Чтобы точки над i стали точками роста
Как газета уже сообщала, 18 августа на площадке Уфимского многопрофильного профессионального колледжа состоялось обсуждение итогов дискуссионных площадок, прошедших в рамках августовского совещания столичных работников образования.
Объектом внимания экспертов стали все звенья и элементы системы образования.
Начальник отдела дошкольного образования Министерства образования и науки РБ Алина Галина напомнила, что в детсадах к 1 сентября должны быть готовы рабочие программы воспитания. Основными ориентирами на новый учебный год Алина Тимуровна назвала сохранение показателей доступности дошкольного образования; содействие расширению сети негосударственных детских садов; повышение конкурентоспособности ДОУ и развитие грантового движения (положительные примеры в столице есть, некоторые детсады получают гранты уже не первый год, а для потенциальных участников будут проводиться соответствующие семинары).
Много говорилось о вызовах, на которые приходится отвечать системе общего образования. Этому были посвящены выступления начальника отдела государственной политики в сфере общего образования профильного министерства Жанны Миникеевой, доцента кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы Екатерины Карунас и других спикеров.
Речь шла о новых федеральных образовательных стандартах, о системе рейтингования, о профильном обучении, о необходимости возрождения инновационных и экспериментальных площадок…
Не раз звучало в этот день словосочетание «проектирование воспитательной системы», да и вообще отмечалась потребность во внедрении успешных практик по развитию проектной деятельности образовательных организаций. Заострялось внимание также на вопросах повышения профессионального мастерства и подготовки кадров.
Нельзя не упомянуть о проектах, увязанных с Соглашением о сотрудничестве между БГПУ и Администрацией столицы. В их числе расширение наставничества в школах и вооружение молодых учителей бережливыми технологиями, создание антибуллингового центра для научного сопровождения соответствующей работы, включая профилактическую, в учебных организациях.
Подробнее хочу остановиться на выступлении начальника Управления национального образования профильного министерства Булата Зинурова. Он говорил о муниципальной модели национального образования, в частности о таких интересных начинаниях, как открытие в национальных школах физико-технических классов и создание – по типу кадетских – классов шаймуратовских. Что касается последних, это должно быть не просто название, подчеркнул эксперт, нужно выработать соответствующие критерии: качество образования, дисциплина.
- Хорошо, если такой опыт будет тиражировать Уфа, - отметил Булат Зинуров.
Он также сообщил, что в министерстве ждут учителей с интересными практиками и методиками, рассказал, что одно такое предложение уже воплощено в жизнь. Это альтернативное учебное пособие (с QR кодами) для учащихся 2-4 классов.
Булат Ильшадович рассказал и о совместной работе с педуниверситетом в части составления «дорожной карты» по подготовке преподавателей начальных классов с родным языком обучения.
- В этом году у них первый набор, - сообщил спикер. - Если у ребятишек есть желание с начальных классов изучать язык как родной, надо дать им такую возможность вблизи дома, в обычной школе. Вообще, слова «повысить качество преподавания родных языков» - это как «сделать всех счастливыми». Надо работать точечно. Необходимый потенциал есть, а инструменты для этого мы даем, - подчеркнул эксперт и отметил, что Уфа, в которой действует десять национальных образовательных учреждений, должна оставаться образцом и примером для всей республики.
Доцент Института педагогики БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы Венера Бахтиярова говорила о задачах, стоящих перед учреждениями дополнительного образования. Она отметила необходимость обеспечить их сетевое взаимодействие между собой, а также с общеобразовательными школами, активнее внедрять эффективные педагогические практики.
Роли национальной воскресной школы в сохранении родных языков и культуры народов было посвящено выступление и.о. директора Дома Дружбы народов Гульназ Мирхайдаровой. Какие задачи стоят перед коллективами этих учебных заведений? Активнее работать по привлечению учащихся и педагогических кадров, заниматься вопросами их подготовки и переобучения, открыть свои странички в соцсетях. Неплохо бы – по примеру многонациональной воскресной школы в Казани – решить вопрос с лицензированием и ввести обучение взрослых.
Успех зависит не только от определения вектора движения, но и от грамотно поставленных задач. А еще – от инструментов, которые получат в свое распоряжение педагоги. Как раз на этом начальник Управления образования столицы Елена Хаффазова акцентировала внимание участников круглого стола.
Обмен мнениями оказался весьма конструктивным и позволил расставить многие точки над i. Будем надеяться, что в результате совместных усилий они превратятся в точки роста. Этому, безусловно, будет способствовать и разработка «дорожных карт» по основным направлениям деятельности в предстоящем учебном году, что стало одной из важнейших рекомендаций, выработанных экспертами.
Светлана ШИРОКОВА.
24-08-2021 (0) Просмотров: 755 Номер: 59(13529) Версия для печати