Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > «Спасибо» летит с кончиков пальцев
«Спасибо» летит с кончиков пальцев30-04-2019. |
Пальцы не гнутся, никак не хотят складываться нужным образом. Повторять движения за сурдопереводчиком Ириной Ильтубаевой (на снимке) я не успеваю и, отчаявшись, завороженно наблюдаю, как жестикулируют окружающие. Язык жестов очень красив. Курсы по обучению русскому жестовому языку впервые в республике были организованы БАГСУ на базе Центра сопровождения инклюзии. Занятия проходили в коррекционной школе-интернате №30 для глухих и слабослышащих Уфы. На часах 14.30. Актовый зал интерната постепенно заполняется. Слушатели курсов – педагоги, которые работают с глухими детьми, и их мамы. - Моя дочь Ирина – выпускница интерната. Ей 21 год. Я владею дактилологией, когда руками «изображаются» буквы. Представляете, сколько времени нужно, чтобы таким образом сказать целую фразу? Поэтому очень хотела освоить язык жестов, где знаком обозначается слово. Так легче общаться с ребенком. Но не было таких курсов. Очень обрадовалась, когда узнала, что ведется набор, - говорит Марина Новикова. Рядом с ней Наталья Овечкина, мама пятиклассника, устанавливает на специальную подставку телефон, чтобы записывать урок на видео. Информации дается очень много, сразу усвоить невозможно. - Мои сегодняшние ученики – большие молодцы, - говорит педагог курсов Ирина Ильтубаева. – Во-первых, аудитория подготовленная, все тесно общаются с детьми, имеющими нарушения слуха, и имеют базу невербального общения. Во-вторых, они настроены на результат, и мы уверенно движемся вперед. Через неделю группа заговорит на русском жестовом языке. Как воздух, нужны подобные курсы учителям интерната. Представьте урок алгебры, например, в классе глухих. Ну ладно, с точными науками проще, там доска, мел и формулы в подмогу. Математические термины дактилируются. А география или литература? Без языка жестов тему раскрыть сложно. Мне интересно, как осваивают его дети. Ирина Михайловна улыбается: им курсы ни к чему, они быстро перенимают жесты друг у друга. Но словарный запас детей ограничен. И по своим студентам, а Ильтубаева в Уфимском медицинском училище курирует группу слабослышащих, которые учатся на лаборантов, Ирина Михайловна видит, сколь беден их язык. Над расширением лексики следует начинать работать в школе. Ирина Михайловна смотрит на часы, поправляет помаду на губах. Ловит мой взгляд и объясняет: в жестовом диалоге важны артикуляция, слова обязательно проговариваются, чтобы человек дополнительно считывал их по движениям губ. Поэтому у сурдопереводчика помада – яркая, а маникюр, одежда – неброские, чтобы не отвлекали. На прошлом занятии слушатели разбирали темы «одежда» и «обувь». Сегодня – «страны мира». Интересно, что многие термины имеют логическое объяснение. Скажем, Австралия ассоциируется с кенгуру, и жест это подчеркивает. Но большинство слов нужно заучивать. Причем в точности. Ошибешься в локализации жеста - и сказанное вывернется наизнанку. Ох, непросто держать в голове две тысячи «картинок». Жестовый язык - не калька, а полноправный язык со своими лингвистическими особенностями, структурой, грамматикой. Скажем, используется другой порядок слов. Вопросительное слово всегда ставится в конце предложения. Важен немануальный компонент – мимика, поворот тела, головы. Каждый урок включает повторение вчерашней темы, новые слова, разбор домашнего задания и диалоги на языке жестов. Отдельно поговорили о психологии глухих и слабослышащих, о сложностях, с которыми они сталкиваются в жизни. На языке жестов общаются 360 миллионов человек по всему миру – это в два раза больше, чем людей в России. В нашей стране людей с нарушениями слуха около 200 тысяч. Шанс столкнуться с кем-нибудь из них на улице очень высок. А как вступить в диалог? Ведь им бывает необходима помощь или просто человеческое общение. - С января 2013 года язык жестов в России официально признан государственным языком. Это значит, что им обязаны владеть все служащие учреждений и организаций, работающих с неслышащими людьми. Он может понадобиться врачам, полицейским, сотрудникам МЧС, педагогам, продавцам, - объясняет директор программ повышения квалификации и переподготовки в области коррекционного и инклюзивного образования, доктор педагогических наук, руководитель Центра сопровождения инклюзии БАГСУ Рахима Аслаева. - Государственная Дума обязала госучреждения «понимать» язык жестов и вернула сурдоперевод в телевизионный эфир. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода кинофильмов. Поэтому курсы жестовой речи популярны как никогда. Они помогают устранить социальные барьеры, мешающие людям с инвалидностью жить полной жизнью. Данный курс – первая ласточка Центра сопровождения инклюзии. В ближайших планах – обучение жестовому языку полицейских. Центр не ограничивается интересами инвалидов по слуху. Республика остро нуждается в сурдопедагогах, тифлопереводчиках, специалистах по техническим и программным средствам обучения инвалидов. Разработано 22 программы переподготовки и повышения квалификации – очные, заочные, дистанционные. По словам Рахимы Аслаевой, востребованность их колоссальная. В январе прошел семинар по обучению основам шрифта Брайля, отдельный курс посвятили нормативно-правовым основам обучения детей с инвалидностью. - В 2012 году в России была ратифицирована международная Конвенция по правам инвалидов. Нужно объединить усилия представителей органов власти, предприятий, учреждений всех форм собственности, общественников в развитии инклюзивной культуры и практики. Особый акцент - на учреждениях, реабилитационных центрах, работающих по линии трех республиканских министерств: семьи, труда и социальной защиты населения; образования; здравоохранения, - отмечает Рахима Гильметдиновна. Людмила КОНДРАШОВА. Фото Валерия ШИРОКОВА. Запомни пять важных выражений Языка жестов «Спасибо» - прикоснись кулаком правой руки сначала ко лбу, а затем костяшками к подбородку. Первый слог – рука вверху, два других – внизу. «Пожалуйста» - сложи руки вместе, как для молитвы, и чуть ими подвигай. «Добрый день» - погладь левую руку два раза по направлению к себе, а затем сделай из кистей утиную мордочку. «Мне нужна помощь» - покажи на себя, сложи указательный, средний палец и мизинец. Ударь ладони боком друг о друга, как будто показываешь значок креста. «Я тебя люблю» - покажи на себя, затем на собеседника, поцелуй кончики пальцев и коснись области сердца. Вернуться назад |