Главная > КУЛЬТУРА > Музыкант с солнечной стороны планеты
Музыкант с солнечной стороны планетыВчера, 08:19. |
|
В Башкирском государственном академическом театре оперы и балета 15 октября прошел замечательный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Наримана Сабитова (1925-1971), выдающегося классика башкирской академической музыки, выпускника Московской консерватории по классу симфонического дирижирования и композиции, заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР, лауреата премии имени Салавата Юлаева. Когда мы произносим имя Наримана Гилязевича Сабитова, читаем воспоминания о нем современников, друзей, слушаем его музыку, возникает образ яркого, талантливого, композитора со светлым восприятием мира (не случайно одно из его последних сочинений – балет «Люблю тебя, жизнь» на собственное либретто!), образованного человека, искрометного, с замечательным чувством юмора. Встав за пульт симфонического оркестра Башкирского оперного сразу по окончании консерватории (1953) и прослужив в нем до последнего дня своей, к сожалению, крайне недолгой, но такой насыщенной творческой жизни (композитора не стало во время гастролей БГТОиБ в Севастополе летом 1971 года), Сабитов словно открыл новую страницу истории театра и шире – культуры республики. Как композитор именно он в Башкирии стал создателем первых инструментальных концертов, Фортепианного и трех Скрипичных, первых балетов, среди которых «Буратино» и «Мурзилка-космонавт» (на них выросло не одно поколение детей), «Гульназира», «Страна Айгуль». Помимо этого создавались симфонические, камерно-инструментальные, вокальные, хоровые сочинения, сложившиеся в обширное творческое наследие. Прошедший концерт стал в своем роде антологией творчества, стиля Сабитова, высветив разные грани его дарования. Это оказалось возможным благодаря высочайшему профессиональному уровню всех исполнителей, вдохновенно, с полной эмоциональной отдачей, любовью представлявших слушателям творения композитора. Прекрасно была выстроена программа, в которой симфонические, инструментальные произведения, фрагменты из балетов чередовались с вокальными жанрами (режиссер, ведущая концерта – режиссер театра Айсылу Иксанова). Оркестр был главным действующим лицом на протяжении всего вечера, выступая как «соло», так и в диалоге с солистами (дирижер заслуженный артист РБ, лауреат международных и всероссийских конкурсов Александр Алексеев). Ярким прологом стала написанная еще в стенах Московской консерватории «Героическая поэма», зрелое произведение, героика, лирика, драматизм которой были «прочитаны» оркестром как единая драматургическая линия. В интерпретации насыщенных контрастами фрагментов из балетов дирижер и оркестр смогли передать театральность музыкальных образов, связанных с разными сюжетными ситуациями. Напротив, музыкальная чуткость, деликатность проявились во взаимодействии с солистами в концертных инструментальных пьесах, в аккомпанементе певцам (переложение партии фортепиано для оркестра осуществлено Рустэмом Сабитовым). Концерт собрал лучших солистов нашего региона. Заслуженный артист Башкортостана, лауреат международного и республиканского конкурсов Денис Гранов в Балладе для скрипки с оркестром передал красоту и выразительность эпического повествования, столь характерного для национальной традиции. В завершающей концерт эффектной Фантазии для фортепиано с оркестром Шаура Сагитова, заслуженная артистка Башкортостана, лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича, продемонстрировала уникальное владение виртуозной фортепианной техникой. «Звездным» был и состав солистов Башкирского оперного, исполнителей вокальных сочинений Сабитова. Достаточно назвать имена народных артистов Башкортостана, лауреатов международных, всероссийских конкурсов Альфии Каримовой, Алима Каюмова, Артура Каипкулова, Владимира Копытова (последние – также лауреаты Национальной оперной премии России «Онегин»), заслуженной артистки РБ, лауреата международных и открытых республиканских конкурсов Резиды Аминовой, лауреатов конкурсов разного уровня Эльвины Ахметхановой, Гульнары Валеевой, Регины Звегинцевой. Причем все названные исполнители (за исключением Алима Каюмова) являются лауреатами Международного конкурса имени Наримана Сабитова. Впечатление от концерта было бы неполным, если бы не выразительные, исполненные с тонким артистизмом, насыщенные разнообразными фактами жизни и творчества Наримана Гилязетдиновича Сабитова комментарии Айсылу Иксановой. Особую личностную интонацию привнесли инсталляции. Речь о снимках из семейного архива: с любимой и любящей женой Земфирой Зарифовной; сыновьями – Ильдаром, впоследствии профессором кафедры архитектуры Уфимского государственного нефтяного университета; Рустэмом, известным талантливым композитором, дирижером Башкирского театра оперы и балета, продолжившим дело отца; а также с друзьями, коллегами по композиторскому «цеху», в том числе с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, Андреем Яковлевичем Эшпаем… Красота музыки Наримана Сабитова, ее мелодическое, эмоциональное богатство, связь с национальными истоками (цитаты башкирских народных песен и наигрышей, характерные интонации) и в то же время с романтической традицией составляют основу музыкального стиля композитора. При этом многие из сочинений, созданных более чем полвека назад, звучат в наши дни чрезвычайно современно. Одна из причин данного явления кроется в музыкальной эрудиции Наримана Гилязетдиновича, прекрасном знании «изнутри» особенностей звучания оркестра, в непрерывном поиске новых выразительных средств, открытость тем веяниям мирового и отечественного искусства второй половины ХХ века, которые известны под названием «музыкальный авангард». Особенно ярко данная тенденция проявилась в двух последних балетах, Фортепианной фантазии. И если бы не оборвалась так рано жизнь музыканта, возможно, этап «новой башкирской музыки», который мы связываем с поколением композиторов-«семидесятников» (Лейла Исмагилова, Рафаил Касимов, позднее – Рустэм Сабитов и другие), начался на 10 лет раньше. Когда мы слушаем музыку Наримана Сабитова, сопоставляем ее с особенностями личности композитора, подчас возникают параллели с его старшим современником – Сергеем Прокофьевым, которого с детства называли «солнечный гений». Такой «солнечной» личностью был и Нариман Сабитов… На концерте в театре сложилась удивительная атмосфера любви, восхищения и в то же время – сожаления о кратковременности жизни светлого, прекрасного человека, любившего жизнь во всех ее проявлениях, преданно служившего театру, музыкальному искусству, семье. С этими чувствами слушатели покидали зал… Евгения СКУРКО,
доктор искусствоведения, профессор УГИИ имени Загира Исмагилова. Фото предоставлены автором и театром. Вернуться назад |