$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Когда в сердце музыка…


Когда в сердце музыка…

Сегодня свой 60-летний юбилей отмечает удивительно самобытный и яркий представитель баянной школы нашего региона, талантливый музыкант, педагог, исследователь, составитель многих сборников и учебных пособий, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры Республики Чувашия Айрат Мухаматович Бариев.

Люди в разном возрасте влюбляются душой и сердцем в музыку. А мне кажется, что в сердце моего героя музыка жила всегда – как дар Божий, как светлый и чистый ориентир в жизни. Посудите сами: родился мальчишка в простой деревенской семье. Правда, мама Айрата, Равида Саетхановна, работавшая учительницей в школе, нередко брала в руки тальянку – и мальчишка замирал, зачарованно вслушиваясь в татарские наигрыши… А как он любил слушать мамино пение!
В 1965-м семья переехала в Уфу, родители купили кооперативную квартиру в Черниковке. Мама устроилась работать воспитателем в Школу музыкальных воспитанников. «Какой там был уровень! Как там играли! – вспоминает Айрат Мухаматович. – Музыкальная подготовка была просто великолепной». Мальчишка готов был часами наслаждаться репетициями и выступлениями здешних воспитанников. Видя, что сын тянется к музыке, мама отвела его в Детскую музыкальную школу №5.
- Пришли, а там мест нет! Не судьба? А вот и нет. Мне всю жизнь везло на хороших людей. Оказалось, что завуч школы раньше работала в Школе музвоспитанников и хорошо знала маму. И для меня нашли место. Так что в музыкальную школу я попал «по блату», - смеется мой собеседник.
И, как это часто бывает, первый педагог заставил полюбить музыку и баян на всю жизнь? Оказалось, что все случилось… с точностью до наоборот. С первым наставником парнишке явно не повезло – учитель кричал на него, всячески унижал и словно делал все, чтобы тот учебу бросил. Были даже моменты отчаяния: «Мама, я туда больше не пойду!» Но… (опять счастливый случай!) тот педагог уволился, и Айрат попал в класс замечательного, тонкого, тактичного наставника Михаила Дмитриевича Феднова (кстати, отца известной джазовой певицы и педагога Ирины Остин – В.Г.). Мальчишка начал заниматься просто самозабвенно, а педагог, разглядев в нем дарование, стал подбирать к разучиванию весьма сложные произведения, исполняемые на готово-выборном инструменте. И вот уже у юного музыканта появился свой первый солидный баян. Отец купил «Рубин» за огромные по тем временам деньги – 360 рублей! И, надо сказать, достойный инструмент попал в достойные руки: пришли первые успехи. Айрат Бариев, став лауреатом городского конкурса юных музыкантов, открыл счет своим победам на конкурсах и фестивалях.
Очень рано для нашего героя начались и сценические выступления. Мама брала летом своих сыновей в пионерский лагерь, где работала воспитателем. Дуэт братьев Бариевых здесь всегда пользовался успехом. Вадик пел, Айрат аккомпанировал. И как было не прослезиться, когда со сцены чистый детский голос выводил такую песню, как «Эниемэ» («Маме»)! Концертировали и у себя, выступали и «на гастролях» в соседних лагерях.
Уфа всегда славилась хорошей баянной школой – причем на всех уровнях. И поступить в Уфимское училище искусств парнишке, пусть и лауреату, было не так просто. Но, как говорится, сие свершилось, и судьба уготовила вчерашнему школяру еще одну счастливую встречу. Айрат попал в класс Роберта Ахметовича Ибатуллина, директора училища. Тот был просто завален административной работой, но находил время заниматься с учеником на совесть. «Он был крепким баянистом – и прогрессивным, ищущим педагогом! Он мне давал сложнейшую программу, подбирая рациональную аппликатуру, используя выборную систему, тембровые регистры… Уже на втором курсе я играл Большую органную прелюдию и фугу соль-минор Баха».
Началась и череда конкурсов, а имя Айрата Бариева уже, что называется, было на слуху. Особенно запомнился музыканту Всероссийский конкурс в Ленинграде, где ему пришлось конкурировать с консерваторскими баянистами! Конкурс был трехтуровый, со сверхсложной обязательной программой. Бариев выступил достойно, хотя лауреатом не стал. Но какое впечатление на него произвел город на Неве!
- Мы были в Эрмитаже, мы без устали гуляли по Невскому! Мы сходили в кино, и я был потрясен «Андреем Рублевым» Тарковского! Все это оставило в моей душе такое неизгладимое впечатление! Музыка, образы, дух этого славного города до сих пор так свежи в моей памяти…
Учась на четвертом курсе, Айрат Бариев занимает 1-е место на республиканском конкурсе среди учащихся средних специальных учебных заведений и в этом же году становится лауреатом Кубка Южного Урала, который проходил в Магнитогорске.
И опять… Да, читатель, опять счастливая встреча. Поступив в Уфимский государственный институт искусств, наш герой попадает в талантливые руки выдающегося музыканта и педагога Владимира Павловича Суханова. И признанный мэтр баянной школы не только республики, но и России, образно говоря, уже занялся «окончательной шлифовкой» таланта своего ученика. Будучи не просто замечательным баянистом, а еще и талантливым аккомпаниатором, Суханов развил в своем ученике и навыки профессионального концертмейстерства – а это мастерство тонкое, деликатное, порой не замечаемое зрителем…
Но чуть отвлечемся от музыки. Шла студенческая жизнь – яркая, интересная. Айрат трудился в стройотрядах. Трудился на совесть (заработанные деньги были хорошим подспорьем испытывавшей финансовые сложности семье), за что боец не раз поощрялся и даже однажды был награжден поездкой в Индию в составе стройотрядовской делегации.
