Главная > КУЛЬТУРА > ШЕСТОЕ ЧУВСТВО
ШЕСТОЕ ЧУВСТВОСегодня, 08:00. |
Нынешняя церемония вручения Национальной театральной премии России «Золотая Маска», которая прошла 26 июня 2025 года в тридцать первый раз, сменив к тому же московский адрес и временно переехав в Казань, в стены уникального нового здания Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала, стала триумфальной для Башкортостана. Начнем с того, что впервые в истории одной из самых, пожалуй, главных театральных премий нашего государства, уже перешагнувшей порог тридцатилетия, «Маска» уделила столько внимания регионам, вырвавшись из плена московского Садового кольца и кольцевой автомобильной дороги вокруг Северной Пальмиры… Нет, и раньше подлинно мастерские работы творческих коллективов из российских городов не оставались незамеченными. Но все же нынешнее внимание к постановкам региональных театров поразило многих. Не берусь назвать точное количество заявок из других краев и областей, но в общее число претендентов на «Маску» – 734, вошло и 3 театра из Башкортостана. Башкирский государственный академический театр оперы и балета представил на суд экспертов 2 спектакля: «В ночь лунного затмения» на музыку Салавата Низаметдинова по трагедии Мустая Карима (8 номинаций) и «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» на музыку Сергея Рахманинова, автор идеи и либретто Иван Складчиков, хореограф и режиссер Олег Габышев, Санкт-Петербург (4 номинации); Стерлитамакский государственный русский драматический театр: 1 спектакль «Гроза» по пьесе Александра Островского, режиссер Юрий Печенежский, Москва (4 номинации); Башкирский государственный театр кукол: 1 спектакль «Озеро заколдованного коня» по мотивам эпоса «Акбузат», режиссер Ольга Шарафутдинова, художники Светлана Степанова и Наталья Бирюкова (1 номинация). В общем и целом наши коллективы принесли республике 17(!) номинаций, и это неслыханный результат и, безусловно, огромный успех. Поскольку каждая номинация – это мощнейший вклад в театральное искусство нашего региона и однозначно признание заслуг тех, чьи имена внесли в предварительный список эксперты. Что и говорить, волновались номинанты, съехавшиеся в Казань, страшно. Не знаю, делал ли кто-то прогнозы на предмет итогового решения суда… Думаю, не без этого. Делала свой прогноз и «Вечерняя Уфа», конечно, переживавшая за всех. Мы не обнародовали свой «сценарий», по которому пойдет та часть церемонии, что связана с творческими полпредами Башкортостана. То есть мы болели за каждого! Но что и говорить, уважаемый читатель, шестое чувство, то бишь телепатия, интуиция либо ясновидение, у нашего брата-журналиста все-таки есть, и в основе своей наши ожидания, при всей любви к каждому из соискателей «Маски», оправдались! Шесть «Золотых Масок» Башкирского государственного академического театра оперы и балета тому порукой. И это, несомненно, выдающийся результат, если не сказать прорыв, яркой и мощной команды, которая творит в стенах Аксаковского Народного дома, привлекая к этому процессу подлинных мастеров из других городов и весей. Оперный спектакль «В ночь лунного затмения» впервые был поставлен в БГАТОиБ в 1996-м. В те поры, почти 30 лет назад, выдающийся композитор Салават Ахмадиевич Низаметдинов, незрячий музыкант, в очень короткие по меркам столь масштабного сочинения сроки создал свою оперу в теснейшем сотрудничестве с театром, директор коего тогда Радик Арсланович Гареев, всенародно любимый певец, был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы у Башкирского оперного появилось в репертуаре это мощное полотно. Полотно, в котором потрясающая музыка сплетается с гениальным замыслом и текстом великого Мустая Карима. И в 1996-м за пульт встал замечательный дирижер Валерий Платонов, который был не только другом Салавата Ахмадиевича, но и прошел с композитором весь путь, связанный с созданием произведения и его воплощением на сцене. Был у этого трио Гареев – Низаметдинов – Платонов и четвертый соратник – режиссер Рустэм Галеев, вместе с композитором трудившийся над либретто, а потом и ставивший тот первый спектакль в сотворчестве с художником Курбандурды Чарыевым. Блистательная идея директора театра Александра Алексеева, связанная с возвращением оперы Салавата Низаметдинова на подмостки БГАТОиБ была воплощена в феврале 2024-го… Но ей предшествовала огромная предварительная работа, во главе угла которой в первую очередь стоял уже уехавший в Пермь Валерий Платонов, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана, лауреат Национальной театральной премии России «Золотая Маска» (2010 год, номинация «Лучший дирижер» – оперный спектакль «Один день Ивана Денисовича» на музыку Александра Чайковского, по мотивам повести Александра Солженицына). Валерий Игнатьевич счел своим святым долгом принять на себя работу над нотным текстом уже ушедшего друга и, помня все их беседы и совместные труды, сделал то, что намечал композитор, но, подстегиваемый сроками сдачи, не успевал довести до конца. Более того, маэстро Платонов оцифровал, что само по себе уже заслуживает уважения, партитуру оперы. И принял предложение как дирижер-постановщик на восстановление спектакля, а точнее – на его новое рождение уже с другой творческой командой. На сей раз театр доверил столь важное дело молодым. Доверил и не ошибся, не прогадал. В постановочную группу вошли режиссер Ляйсан Сафаргулова, хормейстер Александр Алексеев, художник Екатерина Малинина (Санкт-Петербург), хореограф Алина Мустаева. И замкнул эту цепочку ярких, одаренных личностей художник по свету – великий и очень опытный Евгений Ганзбург (Петербург), создавший для «Ночи» уникальную световую партитуру, которая производит мощнейшее впечатление даже на непосвященного. Я уже не раз писала о том, что иные из молодых представителей творческих профессий заслуживают большего доверия. И золотомасочный спектакль – свидетельство тому. В этой постановке все на удивление совпало: выдающаяся трагедия Мустая Карима, выдающаяся музыка Салавата Низаметдинова, выдающийся талант маэстро Валерия Платонова; а также фантастическая работоспособность, чуткость творческого видения и интерпретации текста литературного и музыкального, постановочная культура, тончайшая визуализация художественных идей, нюансы и точные ходы пластического решения, выпавшие на долю «племени младого, незнакомого». Не забудьте про радение оркестрантов, хора и безусловную одаренность вокалистов, занятых в «Ночи». И все это подарило нам результат, который, по всей видимости, произвел невероятное впечатление не только на театральную общественность Башкортостана, но и на экспертов «Золотой Маски» и членов высокого суда. Результат говорит сам за себя – это пять «Масок» в номинациях: «Лучшая работа дирижера» – Валерий Платонов, и это, повторюсь, уже вторая «Маска» Валерия Игнатьевича; «Лучшая мужская роль» – солист Геликон-оперы Василий Ефимов, чрезвычайно артистично, глубоко и с тонким пониманием образа исполняющий в спектакле партию Диваны; «Лучшая женская роль» – заслуженная артистка Башкортостана Любовь Буторина, прекрасно и всегда очень стабильно и выдержанно ведущая труднейшую и по характеру героини партию Танкабики; «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучшая работа художника по костюмам» – Екатерина Малинина из Санкт-Петербурга, которая не один день провела в Национальном музее РБ, изучая все, что связано с бытом, костюмом, утварью и украшениями башкир... И однозначно, этот успех спектакля «В ночь лунного затмения» – заслуга всей постановочной команды, начиная с талантливого режиссера Ляйсан Сафаргуловой и тех, кто имеет прямое отношение к созданию новой версии – каждый солист, каждый артист хора, пластическая группа и все сотрудники театральных цехов! И еще одна «Золотая Маска» была отдана членами высокого суда Башкирскому государственному академическому театру оперы и балета. Эту награду принял из рук ведущих церемонии уникальный танцовщик, талантливейший премьер БГАТОиБ, заслуженный артист Республики Башкортостан Сергей Бикбулатов, исполнитель заглавной партии в необычном балете «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь», премьера которого прошла в ноябре 2024-го. К 150-летию со дня рождения композитора, пианиста и дирижера театр решил посвятить великому сыну России спектакль-фантазию, который сразу же полюбился публике. Над его созданием трудилась столь же мощная творческая команда, равная по потенциалу группе, создавшей оперу «В ночь лунного затмения». Над балетом, поставленным на музыку Сергея Рахманинова, работали автор либретто, художник-постановщик и по костюмам Иван Складчиков, режиссер-хореограф заслуженный артист России Олег Габышев (Санкт-Петербург), дирижер-постановщик народный артист России Феликс Коробов (Москва), художник по свету Ирина Вторникова, прекрасная наша балетная труппа, не считая неоценимой помощи сотрудников всех цехов театра. …После триумфальных событий, уже дома, в пространстве ЦУРа, с лауреатами «Золотой Маски» и руководителями театров-номинантов встретился Глава Башкортостана Радий Хабиров: – Это наибольшее количество наград среди регионов и рекорд для нашей республики – никогда прежде столько премий сразу наши театры не завоевывали. Напомню, что ранее «Маску» в специальной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» в нынешнем году уже получил артист Театра кукол Айрат Акрамович Ахметшин. Таким образом, в 2025 году у нас семь «Золотых Масок». Это настоящий триумф нашей культуры и признание высочайшего мастерства наших коллективов. А всего на премию номинировали 3 наших театра в 17 категориях – кроме Театра оперы и балета это Театр кукол и Стерлитамакский русский драматический театр – впервые в истории, – подчеркнул Радий Фаритович. Остается добавить, что после возвращения из Казани Благодарностью Главы Башкортостана отмечены премьер БГАТОиБ, заслуженный артист РБ Сергей Бикбулатов, солистка оперной труппы театра заслуженная артистка РБ Любовь Буторина, режиссер-постановщик спектакля «В ночь лунного затмения» режиссер Башкирского государственного академического театра оперы и балета Ляйсан Сафаргулова. Благодарности Главы Республики Башкортостан также удостоен весь коллектив БГАТОиБ. Награду из рук Радия Хабирова принял генеральный директор театра Александр Алексеев. Добавим: Благодарностью Главы республики поощрен артист Башкирского государственного театра кукол, народный артист России и Башкортостана Айрат Ахметшин. Коллективы Башкирского государственного театра кукол и Стерлитамакского государственного русского драматического театра также удостоены Благодарности Главы Республики Башкортостан. Их приняли руководители этих театров Альберт Имамутдинов и Виктория Замесина. – Представителям культуры – низкий поклон и огромное спасибо. Вы – наша гордость, продвигаете культуру Башкортостана далеко за пределы республики! – сказал, подводя итог произошедшего, руководитель нашего региона. …И завершая, вернемся к прологу и разговору о шестом чувстве. Если кого-то из вас, уважаемые читатели, интересуют прогнозы на следующую итоговую составляющую, скажем, «Золотой Маски-2026», обращайтесь ближе к будущей весне! Мы обязательно поделимся своими мыслями на сей счет. Надеюсь, «Вечерка» окажется столь же прозорливой, как и ныне. С интуицией у нашей газеты, скажу без ложной скромности, все хорошо. Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА, Олега МЕНЬКОВА и из открытых источников. Вернуться назад |