Главная > КУЛЬТУРА > Четыре истории о конце времён
Четыре истории о конце времёнСегодня, 07:57. |
«Когда наступит Ахырызаман, люди перестанут навещать друг друга, не будут интересоваться делами». Так гласит суеверие, которое и по сей день бытует в Абзелиловском, Баймакском и Учалинском районах Башкортостана. Это одна из множества примет, описывающих наступление конца света (Ахырызаман) в тюркских космологиях. Подобные приметы охватывают космические и природные явления, социальный распад, эстетику, норму и технологии. - Ахырызаман — это еще один способ осмыслить естественный порядок вещей, внимательный взгляд на его нарушение. Отталкиваясь от широты представлений об устройстве мира и его конце, заложенных нашими предками тысячи лет назад, мы рассуждаем о том, что такое конец света для нас сегодняшних; чему мы можем поучиться у предков и как мы можем проживать сложные времена, — комментирует кураторская команда Посольства музея искусств ZAMAN MUSEUM. ZAMAN MUSEUM пригласил к этим размышлениям художников, которые специально для выставки создали четыре работы, связанные с наследием территорий исследования ZAMAN MUSEUM — Башкортостана, Татарстана, Челябинской области и Удмуртии. На выставке «Когда наступит ахырызаман: четыре истории о конце времен» представлены работы трех художников и одного художественного объединения, каждый из них раскрывает тему через личные образы, подключая культурную память и материальные метафоры. Илья Фролов создал инсталляцию из стеклянных шариков — тех самых, что когда-то можно было найти на улице в детстве. Для художника эти «стекляшки» становятся символом утраты детства и перехода во взрослость, метафорой неизбежных трансформаций, через которые проходит каждый человек. Для Ильи Фролова ахырызаман — это не космическая катастрофа, а тихий, но необратимый конец одного из жизненных этапов — детства. Закиулла представляет видео-аудиальную инсталляцию — сгенерированный искусственным интеллектом ковер, существующий только в цифровом виде. Этот ковер — не предмет, а портал, «черная дыра», вбирающая в себя время, память и страх, чтобы сжать их в одну точку. Художник использует ИИ не для имитации ремесла, а как средство переплетения человеческой логики с её всплесками и фрагментарностью. Проход через этот ковер требует внутренней готовности что-то оставить навсегда, превратив зрителя из наблюдателя в участника трансформации. Арслан Карим, художник башкирско-татарского происхождения, создает укрытие-инсталляцию из старых советских покрывал, в которое можно забраться и послушать в наушниках голоса его бабушек и дедушек. В этих записях звучат родные песни, которые могут исчезнуть вместе с уходом старшего поколения. Для Арслана Карима конец света связан с потерей языка и культурной памяти, а его работа — это акт бережного сохранения и интимного переживания этой утраты. Художественное объединение «чиль-чиль» обращается к удмуртской мифологии. Их инсталляция включает ын — традиционное удмуртское покрывало. Его обычно вешают над кроватью — под ним размещена самодельная книга. Работа вдохновлена легендой о большой белой корове, проглотившей берестяную книгу с мудростью народа по велению бога Инмара. С ее исчезновением были утрачены письменность, сакральные знания и традиции. Через этот миф художницы, входящие в объединение, исследуют тему утраты языка, медиальной разницы между изображением и письмом и переживания культурного конца света. Кроме того, в выставочном пространстве ZAMAN MUSEUM будет подготовлена специальная зона для зрителей — для «всматривания вглубь, вширь и внутрь себя». Эта часть выставки — территория простых, но важных вопросов, буквально витающих в воздухе. Это приглашение подумать вместе — каким может быть Ахырызаман? Выставка «Когда наступит Ахырызаман: четыре истории о конце времен» продлится до 9 ноября, вход в ZAMAN MUSEUM (Уфа, улица Мустая Карима, 6, корпус 1) свободный. Андрей КОРОЛЁВ, Алиса КРАСНОЯРСКАЯ.
Фото Альберта ГИМРАНОВА. Вернуться назад |