Главная > КУЛЬТУРА > «Моя душа, согрей её в ладонях, успокой»
«Моя душа, согрей её в ладонях, успокой»Сегодня, 08:08. |
|
Телепрограмма «Романтика романса» входит в число самых востребованных передач на Первой кнопке. Кстати, она относится на ЦТ к старейшим программам, ведь в октябре нынешнего года ей исполнилось 25 лет. В чем секрет ее популярности? Безусловно, в том, что она широко представляет жанр романса, при этом сочетая сие направление с мелодиями из любимых народом фильмов, ариями из оперетт и мюзиклов, бардовской песней, подчас народной, а также отдает должное шлягерам легендарных мастеров эстрады и даже року и джазовым композициям. В общем, по выходным «Романтика романса» традиционно собирает у голубого экрана огромную зрительскую аудиторию. И есть у этой программы неизменное, я бы даже сказала – незыблемое правило. Говорю о сохранении высочайших стандартов музыкального исполнения. Это одна из немногих передач на отечественном телевидении, в которой все номера записываются исключительно в живом звучании, а вокалистам аккомпанируют лучшие симфонические оркестры страны. Напомню читателю и то, что в свое время «Романтику романса» вели Святослав Бэлза, Олег Погудин, Евгений Кунгуров… Ныне же распорядителями этого бала стали Екатерина Гусева и Александр Олешко. И под финал столь долгого зачина не могу не спросить Вас, уважаемый читатель: известны ли Вам аналоги подобной программы в иных городах и весях? То бишь есть ли у проекта «Романтика романса», скажем так, побочные дети, снискавшие столь же горячую любовь слушателей? Вы не можете назвать мне таковых? Тогда я подскажу Вам, рассказав об одном пока еще совсем маленьком «ребенке», которого принял в свою семью коллектив Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова. Премьера нового проекта БГФ, идеологом которого является народная артистка Башкортостана, художественный руководитель лектория главной концертной организации республики, пианистка Индира Асадуллина, состоялась совсем недавно. Не скрою, услышав о том, что творческий люд филармонии решился на такой шаг (а речь все-таки идет о соответствии критериям программы, почитаемой огромной аудиторией Центрального телевидения), я в первую очередь подумала: а есть ли в БГФ исполнители, которым по силам донести до слушателя всю прелесть, всю изысканность такого, казалось бы, простого и любимого миллионами жанра, как романс? Впрочем, слухи о простоте романса сильно преувеличены, при его внешней безыскусности и, казалось бы, незатейливости и естественности, он на самом-то деле дается далеко не каждому. Возможно, потому, что за его скромной «внешностью» скрываются тончайшие нюансы, свойственные движениям души, исполненной высочайшей духовности и красоты; души тонкой, трепетной и ранимой. Казалось бы, совсем непритязательный, простосердечный текст, оплодотворенный чувствами и дарованием композитора, поднимается до высот, превзойти которые подчас дано не каждому творцу. А если текст, созданный рукою гения словесности, дышит в унисон с замыслом не менее талантливого автора музыки, то рождается подлинный шедевр, жемчужина, жизнь которой не подвластна времени. И сей перл становится любим народом и переходит из эпохи в эпоху, не старея и не теряя своей актуальности. Так вот, размышляя об этом, я, несмотря на свою любовь ко многим мастерам вокала нашей филармонии (да не оскорбят ее творческий состав мои слова!), подумала: а ведь такая певица у нас есть. И это – Дина Хусаенова, заслуженная артистка Башкортостана, ученица двух замечательных педагогов – заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана, профессора Миляуши Галеевны Муртазиной и заслуженного работника культуры Башкортостана Наили Габделхаевны Юсуповой! Очень сценичная, невероятно обаятельная, обладающая уникального тембра фантастически чистым и выразительным сопрано, Дина