$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Жили при керосинках, но кино смотрели


Жили при керосинках,  но кино смотрели

В Национальном музее республики развернута выставка "История кино в Башкортостане", посвященная 100-летию российского кино. Здесь представлены основные этапы и направления развития важнейшего из всех искусств: завоевание им городов и сельских районов, кинопроизводство на Уфимском телевидении и в киностудии "Башкортостан". По большому счету, наше кино даже как бы старше российского, потому что берет свое начало 25 сентября 1901 года, когда в Уфе состоялся первый киносеанс. Но в то время Россия не имела своих студий, поэтому демонстрировались зарубежные фильмы, естественно, тогда еще только немые.

Понятно, в два выставочных музейных зала вместить всю богатейшую историю башкирского кино невозможно. По-моему, не хватило бы и пятидесяти помещений такой же площади, чтобы даже ретроспективно показать то, что происходило в одной только столице республики за более чем вековой период времени, ведь советский киноклассик Александр Ханжоноков снял первые короткие фильмы в Башкирии еще 1913 году под названиями "Ковыльные степи" и "Кумыс".
На мой взгляд, выставка получилась интересной и познавательной, особенно для молодежи. И даже мне, много лет проработавшему в области кино, было что посмотреть и занести в свою записную книжку. Экспозиция начинается с дореволюционных газетных объявлений первых электротеатров Уфы, которые назывались "Новый Юлдуз", "Эффект", "Вулкан" и "Фурор". Поскольку фильмы были тогда немыми, они шли в музыкальном сопровождении пианиста. Судя по всему, "Эффект", располагавшийся на улице Центральной (ныне - Ленина), был самым респектабельным на тот момент.
Он заманивал зрителей буфетом и кофейней, предоставлял им местные газеты перед началом сеанса и телефон в пользование. Может быть, для нашего времени во всем этом уже ничего особенного нет, потому что современные кинотеатры намного комфортабельнее, а в начале прошлого века зрительные залы размещались в приспособленных зданиях - в зале Дворянского собрания (главный корпус института искусств), Аксаковском народном доме (театр оперы и балета), на улице Александровской (Карла Маркса) в доме Зайкова, в начале улицы Бекетовской (Мустая Ка-
рима)...
Кино в советскую эпоху развивалось стремительными темпами, потому что это был мощнейший и эффективный рупор советской пропаганды и агитации. Телевидения тогда еще не знали, а кино вскоре перестало быть диковинкой, появились звуковые киноустановки, художественные и хроникально-документальные фильмы, широкоэкранные и широкоформатные кинотеатры. Кинофикация Башкирской АССР достигла очень больших высот, например, в 1987 году работали 2896 киноустановок, из них 154 - в городах, 2552 - в сельской местности, плюс к этому 76 кинопередвижек, что и отражается на выставке. В 1987-м ежедневно кинозалы республики в среднем посещали около 165 тысяч человек, в среднем каждый житель за год смотрел 15-16 новых художественных фильмов, не говоря уже о документальном кино, а в самой сети кинопроката края работали 4913 человек от директора до билетера. Это была целая армия. Кино приносило казне республики огромный финансовый доход, который, кстати, входил в ежегодный государственный план всех учреждений культуры, занимающихся организацией сеансов.
Организаторы выставки сделали большой упор на кинопроизводство в Башкортостане, так как эта часть истории менее известна широкому кругу людей, тем не менее необычайно интересна. В залах демонстрируются не только кинопроекторы, но и профессиональная и любительская съемочная аппаратура разных лет и модификаций. Действительно, теперь такое встретишь только в музее. Нам очень повезло, что на выставке встретился один из старейших и известных кинодокументалистов республики, лауреат всесоюзных и всероссийских кинофестивалей Михаил Новиков. Он много лет проработал директором, корреспондентом корпункта кинохроники и кинооператором Свердловской киностудии по Башкирской АССР, снимал в нашей республике репортажи для всесоюзных киножурналов "Советский Урал", "Советский Союз", "Советский воин", "Наука и жизнь", "Пионерия", "Хроника наших дней", которые, как правило, демонстрировались в кинотеатрах СССР перед началом художественного фильма. Некоторые его работы показывали за границей.
