Главная > КУЛЬТУРА > Жестом рисуя музыку…
Жестом рисуя музыку…8-10-2021. |
Заслуженный артист Республики Башкортостан, главный дирижер и художественный руководитель Национального оркестра народных инструментов РБ, лауреат международных и всероссийских конкурсов Линар Давлетбаев – человек чрезвычайно позитивный, общаться с ним и писать о нем – одно удовольствие.И вот подвернулся очередной замечательный повод нам встретиться – маэстро Давлетбаев вернулся на днях из Москвы со званием лауреата 3 Всероссийского Музыкального Конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов». …Мы всегда беседуем подолгу и весьма оживленно. И для меня поначалу стало неожиданностью заявление Линара Талгатовича о том, что он… не любит говорить. И одним из его творческих девизов является именно такой: «Если дирижер много говорит - значит, он выбрал не ту профессию!» Все встало на свои места, когда мой собеседник пояснил, что речь идет именно о творческом процессе. Профессионализм оркестра заключается в том, что ему не надо что-то разжевывать, объяснять. Музыканты экстракласса играют, как выразился Линар Талгатович, «по рукам». То есть каждый жест дирижера понятен тем, кому он адресован. Итогом чего становится и точное исполнение – такое, какое требует маэстро. Рассказывая о своих конкурсных выступлениях со знаменитым на весь мир Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н.П.Осипова, Линар Давлетбаев не скрывает восторга: эти профи понимают дирижера не с полуслова, а с полувзгляда! Но – обо всем по порядку. Упомянутый солидный (солидный и по составу участников, и по весьма весомым денежным призам) конкурс проводит Росконцерт, правопреемник Союзконцерта. В поле зрения этой организации оркестр из столицы Башкортостана попал еще до пандемии. Были согласованы планы концертной деятельности, но именно пандемия смешала их. Однако конкурсы не прекратились. Музыканты знают: в состязаниях такого уровня участвовать архитрудно, ибо собираются, как правило, сильнейшие – это не чета иным местечковым «всероссийским» конкурсам, где «участники со всей России» – это пара музыкантов из соседней области. Конкурс, проводимый в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных, по праву относится к числу топовых. «А почему бы не дерзнуть?» - подумал молодой уфимский маэстро и отправил заявку. Собственно, заявкой стало не сколько письменное обращение, а обязательный видеоматериал выступления. Линар Давлетбаев отправил исполнение руководимым им оркестром симфонической сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада». Вскоре из Белокаменной пришел ответ: предварительное сито успешно пройдено, и наш земляк в числе 20 отобранных дирижеров приглашается на первый тур. Прислали также партитуры всех конкурсных произведений, которые следовало выучить. И вот закрутилась музыкальная конкурсная карусель. Давлетбаеву достались «Вторая рапсодия» Н.Будашкина и произведения «Гном», «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского. Тут, читатель, думаю, вам будет интересно узнать подробности конкурсного выступления дирижеров, которые не сводились только к исполнению того или иного произведения. Репетиций с оркестром ни у кого не было, и каждому было дано 15 минут, в течение которых надо было и пообщаться с оркестром - дать какие-то указания, быть может, озвучить свои принципы, как-то настроить музыкантов и исполнить произведение. Жюри через специальный монитор все слышит и видит – и твои жесты, и мимику. - Вижу: передо мной большие профессионалы. И знаю, что им ничего говорить не надо, они идеально сыграют «по рукам». Решил начать с «Гнома» и перед выступлением я сказал всего три слова: «Ночь. Таинство. Гном». Волновался, конечно, очень. Думал, во второй тур не пройду, хотя осиповцы, как я и ожидал, сыграли просто безупречно. Как было приятно, когда после первого тура ко мне подходили музыканты оркестра и благодарили за то, что «нигде не напарил»! На втором туре конкурсантам уже предложили самим выбрать произведения. Давлетбаев остановился на «Волшебном озере» А.Лядова и первой части «Славянского концерта-фантазии для домры с оркестром» А.Цыганкова. («Наверное, выигрышнее было бы взять концерт-симфонию для балалайки с оркестром этого же автора… Ну да ладно: что взял – то взял…») На второй тур прошли 8 конкурсантов, Давлетбаеву выпало по жребию выступать последним. «Оркестр был уже замученным: столько раз исполнить одно и то же! Ну, что тут говорить? Сказал пару слов – давайте, мол, «по рукам». Сыграли. Я, ясное дело, еще меньше верю в успех, нежели после первого тура. Слушаю эдак равнодушно фамилии четырех финалистов, и вдруг третьей по счету звучит моя! Итак, «Половецкие пляски» Бородина. Солист – Данил Стаднюк, талантливый, титулованный баянист. Спрашиваю его, в каком темпе играем? Он отвечает: «Да в любом!» Что мне осталось сказать оркестру? «Вы прекрасный коллектив, настолько прекрасный, что слова я считаю излишними. «По рукам»?» Не теряя время на разговоры, Давлетбаев закончил выступление на две минуты раньше отведенного времени. И вот оглашаются имена победителей. Первое место решено не присуждать. Вторую премию разделили Андрей Долгов (Санкт-Петербург) и Евгений Волчков (Москва). Лауреатом третьей премии стал Линар Давлетбаев, Михаил Устинин из Нижнего Новгорода удостоен звания дипломанта. Заглянув на официальный сайт конкурса, я прочитал весьма лестные отзывы о финалистах, прозвучавшие из уст маститых маэстро. Вот что, например, сказал художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г.Зыкиной Дмитрий Дмитриенко: «Невероятно интересно, невероятно разнообразно и в чем-то даже неожиданно предстали наши конкурсанты – великолепная четверка победителей. На мой взгляд, это было сферой настоящего, очень высокого уровня профессионального мастерства и искусства…» Почивать на лаврах нашему лауреату нет времени: уже 20 октября в концертном зале Башгосфилармонии состоится юбилейный концерт возглавляемого нашим героем оркестра, посвященный 20-летию коллектива. Мне осталось пожелать маэстро новых успехов - и мы попрощались, ударив по рукам! Вячеслав ГОЛОВ. Фото автора и Лилии ЗАГИРОВОЙ. Вернуться назад |