Главная > КУЛЬТУРА > Зачем тебе мой паспорт? Я же в тюбетейке

Зачем тебе мой паспорт? Я же в тюбетейке


20-01-2017.
Зачем тебе мой паспорт? Я же в тюбетейке

Достаточно беглого взгляда на национальную шапочку, которой народы Средней Азии испокон веков покрывают голову, чтобы понять, где живет ее хозяин, сколько ему лет и водится ли в его доме достаток. "Тюбетейка для среднеазита как открытая книга", - говорит Альберт Хлюпин, менеджер музея головных уборов народов мира "Дом шляп", что находится в городе с поэтичным названием Вятские Поляны Кировской области.

Музей привез в Уфу любопытнейший передвижной проект - "Головные уборы народов Средней Азии" и в среду, 18 января, после его официального открытия в Национальном музее Республики Башкортостан Альберт Юрьевич провел экскурсию по выставке, которую пишущая братия моментально окрестила выставкой тюбетеек.
Таки, калпок, тубетей, такыя, бек, дуппи, чусти, топу - вариации этого национального головного убора разнообразны. Тюбетейки бывают островерхие и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные. Одни исполнены в черно-белой гамме, другие поражают красками. Первые отделаны миндалевидным узором (исследователи усматривают в этом орнаменте изображение трехмесячного эмбриона), на вторых - стручки перца, защищающие, как считалось, от сглаза и злых духов. Бухара славилась золотошвейными шапочками. Старики Самарканда предпочитали зеленые тюбетейки, а жителей горных областей отличают высокие, конусом, будто уходящие в космос. Особо нарядные, расшитые бисером и золотыми нитями надевали невесты. Были и детские образцы.
Урок по шапковедению, поверьте, увлечет любого. Ведь речь идет не просто об одном из элементов национальной одежды. Это отражение духа народа, его культуры, мостик между прошлым и будущим.
- Начало "Дому шляп" положили головные уборы, привезенные из кругосветной экспедиции Hat Master, состоявшейся два года назад, - излагает Альберт Хлюпин (на верхнем снимке). - А потом возник интерес к тюбетейкам, и было организовано "Азиатское кольцо". Пять человек на двух машинах в течение месяца колесили по Узбекистану, Кыргызстану, Таджикистану и Казахстану, преодолели около одиннадцати тысяч километров. И повсюду расспрашивали людей о головных уборах, пополняли коллекцию.
По словам Альберта Юрьевича, принимали их радушно. Но продавать старинные тюбетейки гостям отказывались категорически. Это ведь фамильная ценность, то, что передается из поколения в поколение. Встречались даже тюбетейки, которыми старики лечили своих домочадцев. И один из самых ценных образцов коллекции, по мнению Альберта Хлюпина, - как раз такая целительная модель, переданная в дар пожилой узбечкой.
В витринах двух залов Национального музея РБ до 2 марта выставлена лишь малая часть "добычи" путешественников - около ста экспонатов, среди которых, помимо множества разновидностей тюбетеек, представлены и другие национальные головные уборы. Например, элечек, носимый замужними женщинами. Для него берется ткань - от десяти до сорока метров - и особым образом наматывается, укладывается, прихватывается, подворачивается. Получается что-то вроде высокой чалмы. До сих пор женщины, живущие в горах Средней Азии, не смеют показаться на людях без элечека. На такой мастер-класс попали участники экспедиции.
- Не думайте, что тюбетейки статичны. Идет миграция населения, традиции ближних народов переплетаются. Да и вообще жизнь меняется, диктует новые формы. Кто бы мог представить, что появится тюбиболка - некий гибрид предмета нашего разговора и бейсболки, - ошарашивает Хлюпин напоследок.
Сдается, это не последнее открытие, связанное с любимым головным убором мусульман. Вы и сами на выставке наверняка изумитесь пару-тройку раз, что-то новое найдете для себя и покинете музей в отличном расположении духа.

Мила ДОРОШЕВИЧ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Зачем тебе мой паспорт? Я же в тюбетейке


Вернуться назад