Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Технари и гуманитарии – стоит ли вешать ярлыки?

Технари и гуманитарии – стоит ли вешать ярлыки?


8-05-2020.
Технари и гуманитарии – стоит ли вешать ярлыки?

Один ребенок с удовольствием решает задачки, другой читает книги и пишет сочинения на “пять”. Значит ли это, что гуманитариям закрыт вход в математику и наоборот? Разумеется, нет. Это деление придумано родителями и учителями. Дети и сами часто подхватывают эти ярлыки. Зачем? Да хотя бы для объяснения собственных затруднений в изучении математики или грамматики!..

Представьте, что ваш победитель олимпиад по алгебре Петя вдруг заявляет, что хочет стать историком или филологом. Но как? Он же всегда был «технарем» и делал по двадцать ошибок в диктантах! Вероятно, вы просто не обращали внимания, что в то же самое время сын зачитывался историческими романами... Вы думали, что дочка Анечка будет поступать в Институт иностранных языков, а она, оказывается, хочет на факультет информатики. Дело в том, что все-таки чистых технарей или гуманитариев не бывает.
Если человек делает успехи в математике, значит, он сможет осилить и другие науки. Конечно, склонность к одному типу наук часто более выражена, чем к другому. И все же интерес может повернуться и в обратную сторону. Вред шаблона «технарь-гуманитарий» заключается в том, что ребенок начинает однобоко смотреть на выбор карьеры. В мире огромное количество профессий, которые трудно причислить к исключительно техническим или гуманитарным. Например, юрист. С одной стороны, он должен вдумчиво читать материалы дела, общаться с фигурантами, писать речи для судебных заседаний. Вроде бы, гуманитарий. С другой стороны, юристы должны обладать прекрасным логическим мышлением, чтобы раскрыть дело или найти аргументы в пользу защиты и обвинения. А логика относится уже к математической области.
Куда отнести творческие профессии? А естественнонаучные? Чем больше мы ограничиваем угол зрения ребенка причислением его к четко определенному типу, тем уже становится его профессиональный выбор.
Часто неспособность наших школьников к каким-либо предметам напрямую зависит от понимания и интереса. Если отношения с учителем не сложились или ребенок пропустил из-за болезни важную тему, ему перестает нравиться урок. И здесь появляется прямая связь – если я не понимаю, значит, мне уже неинтересно. В этом случае внимание переключается на более понятные предметы, а окружающие думают, что перед ними типичный гуманитарий. Вероятно, нужно было помочь ему в самых простых вещах, чтобы он легче усваивал сложные. Что, если именно в области точных наук ребенок найдет профессию своей мечты? Просто нужно дать ему выбор, чтобы он наверняка понял – это мое, а это нет.
Задача родителей состоит в том, чтобы увидеть интересы и способности своего чада и постараться добиться их совпадения. Хорошо, если ребенок уже со школьной скамьи знает, кем хочет быть, да еще и проявляет в выбранном предмете недюжинный талант. Но, как показывает практика, чаще всего так не бывает. Есть интерес, но нет способностей, есть способности – нет интереса…
Давайте разберемся. Если у ребенка проявляется явный талант в одном из направлений (неважно – техническом, гуманитарном, естественнонаучном, творческом), но при этом ему скучно, нужно присмотреться к учителям. Очень может быть, что ваш юный физик не может найти общего языка с педагогом. Попробуйте отдать его в дополнительные кружки или поищите дельного репетитора. Вдруг ребенок загорится и поймет, что физика – это его будущее?
Если же школьник очень хочет стать, например, журналистом, но с трудом формулирует мысли, подождите записывать его в технари и рушить надежды. В этом случае дополнительные занятия тоже могут помочь. Люди не сразу становятся профессионалами, к этому ведут долгие годы труда и учебы.
…Жизнь предлагает человеку много путей, в том числе и профессиональных. Лучше избавиться от шаблонов и ярлыков, посмотреть на возможности шире. И смело выбирать то, что нравится.

Марианна ДАВЛЕТОВА.

Вернуться назад