Главная > Компас потребителя > Легко ли быть потребителем?
Легко ли быть потребителем?17-03-2016. |
Каждый день мы приобретаем товары, пользуемся услугами. Как при этом не стать жертвами обмана или некачественного обслуживания? Недаром говорится: знание - сила. Закон о правах потребителей нужно знать каждому, а в сложных случаях - обращаться к специалистам. В минувшую пятницу на вопросы читателей “Вечерки” по “горячей линии” отвечала начальник отдела по защите прав потребителей Социально-гуманитарного управления Администрации Уфы Зифа Равильевна Фазлыахметова. “А вещи мы выкинули” - Добрый день, Зифа Равильевна. Меня зовут Маргарита ... - Я Вас по голосу узнала. Вы были у нас на приеме в универмаге “Уфа”, обращались по поводу автомобиля. - Совершенно верно. Сейчас у меня другой вопрос. В сентябре 2013 года я отдала вещи на переделку в ателье “Березка” на Первомайской, 28. Периодически звонила, мне говорили: все нормально, приходите. Но я живу в другой части города, выбраться туда мне было непросто. В августе прошлого года, во время своего отпуска, пришла забирать вещи. Оказалось, что ателье закрыто, там идет ремонт, планируется открыть магазин. Указан был номер телефона владелицы, я ей позвонила, но она наотрез отказывается разговаривать: “Вы уже два года не появлялись, ваши вещи я выбросила”. Мне посоветовали в налоговой инспекции найти ее координаты и подать на нее в суд. Но в графе “ответчик” нужно указать ИНН, фамилию и адрес руководителя организации. А я даже не знаю ее фамилии, только имя-отчество. В районной налоговой мне ответили, что это закрытая информация. Разве суд примет такое заявление? - В просительной части своего заявления Вы должны указать: “Прошу суд запросить в налоговой службе информацию о месте пребывания частного предпринимателя”. Есть еще такое обстоятельство. Правилами оказания бытовых услуг предусмотрено: если потребитель не приходит за своей вещью в течение двух месяцев, то вторая сторона вправе реализовать эту продукцию и внести вырученную сумму на депозит. Если предприятие было официально закрыто, по суду можно получить положительное решение, но взыскать деньги не получится. - Хотелось бы взыскать, потому что у меня верх от костюма остался, а юбки нет. - Сообщите нам данные организации, мы выясним, действительно ли она закрылась, а потом уже сможем определить тактику дальнейших действий. Продиктуйте ИНН ателье и Ваш контактный телефон... - Мне сказали, что якобы в течение трех лет, до августа 2016 года, я еще могу предъявить претензию... - Да, обратиться с иском в суд Вы можете в течение трех лет. Кстати, предприятие могло поменять адрес своей деятельности. - Сказали, что предприятие не ликвидировано. - Это уже лучше. Ваше изделие было оценено? В квитанции проставлена сумма? - Я должна была оплатить 830 рублей при получении согласно правилам. Есть ли у меня шансы получить компенсацию? - Будем решать проблему, составим алгоритм действий. На следующей неделе, если Вам удобно, можете подъехать в “Меркурий”, где мы будем проводить консультацию. Не хотят обслуживать, и точка! - Здравствуйте, Зифа Равильевна. С Вами говорит Вера Сергеевна. Как добиться от продавца исполнения его обязанностей? Продавщица отказалась меня обслуживать, так как ей не понравилось замечание, что из-за неправильно расставленного товара я не вижу весов. - Это прямое нарушение закона: неправильное размещение товара, недоступность весов, наконец, отказ в услуге. Для проведения надзорных мероприятий Вы, указав на все недостатки, можете обратиться в Управление Роспотребнадзора, которое находится по адресу: улица Зорге, 58. Кстати, где находится этот магазин? - Это торговый центр, расположенный на углу Перовской и Кувыкина. - Зифа Равильевна, нам прислали вопрос по электронной почте: “Моя племянница приобрела путевку в Египет. В связи с изменившейся международной обстановкой она не может туда поехать. Как ей нужно действовать?” - Обратиться в турагентство с письменным заявлением, что не может воспользоваться данной услугой. Она вправе выбрать другое направление или вернуть свои деньги. Букет с подвохом - Добрый день, говорит Полина Иванова. На 8 Марта мне подарили цветы, а наутро они завяли. - Возврат таких товаров, как цветы, правилами не предусмотрен. Кто виноват, судить трудно. То ли цветы промерзли, то ли их неправильно содержали. Вы можете обратиться к предприятию, чтобы установить причину этого дефекта. На будущее Вам нужно посоветовать своему другу выбирать такой магазин, который уже заявил о себе, а