Главная > КУЛЬТУРА > Однажды семьдесят один год спустя…

Однажды семьдесят один год спустя…


28-02-2025.

В ZAMAN MUSEUM открывается новая выставка «Восьмое марта. 1954/2025». Этот проект — осмысление уфимской выставки 1954 года, в рамках которой были представлены работы женщин-художниц. И была та экспозиция посвящена Международному женскому дню. Возможно, это первая задокументированная в Башкортостане выставка с исключительно женским составом.
Основные архивные материалы нашла историк и независимый исследователь Гульназ Галеева во время подготовки к выставке «ВОПРЕКИ», проходившей в ZAMAN MUSEUM в 2023 году. В основном это скромные биографические данные художниц, комментарии из книги отзывов, названия работ и несколько их изображений.
Какой могла быть «женская выставка» в 1954 году, что волновало авторов тех работ, о чем они могли или должны были рассказывать в своих произведениях, как были интегрированы в локальную художественную сцену, какими были эти дамы, посвятившие себя творчеству? И что мы можем сказать об этом в 2025 году? ZAMAN MUSEUM предложил 10 художницам разных поколений по-своему ответить на такие вопросы.
– Перемещаясь между двумя историческими пластами – советским и современным Башкортостаном – художницы стремятся преодолеть образовавшиеся лакуны неизвестности и, опираясь на немногочисленные найденные материалы, в замутненных крупицах прошлого не только разглядеть настоящее, но и заглянуть в будущее. Выстраивая диалог с советскими художницами, они осмысляют сформировавшееся художественно-временное пространство и те эстетические, смысловые и идеологические разрывы/связки, которые стали его частью, – подчеркивает куратор проекта Шамиль Шааев.
При создании своих работ участницы проекта отталкивались от названий работ, биографий советских художниц, эволюции жанровых особенностей, понимания того, «что значит быть художницей», которое менялось со временем… Так, например, сюжет фотографии Анны Чечкиной, сделанной во время проведения молодежного форума в Зилаирском районе, пересекается со скульптурной работой Веры Морозовой «Башкирский танец». Серия автопортретов Алсу Диваевой напоминает о причастности художниц выставки 1954 года и их современниц к товариществу «Башхудожник».
Созданные работы выполнены в разных техниках: линогравюры, фотографии, картины, инсталляции. Таким образом, это не только эксперимент сам по себе, но и следование логике выставки 1954 года, в рамках коей были представлены работы в разных техниках и встретились разные поколения художниц: например, Марии Елгаштиной на тот момент было 80 лет, а Тамаре Нечаевой – 31.
В контексте исследования выставки 1954 года в ZAMAN MUSEUM также прошла лаборатория для пишущих авторов. Созданные участниками лаборатории тексты войдут в сборник, который будет доступен в музее в марте.
Выставка и лаборатория являются частью проекта «Нафиса», исследующего визуальное искусство женщин в Республике Башкортостан с начала ХХ века до сегодняшнего дня. В настоящее время «Нафиса» включает в себя онлайн-курс лекций, архив, выставочные проекты и лабораторную работу. Больше о проекте можно узнать на сайте nafisa.site.
Художницы-участницы нынешнего проекта: Миляуша Абайдуллина, Валерия Богдан, Юлия Галиакберова, Алсу Диваева, Лидия Кириллова, Ксения Нестеренко, Динара Рыскильдина, Гульнара Самойлова, Тамара Ситникова, Алия Хансен, Анна Чечкина.
Художницы-участницы выставки 1954 года: Нина Анисифорова, В.Ф. Волкова, Мария Елгаштина, Галия Имашева, Вера Морозова, Тамара Нечаева, Елена Пугачева, Параскева Размолодина, Нина Сарапулова, Тамара Ситникова.
Участники лаборатории, о которой шла речь, и авторы текстов: Альбина Гизитдинова, Анастасия Гумарова, Анжелика Вигуляр, Валерия Богдан, Валерия Наймушина, Диана Габитова, Жанар Туякпаева, Иван Сапогов, Павел Головко, Элина Губайдуллина, Юлия Яцкевич, Ярослава Лезина.
Выставка «Восьмое марта. 1954/2025» открылась 21 февраля и продлится до 21 апреля. Вход свободный.
Андрей КОРОЛЕВ,
Алиса КРАСНОЯРСКАЯ.
В оформлении материала использован исторический снимок из мастерской художника Татьяны Яблонской, работающей над своей знаменитой картиной «Хлеб».
Фото из открытых источников.

Вернуться назад