Хусаенова словно создана для исполнения романса. И именно ей по праву выпала честь открывать новый проект БГФ своим сольным вечером, получившим название «Приглашение к вальсу». Задача у певицы Хусаеновой была непростая. И не только потому, что это старт творческого «сателлита» уже очень хорошо известного аудитории и горячо любимого таковой проекта «Романтика романса». А это само по себе таит опасность – шаг вправо или влево, и… публика будет разочарована и в следующий раз проигнорирует очередной вечер из этого цикла. (Забегая вперед, скажу, что певица и все, кто вместе с ней выходил в ту пятницу на сцену Камерного зала, мерцающую сотнями свечей из пластика, оказались на высоте.) …Но была у Дины Хусаеновой и ее дорогих коллег еще одна очень важная и совсем непростая миссия, фактически сверхзадача. Все, кто связан в Башкортостане с миром музыки, все друзья Башкирской государственной филармонии знают о том, что в день, предшествующий концерту, Уфа прощалась с заслуженным деятелем искусств Башкортостана, талантливейшим музыковедом, лектором, педагогом Викторией Анатольевной Симоновой, более тридцати лет посвятившей служению главной концертной организации республики, всем сердцем любившей людей, которые столь же преданно служат в ней своему делу… И в создание сценария этого проекта Виктория Анатольевна вложила частицу своей души и почти уже не оставшихся сил… А посему сей прекрасный вечер, огоньки свечей в котором несли уже иное значение, творческий коллектив, коллеги Виктории Симоновой посвятили ее памяти… Потому-то так непросто было в этот час не только певице, но и всем участникам, в том числе ведущим Оксане Семеновой и Данилу Гуфранову… Ведь многие в зале представляли то, как вела бы этот концерт сама Виктория Анатольевна… Недаром же в качестве посвящения своей любимой коллеге, другу, человеку с кристалльно чистой душой участниками вечера было выбрано изумительной красоты и невероятной силы воздействия на души людей знаменитейшее Интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Исполнил его Камерный оркестр филармонии под управлением народного артиста Башкортостана Олега Касимова. Это произведение эталонно совпадало с душевными качествами и судьбой самой Виктории Анатольевны, ведь в опере Масканьи Интермеццо не просто музыкальный антракт, а продолжение развития трагедии, устремляющейся к неизбежному финалу… Сидя в зале, я думала о Вике Симоновой, счастье работать с которой многие годы выпало и мне, поскольку «Вечерка» часто публиковала ее материалы; и о том, что авторы и участники этого концерта, а также сотрудники филармонии сделали все возможное, дабы зрители, мечтавшие окунуться в стихию благороднейшей музыки, получили искомое, а само действо было бы достойно памяти Виктории Анатольевны. И это у филармонического братства получилось! А Вика, или, как многие нежно называли ее, Викуля, мне кажется, была бы впечатлена результатами и, быть может, даже счастлива. Света ее души всегда хватало на всех… Словно подтверждая мои раздумья, удивительно тонко и трепетно Дина Хусаенова исполнила известную многим вокальную жемчужину Эдуарда Артемьева на стихи Натальи Кончаловской «Где же ты, мечта?» - все помнят, как она звучит в эпизоде фильма Никиты Михалкова «Раба любви», когда героиню – актрису немого кино Ольгу Вознесенскую уносит вдаль потерявший управление трамвай, преследуемый казаками… Где же ты, мечта? Где же ты, моя мечта? Я вдаль гляжу с надеждой, И летит ко мне В зыбкой тишине нежный звук. То ли это смех? Нет. То ли это плач? Нет. Это ты, любовь. …Моя душа, Согрей ее в ладонях, успокой. Верю я в тебя? Да. Верю я в мечту? Да. Верю я в любовь? Да. Верю я в любовь. В фильме звучит голос великой для меня Елены Антоновны Камбуровой. Но к чести певицы и музыкантов оркестра, все было исполнено на высочайшем уровне, в каком-то смысле