Главная > КУЛЬТУРА > Большие театры большого региона
Большие театры большого регионаСегодня, 07:00. |
Совсем скоро нашу театральную публику ждет редкий подарок — в столицу Башкортостана приедут сразу два ведущих театра Екатеринбурга. Гастроли Свердловского академического театра драмы и Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии обещают стать ярким событием в прологе к театральному сезону. Каждый из коллективов привезет в Уфу и на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан покажет свои лучшие постановки, в которых сочетаются высокая исполнительская школа, постановочная культура и актуальная режиссура. Свердловская музкомедия полюбилась уфимским зрителям давно, и новую встречу любители этого популярного жанра ждали с нетерпением. Яркий, музыкальный, экспрессивный театр привезет в столицу Башкортостана постановки, наполненные светом, ритмом и юмором. Театр по праву славится своими масштабными мюзиклами, остроумными опереттами и блистательным актерским ансамблем. Его гастроли всегда превращаются в настоящий праздник. Открывать гастрольную афишу Свердловского театра музыкальной комедии 22 августа будет изящная и уморительно смешная постановка – «Тетка Чарли» композитора Оскара Фельцмана, либретто Владимира Полякова (по пьесе Брэндона Томаса), стихи Роберта Рождественского. Это музыкальная комедия-фарс, в которой сочетаются легкость, блестящий актерский ансамбль, живой оркестр и тонкий английский юмор. Спектакль рассказывает о том, как двое студентов из благовоспитанной Англии оказываются в затруднительном положении: без сопровождения респектабельной родственницы им не удастся признаться в любви своим избранницам. Когда богатая тетушка одного из них не приезжает вовремя, друзья идут на отчаянный шаг – переодеваются. Балагур и весельчак Бабс, облачившись в дамское платье, превращается в донну Люцию – женщину с миллионами и твердым характером. Но комедия только начинается: руки и сердца лже-тетушки домогаются настойчивые поклонники, а бедняге Бабсу приходится «ломать комедию» в прямом смысле этого слова, пытаясь при этом не упустить любовь всей жизни. «Тетка Чарли» – это динамичный, легкий и нарядный спектакль, где каждое движение, каждый костюм и каждая музыкальная фраза работают на создание атмосферы беззаботного веселья. Стиль эпохи модерна, эстетика немого кино, элегантность и озорство – все здесь сливается в единое сценическое полотно. Критики отмечают, что постановка завоевала зрителей с первых показов благодаря тонкому юмору, выразительной пластике и той самой театральной магии, которая превращает привычную комедийную завязку в настоящий праздник. Зал смеется до слез, а аплодисменты не смолкают до финального поклона. А 25 августа уфимцев ждет погружение в ностальгическую атмосферу – «Парк советского периода». Это романтическая прогулка во Времени под музыку советских композиторов – постановка, которая не просто вызывает ностальгию, а создаёт живое художественное пространство, наполненное памятью, чувствами и песнями. «Страны советской» больше нет на картах, но «в парке старинном» забытые мелодии оживляют мир, населённый персонажами нашего прошлого. Несколько историй встреч и расставаний, ссор и примирений рассказывает само Время, ведь это оно причудливо разбрасывает по дорожкам парка «листву человеческих судеб». Критики справедливо называют «Парк советского периода» музыкальным музеем, способным за три часа рассказать об истории страны и о каждом из нас. Он трогает до глубины души, потому что сделан с любовью, с бережным отношением к памяти и к зрителю. Динамичный сюжет, душевная игра актеров, оригинальная хореография, роскошные костюмы и ваша любимая музыка – все это сливается в единый искренний, эмоциональный спектакль. Режиссером-постановщиком обоих спектаклей был безвременно ушедший из жизни лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Премии Правительства РФ, народный артист России Кирилл Стрежнев. А дирижер-постановщик – заслуженный артист России Владимир Вишневский. Это будет встреча с настоящим театром – живым, разнообразным и точно попадающим в сердце. …А с 16 по 21 сентября свою сцену коллектив Русского драматического театра предоставит Свердловскому академическому театру драмы — одному из самых глубоких и интеллектуальных театров страны. Его