Жили при керосинках, но кино смотрели
В Национальном музее республики развернута выставка "История кино в Башкортостане", посвященная 100-летию российского кино. Здесь представлены основные этапы и направления развития важнейшего из всех искусств: завоевание им городов и сельских районов, кинопроизводство на Уфимском телевидении и в киностудии "Башкортостан". По большому счету, наше кино даже как бы старше российского, потому что берет свое начало 25 сентября 1901 года, когда в Уфе состоялся первый киносеанс. Но в то время Россия не имела своих студий, поэтому демонстрировались зарубежные фильмы, естественно, тогда еще только немые.
Понятно, в два выставочных музейных зала вместить всю богатейшую историю башкирского кино невозможно. По-моему, не хватило бы и пятидесяти помещений такой же площади, чтобы даже ретроспективно показать то, что происходило в одной только столице республики за более чем вековой период времени, ведь советский киноклассик Александр Ханжоноков снял первые короткие фильмы в Башкирии еще 1913 году под названиями "Ковыльные степи" и "Кумыс".
На мой взгляд, выставка получилась интересной и познавательной, особенно для молодежи. И даже мне, много лет проработавшему в области кино, было что посмотреть и занести в свою записную книжку. Экспозиция начинается с дореволюционных газетных объявлений первых электротеатров Уфы, которые назывались "Новый Юлдуз", "Эффект", "Вулкан" и "Фурор". Поскольку фильмы были тогда немыми, они шли в музыкальном сопровождении пианиста. Судя по всему, "Эффект", располагавшийся на улице Центральной (ныне - Ленина), был самым респектабельным на тот момент.
Он заманивал зрителей буфетом и кофейней, предоставлял им местные газеты перед началом сеанса и телефон в пользование. Может быть, для нашего времени во всем этом уже ничего особенного нет, потому что современные кинотеатры намного комфортабельнее, а в начале прошлого века зрительные залы размещались в приспособленных зданиях - в зале Дворянского собрания (главный корпус института искусств), Аксаковском народном доме (театр оперы и балета), на улице Александровской (Карла Маркса) в доме Зайкова, в начале улицы Бекетовской (Мустая Ка-
рима)...
Кино в советскую эпоху развивалось стремительными темпами, потому что это был мощнейший и эффективный рупор советской пропаганды и агитации. Телевидения тогда еще не знали, а кино вскоре перестало быть диковинкой, появились звуковые киноустановки, художественные и хроникально-документальные фильмы, широкоэкранные и широкоформатные кинотеатры. Кинофикация Башкирской АССР достигла очень больших высот, например, в 1987 году работали 2896 киноустановок, из них 154 - в городах, 2552 - в сельской местности, плюс к этому 76 кинопередвижек, что и отражается на выставке. В 1987-м ежедневно кинозалы республики в среднем посещали около 165 тысяч человек, в среднем каждый житель за год смотрел 15-16 новых художественных фильмов, не говоря уже о документальном кино, а в самой сети кинопроката края работали 4913 человек от директора до билетера. Это была целая армия. Кино приносило казне республики огромный финансовый доход, который, кстати, входил в ежегодный государственный план всех учреждений культуры, занимающихся организацией сеансов.
Организаторы выставки сделали большой упор на кинопроизводство в Башкортостане, так как эта часть истории менее известна широкому кругу людей, тем не менее необычайно интересна. В залах демонстрируются не только кинопроекторы, но и профессиональная и любительская съемочная аппаратура разных лет и модификаций. Действительно, теперь такое встретишь только в музее. Нам очень повезло, что на выставке встретился один из старейших и известных кинодокументалистов республики, лауреат всесоюзных и всероссийских кинофестивалей Михаил Новиков. Он много лет проработал директором, корреспондентом корпункта кинохроники и кинооператором Свердловской киностудии по Башкирской АССР, снимал в нашей республике репортажи для всесоюзных киножурналов "Советский Урал", "Советский Союз", "Советский воин", "Наука и жизнь", "Пионерия", "Хроника наших дней", которые, как правило, демонстрировались в кинотеатрах СССР перед началом художественного фильма. Некоторые его работы показывали за границей.
