Главная > КУЛЬТУРА > Линии судьбы Эльмиры Давыдовой

Линии судьбы Эльмиры Давыдовой


28-08-2018.
Линии судьбы Эльмиры Давыдовой

Эльмира Давыдова. Эльмира Мингажевна. Эля, Элечка… Это ничего, что тебя нет рядом, мы запомнили твой неповторимый голос, лучистый, сияющий добротой и любовью ко всему миру взгляд… А твоё слово в музыкальном просветительстве – исследования, статьи, очерки, интервью, книги, радио- и телепередачи, лекции - звучит и будет звучать. Твои работы читают все, кто неравнодушен к музыке, опере, песне, их изучают студенты, мечтающие стать таким же прекрасным музыковедом, каким была ты.
Тебя знали не только в республике, но и в масштабе огромной страны и в мировом пространстве, куда ты прорывалась в составе культурных делегаций даже в закрытые советские времена. С этой широкой аудиторией ты щедро делилась знаниями, любовью к музыке, что была твоей мечтой с детства и стала делом всей жизни.


Точка первого отсчёта

Эльмира росла в простой, трудовой семье. Отец – Мингаж Хусаинович Давыдов – родом из Пензенской области, работал в Башпотребсоюзе. Женился на красивой, обаятельной, образованной выпускнице Башкирского медицинского института Софье Хамидуллиной и увёз её в Киргизию, в село Тепе-Курган недалеко от города Ош. Работал в местном райпо, жена – участковым врачом. В 1940 году у них родилась доченька – Эльмира. Счастье семьи разрушила внезапная смерть Мингажа, которому не было и тридцати. Отец Софьи – Шафигулла Гизатуллович Хамидуллин – поехал в далекий край за дочерью и годовалой внучкой, привез их в Уфу. Когда началась война, дед решил, что с малышкой легче прожить на селе. Он отвез ее с бабушкой в деревню Курманкаево Давлекановского района, где и прошло раннее детство Эльмиры. Позже семья снова переехала в Уфу.

«И видит Бог - есть музыка над нами!»
Сколько Эльмира Давыдова помнила себя, её всегда окружала и сопровождала музыка. Дедушка играл на скрипке, часами искусно импровизировал на темы башкирских и татарских мелодий. Как коммерсант он до революции часто выезжал по торговым делам в зарубежные командировки, подолгу жил в Лондоне, Глазго, Париже, Берлине. Посещал лучшие европейские театры, привозил красивые открытки, грампластинки. Домашний патефон был настоящим музыкальным университетом для девочки. Юная Эльмира с удовольствием слушала арии из опер, романсы, народные песни, наслаждалась вокалом Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Лидии Руслановой, были в семье и записи Федора Шаляпина.
Мама, заядлая театралка, водила дочку на спектакли в наш театр оперы и балета, на филармонические концерты. Летом Эльмира часто гостила у тетушки в Сочи, где уже «живьём» слушала таких известных музыкантов, как Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Кирилл Кондрашин…
Одним словом, после школы она не представляла себя вне музыки, мечтала получить профессиональное образование. И добилась намеченного, что называется, по полной программе: Уфимское училище искусств, Уфимский государственный институт искусств, аспирантура Института истории, языка и литературы Российской академии наук. Затем работа на Башкирском радио, телевидении, в лектории Башкирской государственной филармонии, а еще годы, отданные Союзу композиторов... Сотни публикаций в научных сборниках, журналах, газетах. Не перечислить композиторов, творчеству которых её перо посвятило не одну статью, легче назвать тех, о ком не писала.