постановки – это не просто прочтение классики, а острое художественное высказывание о человеке и времени. Здесь каждый образ пронизан смыслом, каждая сцена – напряженная внутренняя борьба. В афише уфимских гастролей – спектакли, где традиция встречается с новаторством, а эстетика – с подлинной эмоциональностью. Это театр, который не боится острых тем и сложных решений. И именно этим он так привлекателен. Открытый для зрителя 2 октября 1930 года, в настоящий момент Свердловский академический театр драмы является одним из ведущих театров Уральского региона. Создав за свою 95-летнюю историю около семи сотен спектаклей и объездив немалое пространство бывшего Советского Союза, коллектив и сейчас может похвастаться яркой творческой жизнью и легкостью на подъем. Сегодня СГАТД – это четыре десятка спектаклей на любой вкус, сотрудничество с ведущими российскими режиссерами, богатая фестивальная карта и, конечно же, большие гастроли. Руководит коллективом режиссер, профессор Алексей Бадаев. Гастроли откроются драмой «Анна Каренина» (16 сентября) по роману Льва Толстого. Это третье по счету обращение театра к известному сюжету побуждает вдумчивого зрителя вернуться к страницам книги. Свердловский театр представляет собственную театральную версию величайшего романа о любви, семейных отношениях, смысле жизни и незаконной страсти. Блеск аристократии XIX столетия представлен изящной элегантностью костюмов, стильной хореографией любовных сцен и пластически организованными выходами светского общества. «Спектакль режиссера Михаила Заеца и художника Алексея Паненкова в Свердловской драме представляется интересной, неоднозначной репликой в длинном диалоге театра с романом «Анна Каренина». Будучи выразительным зрелищем, рассчитанным на публику большого зала, отказываясь от полутонов в пользу чистого цвета, спектакль рискует и приближается к границе однозначности. Но – не переходит ее. Есть над чем думать, чем любоваться и с чем спорить» (Евгения Тропп, «Петербургский театральный журнал»). Не даст заскучать и спектакль «Доходное место» (17 сентября) по пьесе Александра Островского, вошедший в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам 2014 года. Лауреат Государственной премии России Владимир Мирзоев снискал широкую популярность редким умением превратить растиражированный текст в нечто особенное во всех смыслах и составляющих. Критика называет режиссера авангардистом, концептуалистом, эксцентриком, мистификатором, но ни одно из этих определений не способно исчерпывающе раскрыть суть творчества Мастера. Бесспорно одно – картина мира, способ видения, угол зрения, которые Мирзоев предлагает зрителю, уникальны, а возможность к ним приобщиться – бесценна! Брать или не брать, вот в чем вопрос! Эксцентричная комедия Александра Островского покажет «под увеличительным стеклом» общество, в котором все продается и покупается. В спектакле все буквально и тем точнее попадает в цель. Молодой соискатель доходного места Белогубов в прямом смысле извивается червем и лижет ботинки сильных мира сего. А Жадов выбирает жизнь бедную, но честную: «И пусть спокойствие совести заменит для меня земные блага!». Этот спектакль, как говорится, «доктор прописал» к просмотру всем молодым людям, вступающим в жизнь. Каждый из них в финале, глядя на прямолинейный «промыв мозгов» главному герою (снова буквально, из шланга), решает для себя: «Быть или не быть. Брать или не брать». Комедия «Только для женщин» (18 сентября) по пьесе Энтони МакКартена, Стефана Синклэра в постановке режиссера Алексея Бадаева подарит зрителям заряд хорошего настроения. ...Судьба шести сталеваров-неудачников делает крутой вираж, чтобы вознести их на вершину шоу-бизнеса. Для успеха им нужно совсем немного: обнажить торс и освоить незатейливую профессию стриптизера. Женский пол замер в ожидании чудес, а бывшие работяги усердно и уморительно смешно репетируют. Результат увидим в финале, на умопомрачительном шоу шестерых красавцев – пластичных, харизматичных и божественно притягательных. А спектакль «Босяки во фраках» (19 сентября) по пьесе Эдуардо Скарпетта благодаря режиссеру Николаю Реутову (к слову, известному уфимцам в роли выдающегося театрального хореографа!) перенесет зрителя в солнечную Италию. Авантюрная комедия Эдуардо Скарпетты не сходит с