Главная > КУЛЬТУРА > Гульшат Усманова:«В звучании альта слышатся тембральные краски человеческого голоса

Гульшат Усманова:«В звучании альта слышатся тембральные краски человеческого голоса


8-03-2019.
Гульшат Усманова:«В звучании альта слышатся тембральные краски человеческого голоса

Альт всегда готов прийти на помощь другим инструментам,
но никогда не пытается привлечь внимание к самому себе.

Альбер Лавиньяк

- На первый взгляд, альт – один из инструментов струнно-смычковой группы, который легко можно спутать со скрипкой, – рассказывает регулятор группы альтов Гульшат Усманова. – Действительно, не учитывая размеров, внешне они схожи. Но стоит услышать звук альта, и сразу становится ясно, что перед нами инструмент более томного, выразительного звучания, приближенный к тембру голоса человека.
…Судьба не сразу подарила мне встречу с альтом. С детства и до окончания Средней специальной музыкальной школы я играла на скрипке, но затем, поступив в Уфимский государственный институт искусств в класс народной артистки Республики Башкортостан, профессора Гульнары Габделхаевны Назиуллиной, поняла, ради чего я столько лет училась на скрипке. Благодаря альту полностью изменилось мое мышление, и я раз и навсегда решила связать свою жизнь с работой в симфоническом оркестре. За восемнадцать лет службы в НСО, будучи помощником концертмейстера группы, мне посчастливилось исполнить потрясающие соло для альта, например, в Первом фортепианном концерте Листа, «Интермеццо» из оперы «Манон Леско» Пуччини, Скрипичном концерте Сибелиуса, в «Кармен-сюите» Щедрина, Шестой симфонии Канчели…
Сегодня я играю на альте «Эльвира», который в 1982 году изготовил известный уфимский мастер Василий Иванович Еремеев, а в 2002-м, через двадцать лет, инструмент оказался у меня. Знаете, это был уникальный человек, музыкант, окончивший Одесскую консерваторию и в годы Великой Отечественной войны побывавший в плену. Василий Иванович научился мастерить струнные музыкальные инструменты, в том числе скрипки и контрабасы, в самой Бразилии, в Рио-де-Жанейро, а приехав в Уфу, открыл свою мастерскую, где работал до девяноста двух лет.
Интересно, что размер альта измеряется в миллиметрах и зависит от рук исполнителя. Длина моего альта считается средней, 410 миллиметров, а длина смычка – 74 сантиметра, он немного тяжелее скрипичного. Верхняя часть (дека) сделана из ели, а нижняя – из клёна, что очень важно для акустических свойств инструмента. Корпус покрыт спиртово-масляным лаком с медовым оттенком. Василий Иванович объяснял, что такой состав лака предохраняет корпус альта от влажности и механических повреждений, да и звук не скован и менее приглушен. Конечно, со временем любой лак на корпусе начинает тускнеть. Но стоит его почистить, и альт – снова красавец!
Я считаю альт инструментом, звук которого может найти отражение в душе любого человека…
Подготовила Эльмира ИЖБОЛДИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад