Главная > КУЛЬТУРА > Пленительны, полувоздушны!..
Пленительны, полувоздушны!..Сегодня, 09:00. |
По России прокатилась волна выпускных вечеров, захватив в свою орбиту огромное количество молодых людей, которые навсегда попрощались со златыми днями учебы, шагнув за школьный порог… Статистика утверждает, что по всей стране ныне насчитывается 641 тысяча выпускников, и в эту цифру органично вливаются 4 тысячи 500 юношей и девушек из Уфы, а среди них 18 будущих артистов балета, распрощавшихся со своей Alma mater – Башкирским хореографическим колледжем имени Рудольфа Нуреева… На сей раз «Вечерка» не смогла побывать на выпускном вечере БХК, а это всегда событие высокого уровня классности, всегда исполненное изящества и легкости, свойственного Амурам и Психеям большого балета, остроумия в итоговых капустниках и бес-конечной признательности в здравицах, посвященных любимым педагогам, а уж прощальный вальс в стенах «кузницы» хореогра-фических кадров республики (и, как показывает практика, далеко не только для нашего региона) и вовсе спорит красотой и чув-ством полета со сценой первого бала Наташи Ростовой из великого фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»… Впрочем, выпускные в БХК – это не только торжественный вечер с вручением заветных «корочек» – у кого-то синих, а у иных – красных… И это не только восемь подчас даже неполных лет, связанных с освоением законов, тонкостей и нюансов искусства Тер-психоры, постоянным трудом, самодисциплиной, общеобразовательными предметами, знания в области которых столь же необхо-димы молодым людям, коим предстоит выходить на сцену, а зритель всегда видит, интеллектуален исполнитель либо нет, пуст он или наполнен: софиты высветят все… Но есть в контексте трудов и дней выпускного марафона питомцев Башкирского хореографического колледжа то, что не встре-тишь в обычной школе, даже самого высокого уровня подготовки. Речь о традиционных для воспитанников БХК концертах, явля-ющих многочисленным зрителям (а оных собирается на эти представления видимо-невидимо), скажем так, показательные выступ-ления завтрашних звезд балета, уровень и высоту планки школы, кропотливую работу преподавателей. И тут уж необходимо дер-жать марку Alma mater и никак нельзя сплоховать. …На пресс-конференции, ставшей прологом к XXV Международному фестивалю балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, знаменитый театральный критик, главный редактор журнала «Большой театр», заслуженный деятель искусств РФ, ныне лауреат «Золотой Маски-2025», профессор Сергей Николаевич Коробков, восхитившийся тем, что в программу этого форума входит и концерт учащихся БХК, вспомнил знаменитую фразу Рудольфа Хаметовича «В каждом, кто выйдет на балетную сцену после меня, будет жить частичка меня» и добавил: факт участия питомцев нашего колледжа в столь масштабном событии не просто выгодно отличает уфимский фест от других, в том числе и казанского Нуреевского, но и является конкретным воплощением слов Великого Руди в жизнь. Недаром же Башкирский хореографический колледж носит имя Рудольфа Нуреева, располагаясь в историческом здании школы, в которой Бог танца XX века учился в юном возрасте. И БХК, понимая всю ответственность, всеми силами старается соответствовать оказанной ему чести. И успехами своих питомцев чтит память выдающегося земляка, прославившего Башкирию на весь мир. Затем в рамках юбилейного Нуреевского прошел замечательный концерт подопечных Башкирского хореографического, в коем были широко задействованы те, кому предстояло попрощаться в июне 2025-го со ставшим им вторым домом колледжем. И в этих выступлениях начинающих исполнителей уже читался индивидуальный стиль, харизма, артистизм и знак качества прекрасной школы БХК, исповедующего каноны, скажем так, высшей лиги хореографии, то бишь принципы преподавания великой Агриппины Яковлевны Вагановой. А время спустя в колледже прошли государственные экзамены. И на один из них мне удалось попасть – на экзамен по характер-ному танцу. И это было чрезвычайно интересно уже потому, что характерный танец базируется не столько на фольклорных образ-цах, сколько на сложившейся традиции театральной «аранжировки» таковых. Более того – он дарит зрителю представление о национальном характере того или иного народа. И эти юные дарования, которым со временем предстоит составить цвет балетного искусства не только Башкортостана, но и России, полностью покорили мое сердце, позволив мне в воображении представить их в лучах софитов и на пике славы. Экзамен был идеально срежиссирован и выстроен (преподаватель Гульнара Насонова), действо, разворачивающееся на подмостках концертного зала БХК, стало своего рода спектаклем, в коем сочетались все номера, превра-тившиеся в мизансцены единой постановки, поражающей невероятным темпераментом и красками подлинной народности. Недаром же председатель Государственной экзаменационной комиссии Александр Абубакирович Мунтагиров, в прошлом артист балета, народный артист России, педагог-балетмейстер, профессор, заведующий кафедрой хореографии Ханты-Мансийского филиала Московского государственного университета культуры и искусства, некогда художественный руководитель балетной труппы Челябинского театра оперы и балета имени Михаила Глинки, лауреат приза «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Рыцарь танца», кавалер ордена Сергея Дягилева первой степени «За пользу Русской культуре», был восхищен выпускными испытаниями колледжа и, особенно похвалив юных Психей, а Амурам пожелав успехов, сказал: «А мальчики со временем подрастут и наберут мощи (в смысле – мышечной массы)!» И завершающим этапом выпускного марафона стали два замечательных вечера на сцене Башкирского государственного акаде-мического театра оперы и балета (впрочем, воспитанникам Нуреевского колледжа далеко не впервой выступать на подмостках, с которых начался путь Великого Руди в большой балет. Не случайно же балетная труппа БГАТОиБ носит имя Рудольфа Хаметовича; и опыт участия в спектаклях театра у коллежан, сиречь юных нуреевцев, уже есть, причем весьма солидный). Оба вечера шли под знаком отчетно-выпускных концертов и собрали под свои знамена не только тех, кто уже стоял на пути во взрослую жизнь, но и обучающихся самого разного возраста. Вечер первый, помимо замечательных номеров, явил залу балет Ри-кардо Дриго «Волшебная флейта» в хореографии Андрея Меланьина, который уже работал с этим произведением, создав новую версию либретто и хореографии и изначально воплотив свой замысел на сцене Большого театра в 2002 году (впервые балет Дриго был поставлен в Большом в 1818-м). Это была совместная постановка Московской академии хореографии, где служит старший преподаватель Меланьин, и ГАБТа, к коему Андрей Александрович также имеет прямое отношение. Балет сей выбран был руко-водством БХК не случайно, поскольку имеет славное прошлое, связанное и с Москвой, и с Санкт-Петербургом, сохраняясь долго в репертуаре Лениградского хореографического училища, также некогда войдя в репертуар гастрольной труппы Анны Павловой. Действо было легким, пленительным, практически полувоздушным. И такие опыты одноактных балетов давно уже вошли в кон-текст учебного процесса колледжа, став одним из этапов подготовки будущих артистов балета к профессиональной сцене. За этой легкостью стоит огромный труд преподавателей, концертмейстеров колледжа и тех солдат невидимого фронта искусств, о которых, как правило, зритель ничего не знает… И безусловно, за этим событием стоит труд самих учеников и студентов БХК, которые в два этих прекрасных вечера уже доказали свою творческую состоятельность. Не случайно же выпускников Башкирского хореографического можно встретить и в самых разных уголках театральной России, и за рубежом. Достаточно напомнить читате-лю о том, что практически вся труппа БГАТОиБ состоит из питомцев Нуреевского колледжа. Да и нынешний выпуск-2025 уже весь определился с «портом приписки». Всех Амуров и Психей заинтересованные руководители балетных трупп «разобрали» уже за-долго до выпускного. Что ж, пожелаем этим восемнадцати молодым, полным надежд людям большой и счастливой творческой жизни! Илюзя КАПКАЕВА. Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ФАКТ На счету балетной труппы БГАТОиБ, повторюсь, фактически полностью состоящей из выпускников Башкирского хореографиче-ского колледжа имени Рудольфа Нуреева, «Золотая Маска-2025» в номинации «Лучшая мужская роль» премьера нашего театра Сергея Бикбулатова, обладающего атлетической мощью и одновременно врожденными изяществом и элегантностью, свойственной представителям дворянских фамилий, – первая в истории. А вот в истории БХК «Маска» Сергея, выпускника колледжа 2010 года (класс педагога Наила Сарваровича Сарварова), уже вторая. А первой в 2001 году была удостоена выпускница Башкирского хо-реографического 1998 года (класс педагога Леоноры Сафыевны Куватовой) Наталья Сологуб в номинации «Лучшая женская роль в балетном спектакле» (Маша в «Щелкунчике»). Наталья – с 1998 по 2006 год была солисткой балета в Мариинском театре, с 2006 года – первой солисткой балета в театре Semperoper (Дрезден). Она лауреат международных конкурсов артистов балета в Перми и Лозанне, заслуженная артистка Республики Башкортостан. Ныне занимается преподавательской деятельностью. Так что у Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева есть своя строка в истории Национальной теат-ральной премии России «Золотая Маска»… Вернуться назад |