рифмуясь с движениями бессмертной Викиной души, которая в этот момент была где-то рядом, витая под сводами Камерного зала и вздыхая безмолвно в ответ на такой нежный, исполненный глубочайшего сострадания голос Дины Хусаеновой. Вместе с главной героиней на сцену выходили в этот вечер сама глава «родительского комитета» уфимской версии проекта «Романтика романса» Индира Асадуллина, в первом отделении очень точно и выверенно исполнявшая партию рояля; скрипач-виртуоз Марат Садриев, голос инструмента которого спорил красотой и гибкостью с сопрано певицы Хусаеновой; уже упомянутый коллектив оркестрантов с их творческим лидером народным артистом Башкортостана Олегом Касимовым и солирующей в некоторых номерах Эльвирой Ямаловой (партия фортепиано), лауреатом международных конкурсов и фестивалей, которую многие знают и ценят также как органистку и клавесинистку… А еще в стартовой программе был занят безусловно одаренный совсем еще юный ученик Наили Габделхаевны Юсуповой Камиль Калимуллин, в 2023-м поступивший в Уфимское училище искусств, лауреат, несмотря на младые годы, множества конкурсов и фестивалей, в частности, обладатель первой премии X Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой. Его дуэтные сцены с закаленной в творческих состязаниях Диной Хусаеновой, в послужном списке коей значатся победы и лауреатские звания (если не ошибаюсь) более чем сорока конкурсов самого разного ранга, вплоть до высочайшего, были настолько трогательны и даже, пожалуй, целомудренны, что публика сразу прониклась огромной симпатией к дебютанту в такого рода концертах и с восхищением аплодировала не только центральной фигурантке вечера, но и ее чуть робеющему партнеру, сиречь будущему вокального искусства Башкортостана. Наиля Габделхаевна же в это время, сидя в зале, волновалась за обоих. Впрочем, для Камиля, чей прекрасный баритон будет, безусловно, восстребован, такие выступления с весьма профессиональной исполнительницей и опытнейшими концертмейстерами – это тоже часть совершенно необходимой начинающим школы. …Я не стану перечислять все произведения, которые подарила залу певица, ставшая основным персонажем действа, а прозвучало двенадцать шедевров русской, зарубежной и советской вокальной музыки, в том числе и оперной, скажем, одна из арий «Богемы» Пуччини; изумительные романсы Чайковского, Балакирева… Скажу лишь о бисовке этого уникального вечера. Дина Хусаенова выбрала для финальной точки, которая, собственно, превратилась в восклицательный знак, арию Джудитты из одноименной оперетты Франца Легара – «Не знаю, в чем секрет, но все мне так и смотрят вслед. За мною на балу следят. И ловят каждый взгляд, и о любви твердят…» Она была настолько артистична и хороша в своем преображении в весьма своенравную героиню оперетты Легара, настолько неплох был ее немецкий, что даже несведущий слушатель это оценил: перед ним появилась по-настоящему строптивая красотка, привыкшая повелевать своими воздыхателями. К восторгу меломанов, ее голос в сопровождении Камерного оркестра БГФ звучал столь выразительно и азартно, что народ повскакивал со своих мест и стоя аплодировал в такт исполняемому произведению. Это была фантастическая бисовка, напоминающая нечто вроде шквала и сочетающаяся со словом «бесенята», которые в этот момент плясали в глазах Дины Хусаеновой. Зал не хотел расходиться, аплодируя так, что искусственные язычки сотен свечей, теплившихся на сцене, стали дрожать… А на весь этот праздник жизни и творчества из надмирного пространства, мы верим, со своей неизъяснимо прекрасной улыбкой на лице смотрела Виктория Анатольевна Симонова, душа которой, словно бестелесная былинка в огромном поле ковыльной травы, чуть покачивалась под шквалом зрительских эмоций, зная, что в этом успехе есть и ее частица. Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА. Вернуться назад |