Новиков за всю свою карьеру снял около 1000 кинорепортажей и 70 документальных фильмов, из них более половины о нашей республике, удостоен дипломов и специальных призов "За лучшую операторскую работу" по фильмам "Харасавэй", "Мустай Карим" и "Сеятель твой и хранитель", награжден орденом "Знак Почета", серебряной медалью "За доблесть". Кстати, ему 5 мая исполнится 75 лет. Выпускник операторского факультета ВГИКа, ученик Владимира Монахова, известного по художественному фильму "Судьба человека", и раньше работал в Свердловской киностудии, но его попросили поехать в Уфу, так как два года не могли подобрать достойную кандидатуру на должность собкора. Насколько это была важная персона, говорит такой примечательный факт: Михаила Николаевича представляли, как было принято в то время, первым лицам республики - секретарю по идеологии и первому секретарю Башкирского обкома КПСС Тагиру Ахунзянову и Мидхату Шакирову. Очень интересный казус произошел, когда Новикова впервые принял Ахунзянов еще в старом здании обкома партии на Советской, 14. Тагир Исмагилович умел преподносить гостям заслуги, трудовые и культурные завоевания республики. Он проронил фразу, что, мол, Башкирия добывает нефть, выпускает сотни наименований химической продукции, кормит страну... Михаил Новиков на этом месте перебил секретаря обкома, хотя такое в этом кабинете не позволялось никому. Он сказал, что перед приездом в Уфу снял документальный фильм об ученых Курганского научно-исследовательского института сельского хозяйства и об известном агрономе-селекционере дважды Герое Социалистического Труда Терентии Мальцеве, вот, мол, как раз Курганская область кормит нашу страну.
Это конечно же была некая гипербола, но, по сути, кинохроникер был прав, потому что в засушливый год Башкирия не могла выйти на прежний высокий уровень, а в Курганской области успешно преодолевали засуху за счет успешной селекционной работы. Тагир Исмагилович тут же пригласил к себе работников отдела сельского хозяйства обкома КПСС и руководителей Башкирского научно-исследовательского института сельского хозяйства, чтобы они подтвердили сказанное или опровергли. О новом сорте пшеницы они, естественно, знали, но невозможно было получить семена, так как курганцы ими в первую очередь обеспечивали свои хозяйства. Ахунзянов спросил у Новикова: "А вы не можете посодействовать в приобретении семян этой пшеницы?" Михаил Николаевич прямо из кабинета Ахунзянова по правительственной связи переговорил с директором Курганского НИИ, и вскоре грузовая "Колхида" доставила семена нового сорта пшеницы, устойчивого к засухе, в Илишевский район.
Новиков стоял и у истоков организации киностудии "Башкортостан", в 1993-1997 годах работал ее директором. Он сам снял несколько фильмов. В разговоре с Михаилом Николаевичем мы вспомнили, что в прошлом веке в Башкирии сильно было развито кинолюбительское движение. Причем некоторые жители нашего края снимали фильмы на таком высоком художественном уровне, что завоевывали дипломы на международных кинофестивалях в Швейцарии, США, Франции, Германии и других странах.
Когда шел на выставку, мне хотелось, чтобы перед входом в экспозиционный зал непременно висел хрестоматийный плакат советского периода с ленинской крылатой фразой "Из всех искусств для нас важнейшим является кино", которая предположительно сказана Владимиром Ильичем в беседе с наркомом просвещения РСФСР Анатолием Луначарским в феврале 1922 года. "А почему Владимир Ильич кино ставил выше театра?" - вполне справедливо спросят меня современники. Кино в советское время, особенно в предвоенные и послевоенные годы, стало общедоступным видом искусства, проникло почти во все, даже отдаленные села и деревни Башкирии, несло в ряды крестьянских масс, рабочего класса и интеллигенции советскую культуру, просвещало, воспитывало и мобилизовывало на трудовые подвиги малограмотный народ, было единственным видом культурного досуга в летнее время. Киномеханик со своей кинопередвижкой добирался до тех мест, куда никогда не приезжали театральные коллективы и концертные бригады филармонии.
Когда я летом проводил время у бабушки в деревне Ахуново Кузеевского сельсовета Буздякского района, своими глазами видел, какую важнейшую роль в культурной жизни сельских жителей играло кино. На рубеже 1950-1960-х годов еще не было в селе постоянного электричества. Тем не менее кинофильм раз в неделю крутили поздним вечером, когда колхозники уже завершали всю домашнюю работу. Для этого специально устанавливали переносной электрогенератор, который работал от бензина. Он гремел на всю округу, иногда выходил из строя. А кинопроектор в сельском клубе был только один, поэтому после демонстрации каждой части фильма велась перезарядка пленки и в зале включали свет. Зрители, сидя на простых деревянных скамейках, пользуясь небольшой паузой, оживленно беседовали друг с другом, так как в дневное время все были заняты от зари до зари на полях, фермах и в своем личном подворье и им некогда было даже переброситься словом. Каждый киносеанс - это было грандиозное культурное мероприятие. Представьте себе, что труженики села жили при керосиновой лампе, а все равно смотрели кино. Вот какое было замечательное и неповторимое время!
Когда в конце лета я возвращался в Уфу, начинал ценить городскую жизнь еще больше, и на наши кинотеатры "Родина", "Салават", "Идель", имени Александра Матросова, "повторного фильма" смотрел совершенно другими глазами.

Рашит АЮПОВ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Жили при керосинках,  но кино смотрели Жили при керосинках,  но кино смотрели Жили при керосинках,  но кино смотрели

Дата создание новости 12-02-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 527     Номер: 27(12925)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.