Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Любопытный эксперимент

Любопытный эксперимент


28-04-2020.
Спор о том, какая система образования была лучше – советская или западная, идет до сих пор. В качестве доводов оппоненты приводят статистику, количество Нобелевских лауреатов в каждой из стран и другие данные. Но мало кто знает, что в 1958 году американцы провели эксперимент, сравнив школьников из США и СССР. Результаты были опубликованы в журнале Life и удивили весь мир.

Поводом для проверки, аналогов которой не было за всю историю существования Советского Союза, стало покорение космоса. Первый искусственный спутник нашей планеты был запущен 4 октября 1957 года, и американцы всерьез задумались над тем, как же удалось советским инженерам победить в этой гонке. Причину стали искать, в частности, в уровне образования советских людей.
Решено было проводить наблюдения на протяжении месяца. Для чистоты эксперимента выбрали двух учеников. В США это был Стивен Лапекас (Чикаго), а в СССР – Алексей Куцков (Москва). Критерии, по которым отобрали учеников, неизвестны. Алексей учился в 10-м классе школы №49. Он был обычным парнем послевоенных лет: вырос без отца, мать работала инженером. Парень добросовестно учился, по вечерам посещал музыкальную школу, ходил в секцию волейбола.
Перед прибытием американской делегации директор школы предупредила Алексея, что рядом с ним целый месяц будут находиться наблюдатели из США.
Аналогичным образом Стивен Лапекас провел свой школьный месяц. Рядом с ним тоже находились наблюдатели, они фиксировали уровень знаний паренька, записывали его увлечения, подсчитывали, сколько времени он уделяет учебе, а сколько общению с друзьями и свиданиям.
По результатам эксперимента в издании Life была напечатана объемная статья с развернутым фотоотчетом. Там говорилось о том, что советский школьник гораздо более образован, чем американский.
Во-первых, перечень дисциплин в советской школе был намного больше, чем в американской, во-вторых, за годы обучения большое внимание уделялось естественным наукам, на уроках химии и физики школьники постоянно проводили опыты.
Ученые оценили и подкованность Алексея в литературе, ведь для американской системы образования в то время было приемлемо ограничить школьников чтением литературной критики на художественные произведения или коротких обзоров.
Сравнение оказалось явно не в пользу Стивена. В приоритете у него была отнюдь не учеба, а дружба и личные отношения. После школы он охотнее шел на свидание, чем делать домашнее задание.
Интересно, что оба молодых человека добились больших успехов в жизни, оба работали в сфере авиации. Только вот Стивен так и не смог забыть обиду на советского оппонента, которому проиграл в том эксперименте. Когда спустя много лет Алексей попал в США и предпринял попытку увидеться со Стивеном, тот не захотел с ним встретиться.


Вернуться назад