не предприятие-однодневку. О подводных камнях договоров - Я приобрела квартиру в строящемся доме, - рассказывает Елена Сергеевна. - В договоре есть пункт: если клиент не подписывает акт приема-передачи, то в течение 10 дней квартира считается принятой. - Единственный выход: подписывайте акт, но с оговоркой - с какими недоделками не согласны. Дайте срок для исправления. Если вопрос не разрешится, можете обратиться к нам, чтобы составить исковое заявление в суд. К сведению: все условия договора, противоречащие действующему законодательству, считаются ничтожными. - Еще один вопрос. Я взяла кредит в “Россельхозбанке”, при этом подписала дополнительный договор обязательного страхования жизни. Вправе ли банк требовать от меня подписание этого документа? - В Вашем случае придется либо соглашаться на их условия и оплатить страховку, либо отказаться, но тогда процентная ставка будет выше. В любом случае за разъяснениями Вы можете обратиться в наш отдел по адресу: проспект Октября, 114/1. - Добрый день, я Сергей. Мы покупаем квартиру, а хозяева просят указать неполную сумму в договоре. Правомерно ли это? - При расторжении договора они должны будут вернуть только ту сумму, которая прописана в договоре. Я бы не советовала идти на поводу у продавца. В квартире могут оказаться скрытые недостатки на гораздо большую сумму. Кто вскрыл ноутбук? - Добрый день, меня зовут Алена. Купили ноутбук с витрины, он продавался как новый. Однако при использовании выяснилось, что он сильно перегревается и “тормозит”. Когда обратились в магазин, чтобы сделать ремонт по гарантии, нам отказали на том основании, что мы якобы вскрывали ноутбук. - У Вас сохранилась пломба? - Да. - Я думаю, Вам необходимо обратиться с письменным требованием о проведении проверки качества. Вы же не специалист по компьютерам, зачем вам вскрывать его с целью ремонта? Книга жалоб - не хлам... - Летом я купила ремень. Через полчаса, пройдясь по магазину, нашла лучший вариант и решила вернуть покупку. Продавщица отказалась его принимать, так как, по ее словам, это был уцененный товар, имеющий недостаток, который она мне затем продемонстрировала. - Это явное ущемление прав потребителя. Если из-за недостатка товара была произведена его уценка, продавщица должна была предупредить Вас, причем в письменной форме. Вам следовало написать заявление, что информация о недостатках товара не была предоставлена. Второе нарушение: товар обязаны обменять в течение двух недель с момента покупки. - Я сообщила продавцу, что в другом магазине видела информацию о законах для потребителей. На мой вопрос, почему у них этого нет, дама заявила, что имеет право “не захламлять стены”. - Подобная информация, как и книга отзывов и предложений, должна быть в каждой торговой точке. Можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по РБ. Если водитель дымит... Мужчина, пожелавший остаться неизвестным, озвучил наболевший вопрос: - Имею ли я право не оплачивать проезд, если водитель маршрутки курит? - Это нарушение. В соответствии с Федеральным законом “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” курение в транспорте запрещено. О подобных фактах нужно сообщать в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта с приложением фото- и видеофиксации нарушения. Также можно поставить в известность собственников маршруток, номера телефонов которых, как правило, указаны в салонах автобусов. Если вы запомнили номер автобуса, можете сообщить о нарушениях в Администрацию города, эта информация будет учитываться при проведении конкурсных мероприятий. Кроме того, за предоставление услуг ненадлежащего качества Вы вправе требовать компенсацию. - Здравствуйте, меня зовут Елена Валентиновна. Недавно я побывала в Казани в командировке. Там есть киоски вроде наших “Пышек”, только без названия, и в них не выдают чеки, в том числе и товарные. А мне, как Вы понимаете, нужен был финансовый отчет. Продавец сказал, что у них нет кассового аппарата. - Организациям позволяется не применять кассовый аппарат, если при организации розничной торговли уплачивается единый налог на вменяемый доход (ЕНВД). Однако по требованию покупателя документ в виде товарного чека, квитанции, подтверждающей прием денег, должен быть выдан. Информацию о названии предприятия Вам должны были предоставить по требованию. - Можно ли на них пожаловаться? - Думаю, что да. В Татарстане существуют такие же контрольные органы, как и у нас, например, Роспотребнадзор. Вы можете написать туда письмо. То, что Вы проживаете в