$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Восемьдесят пять признаний в любви

Впишите своё имя в историю БГТК!


Здравствуйте, уважаемый читатель. Мы продолжаем публиковать материалы, связанные с историей Башкирского государственного театра кукол, в двух днях ходьбы, что называется, находящегося от своего юбилея. Ведь восемьдесят пять лет всеми нами любимой "куколке" исполнится послезавтра, 5 февраля. Впрочем, торжества по столь значимому поводу пройдут позднее, весной, а это значит, что наш конкурс еще не завершен и вы можете присылать свои "признания в любви" нашему дорогому БГТК.

Напоминаем, что в этом конкурсе может принять участие любой желающий из числа тех людей, естественно, в личном "архиве" коих хранятся удивительные случаи, события и факты, касающиеся юбиляра - Башкирского государственного театра кукол. Лучшие "сюжеты" будут опубликованы в "Вечерней Уфе" и размещены на сайте БГТК. Победителей ждут призы. Так что отправляйте ваши отклики в редакцию "ВУ" с пометкой "85 историй".
Впишите свое имя в историю БГТК!
...Сегодня же мы представляем вашему вниманию истории, которыми поделились художники, работающие в Башкирском государственном театре кукол, Аниса Туманшина и Наталья Кандалова. А записала их рассказы постоянная ведущая рубрики "Восемьдесят пять признаний в любви" Диана Рахматуллина.

Впишите своё имя  в историю БГТК!

В свое время я училась в Уфимском государственном институте искусств (занималась скульптурой) и даже помыслить не могла, что буду работать в театре кукол. Занималась, пробовала себя в различных художественных стилях. И вот однажды мой преподаватель, знаменитый скульптор Николай Александрович Калинушкин, спросил у меня, кем я вижу себя после окончания вуза. Я растерялась, не знала, что ответить, а он посоветовал мне сходить в Башкирский государственный театр кукол к художнику Наилу Байбурину, познакомиться, посмотреть его работы...
До того момента в БГТК я не была ни разу! Соответственно, не имела ни малейшего представления о системах и видах кукол, о законах сценографии такого театра... Но при первом же знакомстве с тростевой куклой, которую Наил Габдуллович взял в руки, с первого же взгляда почувствовала к ней сильный профессиональный интерес. И подумала: быть может, вот оно, мое призвание... Вдохновленная знакомством, я поспешила поделиться своими эмоциями с Николаем Александровичем.
По дороге в УГИИ мне встретилась гадалка, сидевшая тогда на улице Карла Маркса и предсказывавшая судьбу случайным прохожим. Помню, зачем-то к ней подошла, и она сказала, что в скором времени ждет меня дальняя дорога и, возможно, я перееду жить далеко от родного дома. Не обратив на ее слова особого внимания, я поторопилась к любимому учителю.
Выслушав мою историю, Николай Александрович сказал: "А не попробовать ли тебе себя в сценографии? Может быть, поедешь учиться в Санкт-Петербург на художника-сценографа? Я помогу тебе с поступлением и устройством в этом городе". Почему-то я сразу вспомнила слова гадалки о дальней дороге и, не раздумывая, согласилась.
Обещание свое Николай Александрович сдержал, помог мне получить целевое направление на обучение основам сценографии от Министерства культуры Башкортостана. Приехав в Питер, выяснила, что мест на курсе в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства уже нет. Никогда не забуду, как волновалась на собеседовании, на которое взяла фотографии своих работ. В основном это были скульптуры, но председателя приемной комиссии почему-то заинтересовала люстра, выполненная мной под старину еще в студенческие годы - для украшения Шаляпинского зала в УГИИ. Уже уходя, я обратила внимание, что почти такая же люстра, только уже антикварная, висит в кабинете председателя. Напоследок он произнес: "Приходите завтра!", точь-в-точь как в известном всем фильме с таким же названием.
В общем, придя на следующий день, я узнала, что меня зачислили сразу на второй курс, и я попала к замечательному профессору, настоящему мастеру своего дела Валентине Григорьевне Ховралевой. Радости моей не было предела! Я тогда практически ничего не знала про театр, и мне пришлось приложить много усилий для того, чтобы догнать своих очень эрудированных и подкованных однокурсников.
Уже учась в Академии, проходя практику в Башкирском государственном театре кукол, я, четверокурсница, работала над постановкой своего первого в жизни спектакля "Али-баба и сорок разбойников" в сотворчестве с режиссером Гульнарой Анваровной Валитовой. Через год с ней же я выпустила свой дипломный спектакль "Живая вода" по пьесе Фардии Ахметовны Алибаевой.
По окончании СПбГАТИ практически все мои однокурсники разъехались по разным уголкам мира, я же предпочла вернуться сюда, в уже полюбившийся мне и ставший таким родным Башкирский государственный театр кукол.

Аниса ТУМАНШИНА.
Фото Дианы РАХМАТУЛЛИНОЙ.


Впишите своё имя  в историю БГТК!

Свою историю о Башкирском государственном театре кукол я бы не стала называть особенной. Хотя... Сколько себя помню, мои родители были большими поклонниками нашей" куколки" и частенько ходили туда на спектакли для взрослых, на которые раньше было очень сложно попасть. А что делала в этот момент я? Смирненько ждала их в фойе. Потому что кукол я, представьте себе, боялась... Меня невозможно пугало то, что куклы сами двигаются на сцене, разговаривают, проживают собственную жизнь. Я и подумать не могла, что моя работа будет напрямую связана с "рождением" этих самых театральных кукол!

Мой отец работал преподавателем Башкирского государственного педагогического университета, знакомил студентов художественно-графического отделения с основами декоративно-прикладного искусства. Тягу к творчеству я унаследовала от него, поэтому вопроса по поводу выбора профессии не стояло - закончив общеобразовательную школу, стала преподавать живопись в различных кружках и студиях, а спустя некоторое время поступила учиться на худграф.
После окончания БГПУ я долгое время работала в школе преподавателем ИЗО. А потом вдруг подумала, почему бы мне не попробовать себя в театре? Попытка - не пытка, и я пошла в "куколку", совершенно не надеясь на то, что меня туда возьмут. Очень долго общалась с главным художником БГТК Натальей Харисовной Бирюковой. Оказалось, что в бутафорском цеху было вакантно место художника-бутафора. Но Наталья Харисовна честно сказала, что сомневается в том, могу ли я выполнять такую, порой на физическом уровне тяжелую работу. И я ответила, что трудности меня не пугают. В общем, в театр меня взяли. Это была моя первая маленькая победа.
Второй своей победой я считаю работу в качестве художника-постановщика в спектакле "Маша и Медведь", режиссером которого стала прима нашего театра - народная артистка Республики Башкортостан Ольга Шарафутдинова. Спектакль этот и сегодня мой самый любимый, немало кропотливого труда было в него вложено.
Сейчас я продолжаю служить в Башкирском государственном театре кукол художником-постановщиком. Нахожу большое удовольствие в том, что весь наш творческий коллектив полностью задействован в создании спектакля. Очень люблю эту работу. Я счастлива, что имею отношение к созданию настоящего чуда, и хочу дарить детям сказку вновь и вновь!

Наталья КАНДАЛОВА.
На снимке: Наталья (на переднем плане слева) проводит мастер-класс для юных зрителей.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 3-02-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 229     Номер: 10(13086)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.