Главная > КУЛЬТУРА > И в каждом из них есть частичка Великого Руди!..
И в каждом из них есть частичка Великого Руди!..Сегодня, 10:21. |
|
В каждом, кто выйдет на сцену после меня, будет жить частичка меня… Рудольф НУРЕЕВ Итак, VI Международый фестиваль хореографических училищ (колледжей) и академий Малый Нуреевский, во всем блеске представив на уфимских площадках будущее балетного искусства России и ближнего зарубежья, ушел в историю. А мы сегодня вспомним несколько эпизодов обширной программы шестого форума, собравшего под свои знамена талантливых педагогов и их одаренных воспитанников из 17 образовательных учреждений, готовящих к большой сценической жизни тех артистов, которым выпала честь стать ревнителями искусства Терпсихоры. Ныне в Уфу на призыв идеолога Малого Нуреевского - Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева съехались творческие полпреды Москвы, Перми, Минска, Екатеринбурга, Ташкента, Красноярска, Краснодара, Бишкека, Якутска, Казани, Самары, Костромы, Улан-Удэ, Ханты-Мансийска; помимо России в программе форума были представлены послы Белоруссии, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана. Ну и, естественно, самое активное участие в событиях шестого «Малого Нуреевского» принимали наши «амуры» и «психеи» под приглядом своих наставников. Это один из основных принципов форума, идея организации коего в 2013-м родилась именно в БХК, и теперь традиционно раз в два года в столицу Башкортостана съезжаются гости из разных городов и весей, те, кто поддерживает концепцию фестиваля, исповедующего такие основы, как консолидация тех, кому важны преемственность традиций академического танца, единение национальных школ и безусловное чувство уважения к такому понятию, как культурное многообразие. В итоге наш колледж, обратившись к своим единомышленникам, призвал их посредством Малого Нуреевского вступить в диалог, который, как очень точно сказал кто-то из организаторов форума, позволит совместно поискать ответ на вопрос, волнующий творческое сообщество даже не на далекую перспективу, а на ближайшую: «Каким они видят завтрашний день искусства балета?» Форум проходил очень по-рабочему, гости и представители принимающей стороны (а многие из них хорошо знакомы поклонникам пластических искусств, тем более что иные приезжают на Малый Нуреевский не в первый раз) общались, знакомились с достопримечательностями Уфы; участвовали в работе круглого стола «Проблемы хореографии в современном мире. Школа будущего». В числе спикеров на нем были главный редактор журнала «Балет», заслуженный деятель искусств России Валерия Иосифовна Уральская; генеральный директор Международной Федерации балетных конкурсов, первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии, заслуженный деятель искусств России Сергей Александрович Усанов; профессор Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой и Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, лауреат Премии журнала «Балет» - «Душа танца» в номинации «Пресс-лидер» Ольга Ивановна Розанова; народная артистка России, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева и премии журнала «Балет» Леонора Сафыевна Куватова. А еще все с интересом слушали посвященные истории и современному состоянию балетного искусства выступления балетоведа, старшего научного сотрудника Санкт-Петербургского музея театрального искусства Сергея Викторовича Лалетина, между прочим, нашего земляка, уфимца, в свое время окончившего Башкирский хореографический колледж; посещали мастер-классы известных в мире пластического искусства мэтров… Конечно, программа была гораздо обширней, нежели мое перечисление, например, самой мне не удалось побывать на открытии в Башкирском хореографическом колледже обновленного музея, посвященного Богу танца XX века. (Как известно, БХК располагается в историческом здании – некогда здесь находилась общеобразовательная школа №2, в которой учился юный Рудик. Так что все, что связано с памятью о Рудольфе Хаметовиче, в БХК свято чтут, относясь с особой бережностью.) Очевидцы утверждают, что церемония прошла на самом высоком уровне и многочисленные гости с большим интересом отнеслись к этому событию. Торжество логично дополнила фотовыставка «Рудольф Нуреев. Жизнь в танце», представившая собравшимся редкие снимки, связанные с судьбой и творчеством Великого Руди. А чуть позже, в вечер финального Гала-концерта фестиваля, эта фотоэкспозиция была развернута в пространстве Башкирского государственного академического театра оперы и балета. (Напомню о том, что балетная труппа БГАТОиБ удостоена великой чести носить имя Рудольфа Нуреева, а в самом театре также действует музей Чингисхана балета – так его называли на Западе.) Добавлю, что эта необычная выставка, фотографии которой с таким вниманием рассматривала в день закрытия Малого Нуреевского публика, заполонившая театр, - плод трудов педагога БХК Зульфиры Сагадулловны Ахметзяновой. Думаю, что и в работе, связанной с музеем Нуреева в БХК, большая доля также принадлежит ей. …Самая, быть может, интересная для всех часть программы фестиваля – это