Главная > КУЛЬТУРА > Зов предков
Зов предковСегодня, 07:00. |
Я смотрю на них, прекрасных в своих народных костюмах, безусловно, близких к аутентичным, на их лица, у кого-то сосредоточенные до суровости, а у кого-то высветленные порывом вдохновения, наблюдаю за тем, как они натягивают тетиву своих луков и буквально в мановение ока выхватывают из колчанов стрелу за стрелой; как, вытянувшись в цепь, на групповом этапе ловят счет судьи до сигнала «стоп», и внезапно в сознании у меня всплывают строки Батюшкова: Вы помните, бульвар кипел в Париже так Народа праздными толпами, Когда на нем летал с нагайкою козак Иль Северный Амур с колчаном и стрелами… Замечательный поэт Константин Николаевич Батюшков никогда специально не писал о Северных амурах… Но вот в его стихотворении «Странствователь и домосед» (июль 1814 – 10 января 1815) вдруг возникает фигура башкирского лучника, входящего в состав русской армии. Таковых французы в период Наполеоновских войн прозвали Les amours du Nord. А все потому, что в тот период истории, в годы победы россиян над французами слава башкирских воинов, проявивших чудеса храбрости, была невероятно велика. В связи с последним утверждением нельзя не вспомнить и о том, что даже имя Иоганн Вольфганг фон Гете сохранилось в летописях наших легендарных мастеров стрельбы из лука. В 1814 году в Веймаре, совсем недавно освобожденном от французов, небольшой отряд башкирских всадников остановился возле дома Гете. Поприветствовать их вышел сам хозяин. Источники утверждают, что командиры башкирских полков имели в те поры весьма изрядное образование, а иные из них владели иностранными языками и даже были знакомы с западноевропейской литературой. Так что остановились всадники именно здесь отнюдь не случайно. Получив приглашение войти в дом, который был задуман как музей и как лаборатория поэта, драматурга, мыслителя и ученого, а также библиотека, воины спешились. А познакомившись с уникальным музеем Гете, один из гостей, сотник Усман Гумеров, командир 11-го конного башкирского полка, преподнес в дар создателю «Фауста» боевой лук и искусно отделанный колчан со стрелами. Гостеприимный хозяин с благодарностью хранил подарок. Об этом подробно рассказывает в книге «Разговоры о Гете» ее автор, друг и биограф поэта Иоганн Петер Эккерман. И нельзя не упомянуть того, что Гете также откликнулся на просьбу своих гостей помочь им с помещением для совершения намаза. Он даже присутствовал на нем в здании протестантской школы города… …Но все эти подробности, которые произвели на поэта впечатление, имели своеобразное продолжение в творческих поисках автора «Западно-восточного дивана» и опыте погружения в иную культуру, вспоминала я лишь для того, чтобы попытаться понять мысли, чувства и душевные порывы тех людей, которые поразили мое воображение. Речь о живописной группе незнакомцев, исповедующих, как потом выяснилось, особую привязанность к тому, что относится к обширнейшему понятию «нематериальная культура». В предыдущем номере «Вечерняя Уфа» уже коротко упоминала о том, что в канун дня рождения Салавата Юлаева, еще одного виртуозного мастера в этом древнейшем искусстве, незнакомцы сии собрались в одном из живописных уголков Иглинского района на открытый турнир по 3D-стрельбе из традиционного лука, посвященный национальному герою башкирского народа. Это далеко не первый турнир, объединивший участников под знаменами Федерации конно-верховой и традиционной стрельбы из лука, официально зарегистрированной 10 июня 2024 года. Организатором выступил клуб «Юрмаш мргне» («Меткий юрмашский стрелок»), а идеологом проведения состязания стали энтузиасты возрождения традиционного для башкир искусства стрельбы из лука Раис Низаметдинов и Фарит Юлдашбаев. Ныне турнир состоялся в локациях семейной экоусадьбы «Гнездо» (за что участники благодарят ее хозяина Айдара Гареева). Состязания, как уже писала «Вечерка», проходили в двух дисциплинах: «3D квалификация и финалы», а также традиционном башкирском «Ти атыш» (буквальный перевод – скорострельность), также квалификация и финалы. В Иглинский район съехались в этот день порядка шестидесяти ревнителей традиционной стрельбы из лука из Перми, Березняков, Казани, Елабуги, Набережных Челнов. Башкортостан был представлен уроженцами Башкирии – из Зианчуринского, Уфимского, Давлекановского, Бурзянского, Аургазинского, Учалинского районов и Уфы, Ишимбая, Кумертау. Состязания стрелков проходили в нескольких возрастных категориях, в числе коих: – дети, – новички, – профи, – мастера среди взрослых (55+). В число участников вошли люди, покоренные, увлеченные образом жизни, философией своих далеких предков, а также искусством стрельбы из лука. Нет, это совсем не значит, конечно, что такой человек повсюду ходит с луком и колчаном, полным стрел… А значит это то, что легкий звон тетивы и звук, свидетельствующий: наконечник стрелы точно вошел в мишень, отзывается в его душе, сближая, несмотря на огромный временной разрыв, с предшествующими поколениями, напоминая, откуда есть пошел его народ. …Никто из них не стал пространно формулировать, почему именно они выбрали древнейшее искусство стрельбы из лука. Кто-то, занятый приготовлением к состязанию, бросил в ответ на мой вопрос краткое: «Нравится», кто-то, с