Большой балет
Под знаком взмаха журавлиных крыл...
Минувший понедельник в Башкирском государственном театре оперы и балета был посвящен спектаклю челябинцев "Эсмеральда" на музыку Цезаря Пуни (либретто Жюля Перро основано на романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери").
Выступление Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Михаила Ивановича Глинки на Нуреевском форуме - это, мне кажется, своего рода знак вежливости, благодарности от БГТОиБ, артисты которого в свое время были приглашены соседями и коллегами по творческому цеху на фестиваль имени народной артистки СССР Екатерины Максимовой, в рамках коего с успехом прошел наш "Бахчисарайский фонтан". Наверное, это то немногое, что я позволю себе сказать о постановке коллектива, балетная труппа которого явно переживает не лучшие времена. Но меня в очередной раз поразила щедрая на аплодисменты уфимская публика, горячо поддержавшая в финале аутсайдеров форума, безусловно, старавшихся, но, к сожалению, в силу разных причин не поднявшихся выше ученического иллюстрирования текста хореографической "партитуры" Мариуса Петипа (постановка и новая хореографическая редакция - заслуженный артист РФ Юрий Бурлака).
На их фоне, конечно, невероятно контрастно смотрелась уфимская "Баядерка" на музыку Людвига Минкуса в постановке заслуженного артиста России и народного артиста РБ Шамиля Терегулова, продемонстрировавшая все возможности нашей труппы. Партию Никии в этом спектакле исполнила солистка Большого театра России, лауреат Международных конкурсов Дарья Хохлова, пушинкой смотревшаяся в руках уфимского Солора - заслуженного артиста Башкортостана Рустама Исхакова. И особых аплодисментов зала был удостоен наш гость из Национального театра Словакии, лауреат Международных конкурсов Артемий Пыжов, представший перед зрителями в образе Золотого Божка.
В финале зал неистовствовал, долго не отпуская участников спектакля.
...А среда была отмечена тем, что со временем назовут, быть может, одним из самых значимых событий XXI Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Речь об открытии надгробного памятника народной артистке СССР Зайтуне Насретдиновой, чья Зайтунгуль из балета Льва Степанова "Журавлиная песнь" некогда восхитила маленького Рудика Нуреева, оставшись в его памяти на всю жизнь.
Прах той, чья слава вырвалась за пределы Башкирии; балерины, отмеченной вослед Галине Улановой и Ольге Лепешинской званием народной артистки Советского Союза (она третьей в нашей стране была удостоена его), покоился под более чем скромной плачевного вида железной пирамидкой. О Зайтуне Агзамовне, лауреате Национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "За честь и достоинство", в этом смысле как будто все забыли. И лишь балетные, лишь ее поклонники и друзья продолжали обивать высокие пороги, в том числе и порог дирекции БГТОиБ. И вот осенью прошлого года автор книги "Гран-па башкирского балета" журналист Нина Александровна Жиленко, прийдя к новому генеральному директору театра Ильмару Альмухаметову, положила ему на стол фотографию, сделанную на Южном кладбище. Тот глянул, ужаснулся и...
Дизайн будущего памятника разработали художники БГТОиБ, за основу взяв взмах журавлиных крыл, что, безусловно, символично (напомню, нынешний Нуреевский и открывался спектаклем "Журавлиная песнь"). Сыграл свою роль и рассказ очевидцев, видевших печальный клин, пролетевший в небе над кладбищем в час погребения худенького тела первой Зайтунгуль осенью 2009-го... Потому-то и звучала на церемонии открытия основная тема балета "Журавлиная песнь" (а это башкирская народная "Сын,рау торна", исполненная кураистом Ильнуром Хайруллиным (Башкирская государственная филармония). От тонкого полотна освободили "крылья" балерины Насретдиновой нынешние исполнители главных партий в этом спектакле Гульсина Мавлюкасова и Ильдар Маняпов. Не могла справиться со слезами художественный руководитель балетной труппы БГТОиБ Леонора Куватова, которую Ильмар Разинович попросил сказать несколько слов. Положила на плиту букет белых роз и отошла, уступив место другим...
Время спустя здесь разобьют небольшой цветник, завершат работы по оформлению мемориала. А пока на широкую гранитную плиту одна за другой ложились алые гвоздики, карминно-красные бутоны роз, почти полностью закрывшие подножие...
В завершение добавлю лишь, что все расходы (около трехсот тысяч рублей) театр взял на себя. В эту сумму внесла лепту и врач Галина Фаршатова, которая сочла своим долгом поддержать столь благое для всех нас дело.
В церемонии помимо руководства, сотрудников театра и представителей балетной труппы приняли участие ветераны сцены, журналисты, родственники Зайтуны Агзамовны, поклонники ее таланта. К ним примкнул и гость нашего фестиваля из Великобритании Грэм Уоттс, балетный критик, занимающийся в том числе и исследованием жизни и творчества Рудольфа Нуреева. Именно поэтому, сказал он, ему важно побывать на открытии памятника балерине, чей талант некогда произвел ошеломляющее впечатление на Великого Руди...
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
2-06-2017 (0) Просмотров: 1 342 Номер: 44(13120) Версия для печати