Уфе, не имеет значения, жалобу рассмотрят. Еще одна дама поинтересовалась, можно ли обменять некачественный товар. - Меньше года назад купили в “Ашане” два чайника, и они практически сразу начали протекать. - Каков срок гарантии? - Гарантии не было. - Вы можете самостоятельно провести независимую экспертизу, к примеру, в Торгово-промышленной палате, расположенной по улице Чернышевского, 82. После этого приезжайте к нам, мы поможем составить претензию. - Какие товары не подлежат возврату в течение 14 дней? - спросил мужчина на другом конце провода. - Об этом написано в Постановлении правительства №55. В данный список входят предметы личной гигиены, парфюмерия, бытовая химия, изделия из драгоценных металлов, растения и животные, гражданское оружие, сложная бытовая техника, автомобили - при условии надлежащего качества товаров. Дети мерзнут... - Накануне в редакцию звонила Олеся Кухаркина. У нее следующая проблема: в детской спальне и на кухне уже вторую зиму подряд слабо прогревается батарея. Работники управляющей компании на неоднократные обращения молодой мамы не реагируют. - В таком случае нужно обращаться в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору. Второй экземпляр заявления необходимо оставить себе. За отклонение от норм теплоснабжения можно потребовать от компании произвести перерасчет. Как клиентов в магазине “обувают” Следующий вопрос задала, судя по голосу, юная дама: - Купила красивые туфли, сразу же попала под дождь, и они потеряли товарный вид. На другой день пришла к продавцу, который сообщил, что обувь якобы модельная, ее можно носить только в идеальную погоду или в помещении... Однако он меня об этом заранее не предупредил. Может быть, провести независимую экспертизу? Туфли так и остались у меня, сморщенные. Чек я на всякий случай сохранила. - Модельные туфли действительно не подлежат носке в плохую погоду. Другой вопрос - донес ли продавец эту информацию до Вас в письменном виде? Возможно также, что это производственный дефект. Сейчас проблема обуви постепенно отходит на второй план. Предприниматели определились с поставщиками, которые производят обувь, приспособленную к нашим условиям, - пояснила Зифа Равильевна. Главное - чтобы брюки сидели - Добрый день, я Галина Георгиевна Бельская. Недавно приобрела на Колхозном рынке джинсы для старшего внука. Мы очень долго выбирали, вроде бы нашли подходящий размер, мерить не стали. Продавец уверил нас в том, что с ремнем они будут сидеть идеально. Дома померили - штаны оказались малы. Я сходила в ателье, чтобы их расшить, но там заказ не приняли, говорят - бесполезно переделывать, все равно они будут сидеть плохо. Чек мы потеряли... - В ателье правильно сделали, отказавшись переделывать некачественный товар. Единственная возможность для Вас - посетить эту торговую точку в течение 14 дней с момента покупки и написать заявление. Если отсутствует чек, можно представить свидетельские показания. Если не найдется соответствующего товара для обмена, Вам обязаны вернуть деньги. Возместят ли ущерб здоровью? - Недавно знакомая лечила дочку в частной стоматологической клинике, сумму заплатили немалую. Через два месяца у нее сломался запломбированный зуб, но лечить его бесплатно отказались: оказывается, гарантии не было, о чем клиентке не сообщили. В детской стоматологии врач по секрету сказал, что “частники” сделали все очень плохо, за что только деньги взяли. Может ли пациентка получить компенсацию за некачественное лечение? - В этом случае необходимо заключение независимой организации, чтобы определить, каким было состояние зуба до и после вмешательства. Доказать такие вещи сложно. Если клиника действительно виновата, можно оформить претензию, в случае отказа удовлетворить ее - обратиться в суд. ...Будни отдела по защите прав потребителей заполнены неустанными заботами - разъяснить гражданам их права, помочь составить претензию, донести правильную информацию. Практически каждую неделю сотрудники отдела выезжают в торговые центры, консультируют население, раздают материалы, проводят горячие линии. Так что потребителям есть куда обратиться в случае нарушения прав. Отдел по защите прав потребителей Социально-гуманитарного управления Администрации города Уфы находится по адресу: проспект Октября, 114/1. Телефон 235-99-45. Приемные дни: понедельник - с 9.00 до 13.00, четверг - с 14.00 до 18.00. Записала беседу Майя ИВАНОВА. Фото предоставлено отделом по защите прав потребителей Управления социальной политики Администрации Уфы. Вернуться назад |