мастер-классы. Работая вне стен колледжа и имея массу заданий, я понимала, что просто не смогу объять необъятное, изначально увидев список приглашенных, в числе которых были и мэтры из Санкт-Петербурга, преподаватели Академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой – педагоги классического танца Ирина Бадаева и Фетон Миоцци, с сожалением констатировала: не успею. Хотя мне очень хотелось своими глазами увидеть уникального танцовщика, в венах которого течет в равной пропорции итальянская и греческая кровь, приехавшего после окончания Римской академии балета в Россию и, отучившись в Академии русского балета имени Вагановой, вошедшего в 1991-м в состав труппы Мариинского театра. В разные годы он был приглашенным премьером многих российских и зарубежных трупп, выступал в престижных Гала на фестивалях в России, Норвегии, Белоруссии, Украине, США, Аргентине, Италии, Испании, Франции, Германии, Финляндии, ЮАР… В свое время был удостоен премии Positano имени русского танцовщика и балетмейстера Леонида Мясина («Восходящая звезда балета»), премии «Балетный Оскар» (Италия) и других. С 2008 года Фетон Миоцци работает педагогом классического танца средних и старших классов Академии русского балета, в период санкций отказался покинуть нашу страну, сказав, что живет в России уже 31 год и она дала ему все самое лучшее: высокий профессионализм, отличное место в театре, высшее образование и, прежде всего, идеальную семью… «Более того, последние 15 лет, посвятив себя педагогической деятельности, я получал огромную радость, - это слова Миоцци из его Открытого письма, - воспитывая в Академии имени Вагановой талантливых мальчиков, которые теперь несут высокое имя русского балета в различных театрах. Эти ученики, которых я так люблю, являются продолжением меня самого. Это мои приемные дети, которые верят в меня и видят во мне основу для своих будущих мечтаний… Наши отношения наполнены уважением, восхищением и оптимизмом. Я опора их жизни. Как вы думаете, можно ли отказаться от них? Конечно нет! …Я останусь в России рядом с семьей и любимыми учениками. Они нуждаются во мне». Вместе с Фетоном Миоцци приехала на Малый Нуреевский его супруга – также выпускница Академии русского балета имени Вагановой Ирина Ивановна Бадаева, старший преподаватель кафедры методики преподавания классического и дуэтно-классического танца в своей alma mater. Некогда Ирина Ивановна также была принята в труппу Мариинского театра. В 2001-м окончила педагогическое отделение Академии по специальности «педагог-репетитор», и с 2007-го она педагог классического танца в своей родной «школе». В 1997 году Ирина Бадаева была удостоена в Италии премии имени Леонида Мясина – «За чистоту классического танца». В свое время дуэт Ирины Бадаевой и Фетона Миоцци российские и зарубежные критики назвали «фарфоровой парой». …Я так подробно пишу обо всем этом по одной лишь причине. «Вечерняя Уфа» не раз подчеркивала в своих публикациях, посвященных БХК, то, что в этом колледже исповедуют заветы великой Агриппины Вагановой. И тот педагогический состав, который стоял у истоков создания Башкирского хореографического, в свое время окончил знаменитое на весь мир училище на улице Зодчего Росси в Санкт-Петербурге; и в дальнейшем выпускники этой балетной Мекки пополняли ряды преподавателей БХК, передавая свои знания последующим поколениям; а их питомцы, приходя затем сюда уже в качестве учителей, также несли заветы вагановской школы новому племени юных коллежан. То есть речь идет о преемственности в самом чистом виде. И даже тот факт, что в Уфу на мастер-классы приезжают носители духа и знания Академии русского балета имени Вагановой, есть свидетельство этой верности школе и принципам, которые исповедовала сама Агриппина Яковлевна. Увы, мне в эти дни не удалось попасть в колледж, но все, кто побывал на мастер-классах педагогов Миоцци и Бадаевой, и по сию пору пребывают в состоянии восторга. Что уж говорить о самих питомцах БХК, с которыми занимались гости. …Мне же удалось попасть лишь на мастер-класс по народно-сценическому танцу, который вела директор Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева, некогда ведущая солистка этого коллектива, народная артистка России, кавалер орденов Дружбы и «Знак Почета», лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры Гюзель Махмудовна Апанаева. Замечу: в свое время окончившая хореографическое училище при Большом театре СССР по классу Ольги Иордан – прямой ученицы Агриппины Яковлевны Вагановой. Как тут не сказать, что все дороги ведут в Рим… Впрочем, меня Гюзель Махмудовна, человек блестящей биографии, привлекла не только тем, что стихия народного танца в ее творческой судьбе опиралась на фундамент балетной классики, и не только тем, что в списке удивительных событий, выпавших на долю этой невероятно элегантной миниатюрной женщины со стальным стержнем внутри, есть и такое: некогда в составе труппы «Молодой балет» она была первой партнершей Александра Годунова, впоследствии ставшего всемирно известным танцовщиком… Но все-таки мой интерес будило иное. На заре туманной юности