После института - армия. Я удивился, узнав, что мой герой не попал в военный музыкальный ансамбль. На что Айрат Мухаматович улыбнулся: «Да тогда как-то не подумал об этом. Как говорят, не подсуетился». И отбарабанил он полтора года строевой. Был связистом. Полтора года, далеких от баяна и музыки… Ну, разве что выручало музыканта профессиональное чувство ритма, когда приходилось запоминать и быстро набирать послания азбукой Морзе: та-та, та-та-та! «Армия мне все равно многое дала. Обострилось чувство дисциплины. А еще – когда ты почти сутки подневолен в своих действиях, то начинаешь по-настоящему ценить свободу…»
Потом… Судьба могла забросить музыканта в Сибирь, где, быть может, он и остался бы навсегда. Однокашник Володя Алтунин стал в тех краях заведующим отделом культуры и звал Бариева: «Приезжай! Сразу директором музыкальной школы назначу!» И собрался было парень, да помешали семейные обстоятельства - не смог оставить больного отца.
И стал молодой педагог работать в Уфе, в родном училище искусств, где успешно трудится вот уже 34 года…
Айрат Бариев – личность просто уникальная. Посудите сами: он и академический педагог-баянист, и педагог-исследователь, внесший огромный вклад в методику преподавания, он и яркий артист, и талантливый аккомпаниатор, и ансамблевый музыкант… Так кем он ощущает себя в первую очередь? Мой собеседник задумался ненадолго: «Я не могу выделить что-то одно. Просто я люблю музыку, люблю баян».
Таких универсалов поискать еще! Ученики – лауреаты конкурсов, сам и ныне становится лауреатом в составе ансамблей, которыми руководит и в которых участвует. А его пособие «Методика обучения игре на инструменте» взято на вооружение во всех средних специальных учебных заведениях республики!
- Раньше методика обучения была полугодичным предметом. Как факультатив. Потом это стал полуторагодовой курс. А учебника по методике-то в России как не было, так и нет! И вот в один прекрасный день пригласил меня к себе преподаватель института искусств Валерий Георгиевич Морозов и говорит – мол, давай хотя бы в рамках республики стандартизацию проведем. Взялся. Перелопатил массу литературы. Вроде получилось, раз рекомендовали к повсеместному использованию.
Можно только представить, какая сегодня нагрузка у педагога Бариева, если он ведет три предмета, по которым сдают госэкзамены: специальность, методика преподавания и концертмейстерский класс. Плюс дирижирование.
Учащиеся знают: лекции этого наставника всегда интересны и увлекательны. Полтора часа насыщены фактурой, яркими примерами и образами. А иногда, чтобы «поддать горячего», преподаватель, лукаво улыбнувшись, вдруг берет в руки баян…
Особое место в душе Айрата Бариева занимает концертмейстерство. И хотя сам он не считает себя сильным аккомпаниатором («Есть те, кому это Бог дал – Владимир Суханов, например»), но его вклад в развитие данного вида сценического искусства в нашей республике трудно переоценить. В 2012-м Владимир Суханов, Айрат Бариев и Владимир Жирнов организовали первый республиканский фестиваль аккомпаниаторского искусства «Какая песня без баяна», который стал традиционным. Львиная доля хлопот по организации тоже, уже по традиции, – на плечах Айрата Бариева. Вникнув в тему со всей свойственной ему пытливостью, он выпустил целый ряд сборников «Хрестоматия по концертмейстерскому классу», где является и автором многих переложений, обработок.
А теперь, читатель, я с удовольствием отвечу на непременно возникший у вас вопрос: как не имеющий никаких чувашских корней татарин родом из Аскинского района стал заслуженным работником культуры Чувашии? Уточню: он единственный баянист из Башкортостана, кому присвоено это звание.
Тут нам надо будет обратить свои взоры на известный в нашей республике народный фольклорно-этнографический ансамбль «Нарспи», музыкальным руководителем которого Бариев является уже почти 30 лет. Опять же, баянист попал именно в чувашский ансамбль волею случая: игравший здесь его коллега по инструменту уехал в Чебоксары, и его место занял Бариев, которого теперь, спустя годы, все чуваши республики признают «стопроцентно своим».
А ведь играть в чувашском ансамбле – это не просто ноты выучить! Здесь важна и манера исполнения, и особое, присущее именно этой культуре музыкальное интонирование (известный органист Владислав Муртазин как-то рассказывал мне, что одну и ту же музыкальную тему можно сыграть и «по-немецки», и «по-итальянски»). «Мы в ансамбле выступали вместе с председателем чувашского общества республики Василием Никитиным. И я иногда у него уточнял: «Василий Григорьевич, я случайно не «по-татарски» сейчас играю?»
О том, что Бариев играет именно «по-чувашски», говорит тот факт, что после концерта, не сомневаясь в его национальной принадлежности, зрители к нему обращаются на чувашском языке…
Послужной список побед ансамбля «Нарспи» на всевозможных фестивалях просто огромен. В этом немалая заслуга его руководителя Галины Юрьевны Кирилловой и, конечно, автора всех музыкальных обработок Айрата Мухаматовича Бариева. Сегодня уже как легенду рассказывают подлинный случай, который имел место в Москве, в Государственном центральном концертном зале «Россия» на празднике национальных культур «Созвездие дружбы», где «Нарспи» настолько понравился зрителям и организаторам, что ансамбль попросили выступить в одном концерте… дважды!
Айрат Бариев «приложил руку» и к успехам другого ансамбля – башкирского женского вокального коллектива «Сулпан». И здесь – целое созвездие лауреатских мест…
И педагог, и яркий сценический исполнитель! Умение выступить – талант, данный немногим. «А знаете, как я боялся сцены? Пришлось серьезно работать над собой, изучать именно психологию сценического выступления. У меня даже дипломный реферат назывался «Эстрадное волнение»!»
Сегодня он увлеченно занимается любимым делом. Выступает, преподает, издает сборники и пособия… Перед нашей встречей я решил заглянуть в «досье» героя. Так вот: перечень побед его и его учеников занимает несколько страниц машинописного текста! Газетной полосы не хватит все перечислить. Так что, поверьте уж мне на слово!

