Главная > КУЛЬТУРА > Удивительное путешествие во времени

Удивительное путешествие во времени


Вчера, 07:45.

Весь коллектив БГТК в сборе.

Башкирский государственный театр кукол завершил свой 93-й сезон, который на общем собрании коллектива директор БГТК, заслуженный деятель искусств Башкортостана Альберт Имамутдинов назвал рекордным – по числу появившихся в сезоне новых спектаклей (девять) и поездок на фестивали, принесших театру награды, и по тому, какое количество гастролей прошло на сцене обновленного здания этой своего рода мекки для юных зрителей. Если приплюсовать ко всему массу акций, творческих событий, встреч и занятости всеми любимой «куколки» в форумах республиканского и городского масштаба, то со словами Альберта Альфритовича, однозначно, можно согласиться.
А еще не забывайте, читатель, что в уже ушедшем сезоне впервые в истории славного коллектива произошло то, о чем, быть может, и мечтать не могла основательница и создатель нашего театра кукол Мария Николаевна Елгаштина. Минувший сезон впервые принес БГТК высшую награду современной театральной России – Национальную театральную премию РФ «Золотая Маска»: в специальной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». В год своего 75-летнего юбилея этой премии был удостоен народный артист России и Башкортостана Айрат Акрамович Ахметшин. Добавлю: его служение сцене этого театра достигает почти 60 лет.
В 93-м же сезоне БГТК впервые стал и номинантом «Золотой Маски» и за лучшую работу художника в спектакле. Эксперты выдвинули на соискание премии работу художника-постановщика спектакля «Озеро заколдованного коня» Натальи Харисовны Бирюковой, которая тоже многие годы служит уникальному театру. Окончательного решения жюри осталось ждать уже не слишком долго – 26 июня в Казани на сцене нового здания Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала состоится XXXI торжественная церемония вручения Национальной премии России «Золотая Маска» за лучшие работы сезона 2023-2024 годов и лауреатов в отдельных номинациях.
…В общем, торжественное собрание проходило оживленно, радостно и сопровождалось постоянными всплесками аплодисментов. Но финальная часть большого традиционного сбора была связана с настоящим сюрпризом.
…Однако, прежде чем приоткрыть завесу тайны, мне хотелось бы вернуться к одному из спектаклей театра кукол, который начиная с дней его премьеры смотрела я уже несчетное количество раз, мысленно включив в список своих самых любимых постановок. Речь об иммерсивном спектакле «Удивительное путешествие во времени», который по не совсем обычной пьесе, скорее это некое очень глубокое и пронзительное исследование, связанное с историей нашего театра кукол, поставили режиссеры (они же и авторы идеи подобного творческого высказывания) заслуженные артисты Башкортостана Надежда Беззубова и Александр Верхоземский. Автор же литературного материала – заслуженная артистка Башкортостана Виктория Щербакова. Этим спектаклем-променадом БГТК завершал предыдущий сезон, и с тех пор на него очень трудно попасть…
Почему? Да потому как он рассчитан на группу численностью человек тридцать, и потому, что безмолвный Проводник, объясняющийся с публикой лишь элегантными жестами (актер Александр Верхоземский), подобно Вергилию из знаменитой поэмы Данте, ведет своих спутников, надевших по настоянию самого Проводника наушники, по всем кругам, нет, не ада, а по чуть заметным тропинкам, а затем магистральным путям непростой истории этого старейшего в нашей стране театра, ведь знаменитый Государственный Академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова всего лишь на год (!) старше нашего БГТК… А ведет зрителей, ставших в каком-то смысле участниками спектакля, по этим тропам исторических вех и катаклизмов не только Хранитель Времени в лице актера Верхоземского, но и изумительно теплый, исполненный пластичности, тепла, подчас звучащий трагически, а потом согретый невидимой улыбкой, иронией и бесконечной любовью к своему театру голос народного артиста России Айрата Ахметшина, который в финале, как говорят в БГТК, в живом плане предстает перед гостями, совершившими это глубинное погружение в бытие Башкирского государственного театра кукол…

Василий Вольский и Альберт Имамутдинов.

Так вот, в одной из первых локаций (а их девять), в которых гостей встречают актеры БГТК, своего рода Слуги просцениума, а точнее – истинные Служители сцены, зрителей ждет невероятное открытие – к ним выходит… сама Мария Елгаштина. Эту роль потрясающе исполнила автор пьесы, режиссер, актриса Виктория Щербакова. Не стану делиться всеми подробностями чуда, поскольку не хочу лишать этих открытий тех, кому еще предстоит прийти на сей восхитительный спектакль. Скажу лишь о том, что для постановки «Удивительного путешествия» были изготовлены специальные маски, позволяющие актерам являться к путникам, шагающим по путям-дорогам истории БГТК, в образе тех или иных персонажей – отцов-основателей театра, истинных столпов просвещения зрителя, ревнителей искусства кукловождения и оплота нравственного воспитания юной аудитории, изначально понимавшим, что в театре нет места пошлости, вульгарщине и бессмысленному низкопробному смеху. И одна из этих масок (речь о портретных масках, которые моделировались в 3D-формате и потом изготавливались на 3D-принтере), благодаря к тому же хрупкому сложению и безусловному таланту актрисы Виктории Щербаковой, дает нам живое, просто до трепета в душе, ощущение того, что перед нами русский художник, живописец, график, народный художник БАССР, одна из основательниц башкирского изобразительного искусства, режиссер, создатель Башкирского государственного театра кукол Мария Николаевна Елгаштина. Благодаря безусловному таланту постановщиков Надежды Буззубовой и Александра Верхоземского и поразительной чуткости автора текста и актрисы Виктории Щербаковой в спектакле возникают очень тонкие, словно дрожащие в лучах солнечного света паутинки, связи, соединяющие сегодняшних зрителей с минувшими эпохами… И время внезапно подчиняет нас себе, заставляя вдруг взглянуть на мир глазами тех, кто уже ушел в небытие. И мизансцена, в которой чуть сгорбленная фигурка Марии Николаевны уходит от нас по длинному театральному коридору, ставшему метафорой Коридора Времени, волей-неволей даже у тех, кто впервые узнал о каких-то страницах из летописи БГТК, вызывает слезы…