я, посмотрев картину режиссера Эльёра Ишмухамедова «Влюбленные», снятую в 1969 году в жанре мелодрамы на киностудии «Узбекфильм», удостоенную диплома и премии «За лучшую режиссеру» на IV Всесоюзном кинофестивале и приза журнала «Советский экран» - творческому коллективу ленты, запомнила не только исполнителей главных ролей – Родиона Нахапетова, Анастасию Вертинскую, но и очень молодых, почти юных актеров, имен которых страна еще не знала… Это были Рустам Сагдуллаев, потом сыгравший одного из героев в легендарном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» (Ромео), и Гюзель Апанаева, на мастер-класс которой на Малом Нуреевском-2025 мне так хотелось попасть. Та хрупкая, отмеченная печатью утонченной восточной красоты почти девочка, что в финале фильма шла по широкой аллее навстречу герою Рустама Сагдуллаева, держа в руках белый конвертик, в котором мирно посапывал младенец, ничуть не изменилась за прошедшие годы, оставшись все такой же миниатюрной и изящной в своих движениях. Добавлю: у Гюзель Махмудовны было немало предложений от кинорежиссеров после того, как ее сняли в документальном фильме, посвященном ансамблю Моисеева, но Игорь Александрович был в этом вопросе очень строг и категоричен, не отпуская своих солистов никуда. Так что повезло только Эльёру Ишмухамедову. И то потому, что съемки совпадали с отпуском Гюзель Апанаевой, которая потом, слушаясь руководителя ансамбля, закрыла эту страницу в своей биографии. Сожалела? Нет, потому что на первом месте был танец! На фестиваль в Уфу Гюзель Махмудовна привезла троих третьекурсников Школы-студии (училища) при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева – Дарью Богуславскую, Лану Орловскую и Тагира Давлетова, которые были активно задействованы в мастер-классе своей наставницы, не только директора Школы-студии, но и действующего педагога. Самые сложные па, о которых говорила Гюзель Махмудовна, сначала иллюстрировала сия прекрасная троица, а затем уж их повторяли все, кто в этот час поднялся на учебную сцену БХК, как сами коллежане, так и многочисленные юные гости. Кстати, в биографии Тагира Давлетова, которого педагог Апанаева очень хвалила, есть и строка, связанная с Башкирским хореографическим колледжем, и Гюзель Махмудовна благодарила педагогов БХК за такой замечательный «подарок» Школе-студии ансамбля Моисеева. Она была по-восточному мудрой, если и делая замечания участникам, то в очень мягкой, деликатной форме, это скорее был совет, рекомендация старшего младшему. И «народники», а их набралось на эту встречу великое множество, после этих «штудий» сияли улыбками от уха до уха и старались изо всех сил. Добавлю, что на завершающем форум Гала, все части которого, словно тонкой нитью, организаторы связали эпизодами жизни Великого Руди (а волнения всем выступающим придавал и тот факт, что Рудольф Нуреев некогда начинал на этой сцене, делая на ней первые шаги в профессии), именно наши народники сорвали самые бурные аплодисменты своими исполненными огня «Зарифой» в хореографии Файзи Гаскарова и флотским танцем «Встреча» (хореография Ильнура Аюпова). И однозначно блеснули трое юных «моисеевцев». Они подарили залу «Словацкую польку» в хореографии Игоря Моисеева. Вообще, в вечер закрытия прекрасны были все участники концерта. Восхищенному залу явили своего рода парад молодых творческих сил, за которыми – будущее и классического балета, и народного танца. Но при всей любви к своим – питомцам Башкирского хореографического колледжа, при всем уважении к другим юным участникам фестиваля (а Гала был отмечен выступлением множества ярких, безусловно талантливых молодых людей), на меня самое большое впечатление произвели два номера: казахский танец «Акку» («Лебедь») в исполнении третьекурсницы Казахской национальной академии хореографии Амины Рахимовой (хореография Анвары Садыковой), а также классический танец «Цветок Ай-гуль» в исполнении третьекурсниц Бишкекского хореографического училища имени Чолпонбека Базарбаева (хореография Гульмиры Океновой). Это было невероятно завораживающе изысканно и напоминало некую медитацию, рождая мелодию, отзывающуюся в тебе, уже только движением… Этот безмолвный разговор со зрителем напомнил мне игру стеклышек в калейдоскопе, которые с каждым поворотом оптического прибора рождают все новые и новые разноцветные симметричные узоры… Я конечно не знакома с этой хореографией, но она оказалась близка мне, поскольку каждый поворот, каждый взмах изящных девичьих рук, смена каждой позиции рождали в моем сознании историю, некий рассказ, который считывался зрителем в этих танцах, не требуя слов. …Шестой Малый Нуреевский завершен, но его эхо еще долго будет отзываться в сердцах тех, кто принимал в нем участие, сподвигая, быть может, на новые свершения, высоты и постижение тайны творчества. Возможно, именно для этого и появился двенадцать лет назад этот необычный форум, в каком-то смысле рифмующийся с мечтами маленького мальчика по имени Рудик Нуреев, которого время спустя узнал весь мир. Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и Булата ГАЙНЕТДИНОВА. Вернуться назад |