мировой сцены вот уже 130 лет! Гениальный итальянский комедиограф, актер и театральный импресарио знал толк в зажигательной стихии смеха, увлекательном сюжете и сатирической остроте итальянской комедии дель арте. Молодой маркиз мечтает жениться на юной балерине, несмотря на строжайший запрет собственного отца. Стремясь достичь заветной цели, влюбленный нанимает себе «новую родню» из… числа двух бедных семейств. Они с радостью включаются в игру, а дальше – только держись! Праздник всеобщего перевоплощения закручивает пружину переодеваний, хитроумных интриг, любовных свиданий, разоблачений. Успех неизбежен, но голова идет кругом у всех!.. Спектакль «Летят журавли» (20 сентября) поставлен по одноименному киносценарию и пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Великая пьеса, легендарный фильм Михаила Калатозова. Фильм, ставший первым и единственным во всем советском кинематографе обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Фильм, который потряс не только Россию, но весь мир. Фильм, который рассказал историю любви и молодости, мучительного ожидания без хэппи-энда так, что она без труда покоряет сердца и души миллионов вот уже более 60 лет. Нужна большая творческая смелость, чтобы после этого обратиться к такому материалу как пьеса Виктора Розова и создать собственную сценическую версию. У режиссера Дмитрия Зимина она есть. Спектакль посвящен Великой Победе. Он поднимает важнейшую сегодня тему морального выбора, гражданского самосознания и безоговорочной любви к человеку. Вероника и Борис молоды и влюблены. Перед ними целая жизнь, полная счастья, любви, совместных радостей и побед. Но в тот самый миг, когда они мечтают о создании семьи, враги нападают на родную страну... Борис уходит на фронт добровольцем на следующий день. Веронике достаются долгие годы томительного ожидания, мучительные надежды на его возвращение. Спектакль расскажет историю любви и тяжелого морального выбора. Не только Вероники, но каждого человека, каждого гражданина огромной страны. И все же постановка Дмитрия Зимина в первую очередь о любви. О безоговорочной любви к человеку. Любви, которая вопреки всему заставляет верить и жить! Завершит гастрольный визит Свердловского академического театра драмы 21 сентября спектакль «Железнова Васса мать» по пьесе Максима Горького. По словам режиссера Уланбека Баялиева, создатели спектакля намерены в частной истории семьи Железновых найти отражение бесконечно изменчивой и беспредельно неизменной истории страны, в которой жили герои Максима Горького и в которой живем мы с вами: «Васса – это сама Россия в эпоху смены власти. Кто теперь будет ею править, как сложится судьба ее детей (читай – народа), кого она приласкает, а кого – из лучших побуждений – казнит? И, отвечая на эти вопросы, мы невольно спрашиваем у себя и зрительного зала: что меняется по сути, когда наш мир встает с ног на голову?» Семья Вассы Железновой существует в стеклянном пространстве. Мать-диктатор меняет судьбы своих детей, ломает и калечит их, но каждое ее действие продиктовано огромной любовью. Глубинные размышления о природе материнской любви и о том, может ли она быть каторгой или благословением... Ответ на этот вопрос будет у каждого свой. В серо-черных тонах постановки яркими вспышками играют красные детали: цвет крови, на которой построена корысть главной героини в исполнении заслуженной артистки России Ирины Ермоловой. Секретов нет, зритель – свидетель всего урагана трагедии. Персонажи не играют, а живут и движутся в элегантном танце, балансируя на грани любви и ненависти. Это спектакль стильный, резкий, современный и проникающий в глубину человеческой души, где есть частица каждого из героев. ...Гастроли ведущих театральных коллективов уральской столицы – не просто культурный обмен. Это приглашение к размышлению: о чём сегодня говорит театр со своим зрителем, что сегодня актуально и востребовано. Это возможность увидеть, чем живут и дышат театры в другом регионе. Уральская театральная школа есть особое сочетание глубины и энергии, точности формы и внутреннего жара. Все спектакли, которые увидят уфимцы на сей раз, не похожи друг на друга, но в каждом из них есть ощущение подлинности, любви к материалу и уважение к зрителю. Елена ПОПОВА.
Фото предоставлено автором. Вернуться назад |