Новиков за всю свою карьеру снял около 1000 кинорепортажей и 70 документальных фильмов, из них более половины о нашей республике, удостоен дипломов и специальных призов "За лучшую операторскую работу" по фильмам "Харасавэй", "Мустай Карим" и "Сеятель твой и хранитель", награжден орденом "Знак Почета", серебряной медалью "За доблесть". Кстати, ему 5 мая исполнится 75 лет. Выпускник операторского факультета ВГИКа, ученик Владимира Монахова, известного по художественному фильму "Судьба человека", и раньше работал в Свердловской киностудии, но его попросили поехать в Уфу, так как два года не могли подобрать достойную кандидатуру на должность собкора. Насколько это была важная персона, говорит такой примечательный факт: Михаила Николаевича представляли, как было принято в то время, первым лицам республики - секретарю по идеологии и первому секретарю Башкирского обкома КПСС Тагиру Ахунзянову и Мидхату Шакирову. Очень интересный казус произошел, когда Новикова впервые принял Ахунзянов еще в старом здании обкома партии на Советской, 14. Тагир Исмагилович умел преподносить гостям заслуги, трудовые и культурные завоевания республики. Он проронил фразу, что, мол, Башкирия добывает нефть, выпускает сотни наименований химической продукции, кормит страну... Михаил Новиков на этом месте перебил секретаря обкома, хотя такое в этом кабинете не позволялось никому. Он сказал, что перед приездом в Уфу снял документальный фильм об ученых Курганского научно-исследовательского института сельского хозяйства и об известном агрономе-селекционере дважды Герое Социалистического Труда Терентии Мальцеве, вот, мол, как раз Курганская область кормит нашу страну.
Это конечно же была некая гипербола, но, по сути, кинохроникер был прав, потому что в засушливый год Башкирия не могла выйти на прежний высокий уровень, а в Курганской области успешно преодолевали засуху за счет успешной селекционной работы. Тагир Исмагилович тут же пригласил к себе работников отдела сельского хозяйства обкома КПСС и руководителей Башкирского научно-исследовательского института сельского хозяйства, чтобы они подтвердили сказанное или опровергли. О новом сорте пшеницы они, естественно, знали, но невозможно было получить семена, так как курганцы ими в первую очередь обеспечивали свои хозяйства. Ахунзянов спросил у Новикова: "А вы не можете посодействовать в приобретении семян этой пшеницы?" Михаил Николаевич прямо из кабинета Ахунзянова по правительственной связи переговорил с директором Курганского НИИ, и вскоре грузовая "Колхида" доставила семена нового сорта пшеницы, устойчивого к засухе, в Илишевский район.
Новиков стоял и у истоков организации киностудии "Башкортостан", в 1993-1997 годах работал ее директором. Он сам снял несколько фильмов. В разговоре с Михаилом Николаевичем мы вспомнили, что в прошлом веке в Башкирии сильно было развито кинолюбительское движение. Причем некоторые жители нашего края снимали фильмы на таком высоком художественном уровне, что завоевывали дипломы на международных кинофестивалях в Швейцарии, США, Франции, Германии и других странах.
Когда шел на выставку, мне хотелось, чтобы перед входом в экспозиционный зал непременно висел хрестоматийный плакат советского периода с ленинской крылатой фразой "Из всех искусств для нас важнейшим является кино", которая предположительно сказана Владимиром Ильичем в беседе с наркомом просвещения РСФСР Анатолием Луначарским в феврале 1922 года. "А почему Владимир Ильич кино ставил выше театра?" - вполне справедливо спросят меня современники. Кино в советское время, особенно в предвоенные и послевоенные годы, стало общедоступным видом искусства, проникло почти во все, даже отдаленные села и деревни Башкирии, несло в ряды крестьянских масс, рабочего класса и интеллигенции советскую культуру, просвещало, воспитывало и мобилизовывало на трудовые подвиги малограмотный народ, было единственным видом культурного досуга в летнее время. Киномеханик со своей кинопередвижкой добирался до тех мест, куда никогда не приезжали театральные коллективы и концертные бригады филармонии.
Когда я летом проводил время у бабушки в деревне Ахуново Кузеевского сельсовета Буздякского района, своими глазами видел, какую важнейшую роль в культурной жизни сельских жителей играло кино. На рубеже 1950-1960-х годов еще не было в селе постоянного электричества. Тем не менее кинофильм раз в неделю крутили поздним вечером, когда колхозники уже завершали всю домашнюю работу. Для этого специально устанавливали переносной электрогенератор, который работал от бензина. Он гремел на всю округу, иногда выходил из строя. А кинопроектор в сельском клубе был только один, поэтому после демонстрации каждой части фильма велась перезарядка пленки и в зале включали свет. Зрители, сидя на простых деревянных скамейках, пользуясь небольшой паузой, оживленно беседовали друг с другом, так как в дневное время все были заняты от зари до зари на полях, фермах и в своем личном подворье и им некогда было даже переброситься словом. Каждый киносеанс - это было грандиозное культурное мероприятие. Представьте себе, что труженики села жили при керосиновой лампе, а все равно смотрели кино. Вот какое было замечательное и неповторимое время!
Когда в конце лета я возвращался в Уфу, начинал ценить городскую жизнь еще больше, и на наши кинотеатры "Родина", "Салават", "Идель", имени Александра Матросова, "повторного фильма" смотрел совершенно другими глазами.
Рашит АЮПОВ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
12-02-2016 (0) Просмотров: 1 529 Номер: 27(12925) Версия для печати