Когда в сердце музыка…


Вячеслав ГОЛОВ.
Фото автора
и из личного архива А.Бариева.



Слово о мастере

Владимир СУХАНОВ, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан, профессор УГИИ:
- Я горжусь своим учеником. Талантлив, трудолюбив, имеет свой взгляд на трактовку тех или иных произведений. Он был думающим учеником, сейчас он думающий, творческий педагог. Он всегда в гуще музыкальной жизни, его воспитанники уже много лет становятся лауреатами всевозможных конкурсов. Отрадно, что когда-то у нас родилась совместная идея организовать фестиваль аккомпаниаторского искусства. Замечательно, что идея оказалась удачной. С Айратом Бариевым хорошо рождать новые идеи…

Владимир ЖИРНОВ, заместитель директора Уфимского училища искусств (колледжа), заслуженный работник культуры Республики Башкортостан:

- Айрат Мухаматович – профессионал. Он может смело взять в свой класс кого-то без особой подготовки и вывести на профессиональный уровень. Велик и его вклад в развитие и популяризацию концертмейстерского класса, совершенствование методики преподавания. А как человек он порядочен, честен. Трудяга. Борец за справедливость!

Рустам ХАЙРИСЛАМОВ, лауреат международных, всероссийских и республиканских конкурсов, преподаватель Уфимского училища искусств (колледжа):
- Айрат Мухаматович - педагог, Учитель с большой буквы - сыграл огромную роль в моей судьбе. Он буквально по-отечески опекал меня: никогда не забуду, как он поехал вместе со мной в Санкт-Петербург, когда я поступал в Консерваторию.
Мы многое прошли с ним вместе. Для меня он всегда был и будет примером и как музыкант, и как педагог, и как человек – спокойный, справедливый, порядочный.

Дата создание новости 31-08-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 1 621     Номер: 61(13531)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.