, а выкладывая дома покупки, вдруг понимают, что половина из них, возможно, никогда не пригодится. С развитием торговых сетей, супер- и гипермаркетов искусно манипулирующих нами с помощью распродаж и других способов заманивания ониомания будет все больше процветать.
...”Я снова купила новую кофточку”, - постоянно хвасталась моя хорошая подруга. Да, девушка всегда выглядела очень ухоженной и со вкусом одетой, только это ей дорого обходилось - потом несколько дней до зарплаты приходилось сидеть на одной гречке... Любовь к магазинам прошла лишь после консультации у врача-гастроэнтеролога.
Выходные. Вся семья идет по магазинам...
И снова наступают долгожданные выходные. Куда первым делом направляется большинство уфимцев? Конечно же, в многочисленные ТРК, которых в городе немало. По состоянию на 1 января обеспеченность торговыми площадями составила 1033 квадратных метра на 1 тысячу населения. По данному показателю столица республики занимает второе место среди городов-миллионников, уступив пальму первенства Екатеринбургу. Только в 2012 году в эксплуатацию введены 139 новых торговых объектов площадью более 80 тысяч квадратных метров.
А в 2014-м на территории мегаполиса должны появиться торговые центры и магазины общей площадью более 585 тысяч квадратных метров. Уфимцы относятся к этому неоднозначно - одни воспринимают увеличение торговых площадей с энтузиазмом (конкуренция растет, выбор становится все богаче), другие недовольны и считают, что лучше бы строили садики, больницы, центры детского развития. К тому же подавляющее большинство ТРК откроются в центре, а не на периферии...
- Практически каждые выходные мы вместе с семьей проводим в торгово-развлекательных комплексах - это возможность и закупить продукты на ближайшую неделю, и посмотреть фильмы, и сходить с детьми на игровую площадку, - рассказывает молодая мама Зарина Камалова. - Но так происходит не потому, что мы горячие поклонники шопинга, просто в Уфе не так много мест, куда можно сходить с детьми. Один раз в цирк, в театр, контактный зоопарк, а что потом?.. А в магазинах всегда ощущение праздника - на пороге встречают улыбчивые продавцы-консультанты, играет музыка, глаза разбегаются от разнообразия красок.
Другая мама, Марина Антонова, наоборот, не любит ходить с ребенком по магазинам, особенно в зимнее время года - “однажды погуляли по торговому центру, а потом слегли дома с бронхитом, который чуть не перерос в воспаление легких”.
- К сожалению, у нас нет нормальных развлекательных центров для детей, где не было бы такого огромного скопления людей, как в ТРК. Как вариант - детские развивающие центры, но бесплатных мало, особенно в “спальных” районах. Пока самый лучший и проверенный способ весело провести время - просто сходить в гости к хорошим друзьям, - улыбается уфимка.
Пожить не на широкую ногу
- Представляешь, не могу найти свою зарплатную карточку, пришлось заблокировать. В банке обещали выдать новую только через три недели, - звонит мне как-то вечером подруга Алина.
Случившееся стало для нее поводом пойти на небольшой эксперимент - попробовать прожить около месяца на одну тысячу пятьсот рублей. “Зато столько денег сэкономлю!” - с воодушевлением говорила девушка. Первым делом она провела основательную ревизию имеющихся у нее съестных продуктов: рис, гречневая крупа и перловка были в наличии, поэтому на еду можно не особо тратиться. Дорога от дома до работы и обратно на автобусе за три недели обойдется примерно в шестьсот рублей, если исключить поездки в гости и по магазинам. Итого на три недели оставалось девятьсот рублей.
- Всегда хотела записывать своих расходы, да так и не получалось, теперь вот научилась, так же как и каждый день готовить еду, - отчиталась передо мной подруга через несколько дней. - Но триста рублей на неделю - это слишком маленькая сумма, поэтому попробую найти еще и подработку или человека, который будет подвозить меня до работы.
Удивительно, но через пару дней она нашла и первое, и второе. Моя знакомая закончила факультет иностранных языков в БГУ, и отличное знание английского оказало ей неплохую услугу. Как-то она разговорилась с новой соседкой, собиравшейся в командировку за границу - “не могла бы ты помочь мне улучшить мой английский, я заплачу”. В итоге сошлись на вполне приемлемой сумме, к тому же новая приятельница вызвалась подвозить до работы - оказалось, ехать девушкам было в одну сторону.
- И все-таки хочется попробовать уложиться в минимальную сумму, - раздался звонок подруги буквально через неделю. - Деньги появились, отношение к ним поменялось. Теперь, когда иду в магазины, составляю точный список покупок, от которого не отступаю, слежу за акциями, проходящими в магазине, они позволяют сэкономить хотя бы незначительную сумму. В интернете нашла немало интересных способов сэкономить на коммунальной плате.
Моей знакомой практически удалось прожить три недели на имеющиеся у нее 1500 рублей. И она поняла, что вполне может до 6-8 тысяч в месяц откладывать на что-то большее, чем брендовая кофточка. Загорелась съездить в Мадрид, город своей мечты.
К сожалению, в России немало семей, которым приходится довольствоваться скромными суммами не ради эксперимента, а постоянно. После оплаты коммунальных услуг, покупки товаров первой необходимости и лекарств средств не остается не то, что бы прошвырнуться по магазинам, но даже купить детям фрукты или мороженое. И день без покупок для них просто очередной непонятный европейский праздник, который они волей-неволей отмечают практически каждый день...
Ирина НУРИМАНШИНА.


Вернуться назад