Три богатыря «куколки» – Андрей Волков,
Альберт Имамутдинов и Айрат Ахметшин.

В первый раз глядя на удаляющуюся Марию Николаевну, я подумала как-то даже машинально о том, что в память об этой удивительной женщине, Кукольной бабушке, как называли ее в госпиталях раненые бойцы, коих она радовала своим искусством, не сделано, собственно, ничего. И вот трое авторов «Удивительного путешествия» вернули ее имя, даже открыли его широкому зрителю, за что всем им честь и хвала! И еще подумала я тогда, что 150-летие со дня рождения Марии Николаевны, выпавшее на июль 2023 года, тоже отметили в республике очень и очень скромно – вспомнили об этом только в самой «куколке» и историки театра…
…И вот свершилось! Под занавес 93-го сезона Башкирский государственный театр кукол учредил свою внутреннюю премию Марии Елгаштиной, и на упомянутом торжественном собрании коллектива состоялась церемония награждения ее первых лауреатов. В БГТК мне шепнули, что автором сей замечательной идеи стал директор театра Альберт Имамутдинов. И он же вошел в число первых лауреатов (естественно, помимо собственной воли, поскольку выдвигал кандидатуры худсовет БГТК и голосовали за решение сотрудники и актеры, входящие в состав этого коллективного органа).
Премия была учреждена с целью поощрения лучших из лучших работников БГТК в различных областях театральной деятельности. Она присуждается в четырех номинациях:
«Творческий работник (артисты и режиссеры)»;
«Административный работник»;
«Сотрудник художественно-постановочной части / технический работник»;
«Молодой актер».
Альберт Альфритович Имамутдинов был удостоен этой премии в номинации «Административный работник» – за преданность делу и творческое видение и тонкое понимание деятельности театра, за то, что его лидерские качества и прозорливость руководителя стали залогом успешной реконструкции здания Башкирского государственного театра кукол.
В номинации «Сотрудник художественно-постановочной части» самым первым лауреатом этой премии стал уникальный, один из лучших, на мой взгляд, в нашей стране мастер, заслуженный работник культуры России и Башкортостана, главный художник-конструктор театра Андрей Сарпионович Волков. Во время церемонии он, с волнением приняв статуэтку, сказал, что в первую очередь хотел бы поблагодарить саму Марию Николаевну Елгаштину, без которой вообще бы ничего не было, то есть не было бы театра, коему он служит уже давно: в нынешнем году исполнится 40 лет с того момента, как Андрей Сарпионович пришел в БГТК. «Благодаря ей наш театр существует и продолжает развиваться. Я сейчас редактирую автобиографическую книгу Марии Николаевны и не устаю поражаться энтузиазму, с которым она создавала театр, несмотря на все трудности». А еще он поблагодарил выдающегося режиссера и педагога, некогда главного режиссера БГТК, уже ушедшего от нас Павла Романовича Мельниченко, который и привел юного Андрея в театр кукол; и фантастически талантливого художника незабвенного Наила Габдулловича Байбурина, научившего его всему, что должен знать специалист такого профиля в столь не­обычном театре.
В номинации «Творческий работник» самую первую премию Марии Елгаштиной, что более чем логично, вручили лауреату «Золотой Маски» Айрату Акрамовичу Ахметшину, для которого этот театр, как говорит сам выдающийся артист, стал делом жизни и родным домом: «Хочу напомнить одну истину. Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Только следуя этим заветам, можно достичь успеха!»
В номинации «Молодой актер» премии был удостоен Василий Вольский, одаренный юноша, который окончил театральный факультет УГИИ имени Загира Исмагилова по специальности «артист драматического театра». Но, придя в БГТК, начал потихоньку осваивать тонкости и секреты искусства кукловождения и, открыв для себя новый мир, органично вошел в него.
Добавлю, что премия Марии Елгаштиной – это не только изящная статуэтка, красивый диплом и некая сумма, что всегда немаловажно для не слишком денежной профессии сотрудников БГТК; нет, это еще и особый почет, поскольку лауреаты ее отмечены печатью избранности. Ведь она связана с именем основательницы театра. А Мария Николаевна, создавая его, верила в будущее искусства, в то, что его красота и нравственная основа спасут мир и сумеют сделать человека, особенно подрастающего, умнее, чище и благороднее.
Остается только добавить, что, благодаря премии Марии Николаевны Елгаштиной, для коллектива Башкирского государственного театра кукол, вступившего в свою новую эру, удивительное путешествие во времени, соединяющее прошлое и настоящее, продолжается…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад