«Территория» личной ответственности за Россию
В Уфе в кинотеатре "Киномакс" состоялся закрытый показ приключенческой драмы Александра Мельника "Территория". Уже 16 апреля лента стартует в прокате, но создатели картины решили традиционную рекламную кампанию заменить информационной - презентации и предпросмотры фильма пройдут в тридцати российских городах, столица Башкортостана среди которых оказалась не случайно. Художником-постановщиком фильма стал наш земляк, коренной уфимец Эдуард Гизатуллин. Напоминаем, что в октябре 2012 года "Вечерка" публиковала интервью с Эдуардом, в котором он подробно рассказал о съемках "Территории".
Перед показом фильма, на котором присутствовали руководство региона, главы министерств и ведомств республики, представители творческой и научной интеллигенции, состоялась пресс-конференция. Картину представили режиссер-постановщик Александр Мельник, продюсер Антон Мельник, художник-постановщик Эдуард Гизатуллин и исполнитель одной из ролей актер Константин Балакирев.
...Литературная основа фильма - роман Олега Куваева "Территория", вышедший в печать сорок лет назад, выдержал более тридцати изданий на русском, французском, немецком, испанском, арабском, английском, вьетнамском и польском языках. Только "Роман-газета" публиковала полярный бестселлер дважды - каждый раз тиражом в полтора миллиона экземпляров. Книга о геологах послевоенных лет, которую режиссер Мельник справедливо оценил как часть большой, классической советской литературы, не случайно стала культовой для огромного числа тех, кто не трусит "жить по мечте". Куваев в письме другу как-то заметил: "Я убежден, что в каждом человеке от природы заложен романтик и авантюрист... Но люди очень нерешительны и из двух дорог выбирают чаще ту, которая спокойнее и безопаснее. Надо браться за дело выше своих возможностей и не бояться, что если не сможешь, то будет крах". Очевидно, этим куваевским девизом руководствовались создатели новой "Территории". Казалось бы, зачем усложнять себе жизнь? Кино вообще, а тем более кино современное - искусство иллюзий. Чего проще - снять фильм, не уезжая далеко от Москвы, а потом подложить отдельные пейзажные кадры. Собственно, это и предлагали продюсеру Антону Мельнику многие из тех, с кем изначально планировалось запускать "Территорию". Но, к счастью, нашлись единомышленники, те, кто ради идеи готов жертвовать временем, комфортом, а подчас и рисковать жизнью.
Две экспедиции на плато Путорана (между прочим, ЮНЕСКО признала данную территорию на северо-западе Красноярского края памятником Всемирного наследия человечества) и одна в бухту Провидения на Чукотке - это само по себе приключение, достойное отдельного рассказа или даже фильма. Группа в сто пятьдесят человек в течение полутора месяцев была фактически отрезана от Большой земли - ни интернета, ни сотовых телефонов, подчас из-за непогоды приходилось оптимизировать расходы на питание и обогрев, потому что добраться до лагеря не мог даже вертолет МЧС. А сильнейший за последние тридцать лет ураган с Аляски, который буквально разрушил до основания трехэтажную декорацию здания Управления в бухте Провидения... Чтобы понять масштаб бедствия, надо представлять, с каким трудом это двенадцатиметровой высоты здание было создано, ведь для строительства на Чукотку из Владивостока привезли не только сто пятнадцать тонн леса и двадцать пять "КамАЗов" щебенки, но даже гвозди.
- Это было серьезной проверкой, - рассказывает Антон Мельник, - фактически заходом на второй раз. Такое большое искушение отчаяться. Но ребята во главе с Эдуардом собрались, поехали, восстановили... А через год, когда декорация дофактурилась, обветрилась, стала жизненной и очень реальной, мы ее сняли.
Вообще, вся организация производства на этой картине стала абсолютно новым опытом в российском кино. Было применено огромное количество современных технологий - к примеру, оператор Игорь Гринякин вел панорамные съемки с использованием самого маневренного в мире вертолета Eurocopter и стабилизирующей системы "Super Gyron", которую специально привезли из Франции. Непростая задача стояла и перед британским художником по гриму Элизабет Лоусон. Клеить бороды (кстати, из той же пошивочной мастерской, что снабжала всех хоббитов и гномов знаменитой саги) в условиях тридцатипятиградусного мороза - верх гримерного искусства.