тщанием оценивая мишень, к которой собирался подступиться (а их было двадцать четыре!), произнес неспешно: «Это образ жизни», а иные делились, выдавая информацию по одному слову: «Это хобби», «Это способ поправить здоровье», а один из стрелков, быть может, самый колоритный, глянул пристально и произнес: «Сунна». «Что такое сунна?» – спросит читатель. Если коротко, то это мусульманское священное предание, излагающее примеры из жизни пророка Мухаммада как образец поведения и образа мыслей для всей мусульманской уммы (общины) и каждого, кто в нее входит. Сунна, насколько я могу знать, является вторым после Корана источником исламского права (фикха), теснейшим образом связанным с ним, объясняющим и дополняющим его. Для тех, кто истово хранит традиции, следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина. И, отдавая должное стрельбе из лука, эти люди тем самым пытаются сохранить то, что связано с уже упомянутой нематериальной культурой, с обычаями и верованиями предков, с процессом формирования идентичности. Но обо всем этом говорят они, как уже было замечено, коротко и очень просто, без помпы. Скажем, инженер из Пермского края Александр Елизаров, приехавший на турнир со своей супругой и сыновьями – 12-летним Данилом и 9-летним Максимом, которые тоже участвовали в состязаниях, сказал, что, однажды взяв в руки лук, сразу же попал в мишень, и его это затянуло… Так что в те шестнадцать групп, на которые организаторы разбили общее число участников, вошли не только потомки Салавата и героев войны 1812 года, но и ревнители стрельбы из лука, приехавшие, как уже было сказано, из других городов и весей. Очень выразительны в своих нарядах были амазонки из Пермских земель. Прекрасные лучницы из категории тех, кто попадает стрелой в стрелу, они напомнили мне исторический роман-фэнтези Алексея Иванова «Сердце Пармы» и противостояние князя Перми Великой Михаила с вогульским ханом Асыкой и с нарастающим влиянием Московского княжества. Костюмы пермских воительниц в чем-то напоминали, пожалуй, наряды героинь фильма режиссера Антона Мегердичева, взявшегося за экранизацию ивановского романа… Впрочем, ничуть не уступали пермским валькириям и наши сагайдачницы (от тюркского сайдак или саадак – название чехла на лук); изумительные нагрудники, пояса и наголовные уборы они изготавливают своими руками, впрочем, и в стрельбе наши лучницы не уступают девушкам из Перми… Кстати, мишени, в которые пускали свои стрелы участники турнира, изготовил Рифкат Газизуллин (Давлекановский район). И все эти двадцать четыре фигуры – просто филигранная работа мастера – волк, кабан, рысь, утицы, прятавшиеся в зарослях на спуске к реке, могут вызвать восхищение любого мастера. А Идель Нигматуллин, уроженец Зианчуринского района, сам мастерит традиционные башкирские луки, впрочем, в повествовании об этом оружии столько тонкостей и важных мелочей, что потребуется отдельная публикация. Разговорившись с мамой двух юных лучниц из Иглинского района, 12-летней Динары и 9-летней Самиры Балхияровых, папа их в это время занимался судейством, я узнала, что луки девочек, изготовленные из ламината, стоят порядка шести тысяч рублей каждый, а самой затратной статьей расходов стала та, в которую входят стрелы – по четыреста рублей за одну. Легкие, у девочек они из березы, с металлическими наконечниками, оперение из подхвостья индейки – подстриженного и покрашенного (у каждого лучника свои цвета). Сами понимаете, читатель, стрела у неопытного человека может пролететь мимо цели, потеряться в густой траве или листве… В общем, у всех лучников, собравшихся на ристалище на полях семейной экоусадьбы «Гнездо», были свои секреты и тонкости в амуниции, в оружии и во всем наборе, важном для стрелков, начиная от потрясающей красоты колчанов. Но самым импозантным, на мой взгляд, был в этом ряду (да не обидятся на меня его соперники) один из организаторов и истинный ревнитель искусства стрельбы из лука Раис Жавдатович Низаметдинов из Учалинского района, лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича, заслуженный работник культуры Башкортостана. Невероятно талантливый человек – танцовщик, хореограф, режиссер, кураист, кубызист, мастер горлового пения и… конечно, лучник. Добавлю, что танец «Семь родов», который есть в репертуаре Башкирского академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, поставил именно Раис Жавдатович. И он же организатор клуба лучников «Мргн усы» («Меткий стрелок»). Благодаря таким людям, как Раис Низаметдинов, в Башкортостане и возрождается искусство стрельбы из традиционного лука. Низаметдинов сотоварищи постоянно организуют и проводят состязания лучников и, что немаловажно, при этом посвящают их тем из числа Северных амуров, чьи имена вошли в славную летопись Отечественной войны 1812 года. То есть возвращают их народу, вводя в контекст российской жизни новейших времен. Раис Низаметдинов принадлежит к числу тех людей, которые, живя в нынешнюю эпоху, отзываются на зов предков. И его сподвижники, которые вместе с ним исповедуют любовь к забытым национальным видам спорта, ремеслам и другим направлениям нематериальной культуры, под стать Раису Жавдатовичу. Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА. Вернуться назад |