«Только раз бывает в жизни встреча…»
Была у Эльмиры большая любовь. Одна на всю жизнь.
В студенческие годы она не пропускала ни одного оперного спектакля, ни одной премьеры на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Это был, как сейчас говорят, золотой век БГТОиБ. В год ставилось по пять-семь новых спектаклей. Богатству и разнообразию репертуара мог позавидовать любой музыкальный театр. «Кармен» и «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе, «Отелло», «Травиата», «Трубадур» Джузеппе Верди, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Чародейка» и «Евгений Онегин» Петра Чайковского… Балетные спектакли — «Эсмеральда» Цезаря Пуньи, «Жизель» Адольфа Адана, «Раймонда» Александра Глазунова, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Тропою грома» Кара Караева, балеты и оперы башкирских композиторов.
В театр трудно было попасть, но студенты ухитрялись не пропускать ничего нового, интересного.
Приблизился судьбоносный для Эльмиры момент. В 1960 году в Уфу приехал воспитанник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, обладатель красивого лирического тенора Иван Ивашков. Очень скоро молодой, обаятельный солист оперы стал кумиром уфимских меломанов. И наша героиня не устояла перед его чарами.
«Наша встреча с будущим моим мужем была неожиданной, – вспоминала Эльмира Мингажевна. – В один из вечеров после спектакля «Евгений Онегин» я, возвращаясь домой по улице Ленина, встретилась взглядом с исполнителем партии Ленского Иваном Ивашковым. Он остановился, остановилась и я, хотя была застенчивой. Разговор пошел о спектакле, который мне очень понравился, пели замечательные певцы — Маргарита Ланда (Татьяна), Владимир Голубев (Онегин), Николай Брятко (Гремин). Постепенно между нами завязались теплые отношения, которые переросли в любовь. Через полгода мы расписались, а в мае 1962 года у нас родилась дочка Ирина».
Эльмира Мингажевна и Иван Григорьевич, впоследствии педагог училища искусств, прожили сорок два года в счастье и гармонии.
Любовь к музыке, опере, пению передалась дочери. Ирина с отличием окончила музыкальную школу по классу фортепиано, хотя дальнейший путь выбрала совсем другой. Авиационный институт, красный диплом, работа на заводе. В годы перестройки освоила профессию программиста, стала классным специалистом, ныне возглавляет отдел информационных технологий в налоговой инспекции. Хороший, надежный муж Алексей, две дочери. Эльмира Мингажевна обожала внучек и называла их только ласкательно – Женечка, Сонечка. Была счастлива, когда Женя подарила правнучку Злату.
Вся семья музыкальная, могут спеть на два голоса, стараются не пропускать оперных и балетных премьер.
Ивана Григорьевича Эльмира вспоминала всегда с трогательной нежностью. Порою с лёгким юмором. В последнюю нашу встречу рассказала, как долго в общении с ним не могла перейти на «ты». В конце концов тот возмутился: «Когда целуются, «вы» не говорят!»

След на земле
…Яркую, насыщенную жизнь прожила Эльмира Давыдова. Она увенчана заслуженными титулами. Но это внешнее. Главное – авторитет компетентного теоретика музыки и страстного пропагандиста башкирской музыкальной культуры, репутация человека светлого, щедрого, доброго.
С удовольствием вспоминаю визиты Эльмиры в литературную часть театра. Мы любовались её улыбкой, утопали в сиянии её глаз, заслушивались рассказами о Газизе Альмухаметове, Загире Исмагилове или Яне Френкеле, Андрее Эшпае, Александре Чайковском, с которыми она дружила. Ещё при жизни о ней писали дипломные работы студенты института искусств. Думаю, и в будущем её творчество будет изучаться, исследоваться как образец подвижнического служения искусству.
Нина ЖИЛЕНКО.


ВАЖНО!
Известный музыковед, просветитель, музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, член Союза композиторов России и Башкортостана Эльмира Мингажевна Давыдова внесла большой вклад в развитие музыкальной культуры Республики Башкортостан. Её имя стоит в ряду имен известных деятелей национальной культуры республики. Эльмира Давыдова — автор более чем 200 научных трудов по истории музыки, музыкальной культуре.
Научные работы Эльмиры Мингажевны посвящены истории развития башкирской оперы, исполнителям и композиторам Башкортостана.
По ее сценарию поставлен документальный фильм о Г.С. Альмухаметове. В 1961-1995 годах она вела передачи «Антология башкирской музыки», «Годы и судьбы», «Мастера искусств Башкортостана», «Музыкальная гостиная» на ГТРК «Башкортостан».

Вернуться назад