Важно сказать и о том, с какой самоотдачей трудились на фильме о геологах 50-х современные актеры. Пожалуй, одним из конкурентных преимуществ российского кино перед американскими блокбастерами является истовое отношение наших к своей профессии. Мало кто из звезд Голливуда готов настолько посвятить себя проекту, чтобы уехать на месяц-полтора в экспедицию, работать в тяжелых погодных условиях или выполнять сложные трюки без каскадеров... А именно это и приходилось делать, к примеру, Григорию Добрыгину, исполнителю одной из главных ролей, когда его герой - Баклаков - преодолевал бурную горную реку или обнаженным бежал за собачьей упряжкой по снежной равнине.
Экспедиции и лишения не были напрасными. Пожалуй, более завораживающего фильма, чем "Территория", я еще не видела. Потрясающей красоты пейзажи Чукотки и плато Путорана, величественные ледопады, замерзшее голубое озеро, причем настолько прозрачное, что кажется, будто люди не скользят по нему, а летят по воздуху. От масштабов горных хребтов захватывает дух, а от вертолетных съемок буквально кружится голова. Поверить в реальность такой фантастической красоты сложно - не каждому доведется в жизни увидеть подобное, тем ценнее то, что в фильме нет ни одного нарисованного объекта.
Константин Балакирев, исполнивший роль шурфовщика Кефира, человека "исключительной алкогольной порядочности", на встрече с уфимскими журналистами рассказал о том, что съемки в "Территории" для большинства актеров стали культурным шоком:
- Половина из нас - москвичи, которые видели красивое где-нибудь в Турции или максимум на Кавказе. А здесь совершенно другое, здесь - девственная красота, о существовании которой мы бы даже не знали, не будь такого материала. И нам приходилось с этим работать. Пережить, воспринять и работать дальше - ведь наши персонажи относятся к этой красоте как к должному.
Эдуард Гизатуллин признался, что когда-то был настроен уезжать из страны. Однако, поработав на "Территории", проникся красотами России:
- Нам в наследство от наших предков досталась удивительная, уникальная земля. Ее протяженность, неповторимость... Я - очень счастливый человек, потому что все это видел. Надеюсь, мы сохраним это, будем приумножать, беречь. Теперь я самый первый фанат России среди художников и никуда не уеду.
Но, безусловно, важнее потрясающего видеоряда сам посыл, как сейчас принято говорить, месседж, который "Территория" несет своему зрителю. А он очень прост - нужно жить настоящим. Не предавать мечту, не соглашаться с малым, когда есть шанс добиться большего. Ведь в каждом человеке однажды созревает вопрос: кто я, зачем, для чего? Константин Балакирев считает, что о таких серьезных вещах разговаривать со зрителем с экрана нужно предельно честно. Мне кажется, у "Территории" это получилось. И во время просмотра картины и еще долго потом тебя не покидает ощущение, что она создавалась с огромной любовью - к творчеству Олега Куваева, к потрясающей природе России. Но главное - к людям, которые, по словам Александра Мельника, "живут настоящим, включая настоящую любовь, работу, а если нужно, то и настоящие деньги - все, что не стыдно потом предъявить другим как итог собственной жизни".
Конечно, "Территория" не лишена некоторых недочетов. К примеру, не всякий зритель выдержит хронометраж в два с половиной часа без титров. Да и понять некую разорванность сюжетных линий тому, кто совсем не знаком с романом Куваева, будет поначалу довольно сложно. Но удивительным образом к концу фильма все встанет на свои места, сложится в цельную картинку. А тот самый месседж вдруг сделается гораздо важнее привычных современному зрителю компьютерных эффектов, сильных эмоций и непрерывного экшна.
Завершая этот разговор, я хочу напомнить читателям, что
8 апреля исполнится сорок лет с того мгновения, как от нас ушел Олег Михайлович Куваев. Удивительная проза его, которой в 70-е зачитывалась вся страна, сегодня почти забыта - времена другие. Мы, прожив большой кусок жизни в максимальной, как думали, свободе, вдруг оказались в безвоздушном пространстве - и с точки зрения этических норм, и с точки зрения понимания того, где мы находимся, за что несем личную ответственность. "Территория" Александра Мельника - фильм не только о геологах. Он о людях, умеющих честно делать свою работу, дружить, быть преданными тем, кто рядом, и своей мечте, готовых отдать больше, чем взять. Фильм о России, которую не стыдно показывать другим. Ведь гордиться можно не только силой физического превосходства, но и силой духа, воли, силой своей красоты.
Мария МАТВЕЕВА.
27-03-2015 (0) Просмотров: 1 710 Номер: 59(12707) Версия для печати