Засекреченный гений
Владимир ЧЕЛОМЕЙ:
"Догонять - значит отставать"
Уже пять лет пассажиры "Аэрофлота", поднимаясь на борт лайнера А-320, видят на борту надпись:
"В. Челомей". Увы, подавляющее большинство из них не знает, кто это...
Между тем Владимир Николаевич Челомей (спасибо "Аэрофлоту", отдавшему дань уважения этому легендарному человеку) - выдающийся отечественный ученый, конструктор ракетной и авиационной техники. Фигура, по заслугам перед страной и масштабу деятельности, из одного ряда с Андреем Туполевым и Сергеем Королевым. Академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий, кавалер пяти орденов Ленина и еще ряда различных наград и званий - вот кто такой Челомей!
В отличие от наших известных конструкторов, которые создавали как военную, так и гражданскую технику, Владимир Николаевич (на верхнем снимке) большую часть своей жизни трудился на обеспечении обороноспособности страны и значился в списках "совершенно секретных" конструкторов, даже государственные награды ему присуждались закрытыми указами.
Итак, Владимир Челомей родился 30 (17) июня 1914 года в губернском городе Седлец Привислинского края в 70 километрах от Варшавы (в те поры это была Российская империя, ныне находится на территории Польши) в семье учителей. В 1926 году семья переехала в Киев. В 1937-м наш герой окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем. Дипломная работа на тему "Колебания в авиационных двигателях" была написана с блеском. В 1939 году он уже защитил кандидатскую диссертацию. В 1941-м начал работать в ЦИАМ - начальником группы реактивных двигателей. В 1942-м им создан первый в СССР пульсирующий ВРД. С 1944 года Челомей возглавил ОКБ 51. Именно с этого года ведет свою историю ОКБ Владимира Челомея, и в нынешнем году этому конструкторскому бюро исполняется семьдесят лет.
В КБ был создан самолет-снаряд 10Х, затем 16Х с пульсирующим ВРД для вооружения бомбардировщиков Пе-8 и Ту-4. В конце 40-х годов успешно закончились испытания, однако на вооружение эти комплексы приняты не были. В конце 40-х - начале 50-х годов Челомей занимался наукой и преподавательской деятельностью. Его разработками заинтересовалось командование Военно-морского флота - для создания крылатых ракет 2-го поколения. В 1955 году Челомею был передан механический завод в Реутове под Москвой, на базе которого было создано ОКБ-52 - ныне "НПО машиностроения".
Возрождение КБ в Реутове позволило создать принципиально новый тип крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом и выиграть соревнование с именитыми КБ Микояна, Ильюшина и Бериева.
Раскрывающееся в полете крыло и старт с коротких направляющих из транспортно-пускового контейнера - самое известное, но далеко не единственное изобретение Челомея - позволило компактно размещать крылатые ракеты на подводных лодках и кораблях, и обеспечить пуск сначала из надводного положения, а впоследствии - и из подводного.
Соратники Челомея рассказывают, что на идею раскрывающегося в полете крыла натолкнуло Владимира Николаевича наблюдение из окна гостиничного номера за тем, как скворцы через круглое входное отверстие покидают скворечник.
А 12 марта 1957 года состоялся первый пуск крылатой ракеты П-5, и 19 июня 1959-го она была принята на вооружение. На базе П-5 в 1958-1959 годах было разработано более десяти вариантов модификаций.
За следующие годы в ОКБ-52 были созданы несколько типов крылатых ракет морского и сухопутного базирования - П-6, П-35, "Аметист", "Малахит", в том числе первая крылатая ракета морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 Махов) скоростью полета П-500 "Базальт" (1977), П-700 "Гранит"(1983).
Благодаря не имеющему аналогов комплексу "Гранит" Россия в настоящее время обладает уникальной группировкой атомных подводных лодок (к ним относился и погибший "Курск"), способных решать любые задачи в мировом океане. Такими же комплексами оснащены флагман Северного флота - тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" и единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов".
Сегодня наш флот вооружен еще более совершенными противокорабельными крылатыми ракетами "Яхонт", "Оникс", которые созданы уже продолжателями дела конструктора.
Именно по этой тематике КБ Челомея на протяжении многих лет тесно сотрудничает с Уфой. Начиная с первых крылатых ракет практически все двигатели для ракет, оснащенных ТРД, были созданы в уфимском моторном КБ и серийно выпускались в нашем городе - КРД26, КР17-300, КР21-300, КР-23. Первые электронные регуляторы режимов двигателя - ЭРРД - создавались специалистами уфимского НПП "Молния" под руководством Анатолия Дегтярева. Многие специалисты наших ОКБ-26 (УКБМ, НПП "Мотор"), НПО "Молния", УППО неделями и месяцами сидели вместе с сотрудниками ОКБ-52 на полигонах и доводили до ума совместные детища. В свою очередь челомеевцы были постоянными гостями на наших предприятиях. Итоги совместной деятельности впечатляют: генеральный конструктор уфимского моторного КБ Сергей Гаврилов стал лауреатом Государственной премии, за участие в создании комплекса "Гранит", заместителю главного конструктора НПП "Мотор" (УКБМ) Александру Саркисову была присуждена Ленинская премия. Высокие правительственные награды были вручены большому числу работников уфимских предприятий - НПП "Мотор", УМПО, НПП "Молния", УАПО, "Гидравлика",
УППО.
В конце 50-х годов в ОКБ-52 начались работы по космической тематике.
В 1959-м ОКБ-52 приступило к разработке универсальных ракет, предназначенных для доставки на территорию противника ядерных зарядов, а также на орбиту Земли средств противокосмической обороны.
Стоит напомнить, что к тому времени существовали уже КБ Сергея Королева и Михаила Янгеля, занимавшиеся подобной тематикой. Но Сергей Палович Королев был практически целиком поглощен задачами освоения космоса, уж очень велики были пропагандистские дивиденды от успехов СССР в инопланетных высотах, значимость которых сразу оценило руководство страны. Фактически боевой ракетной тематикой занималось КБ "Южное" Янгеля, которое в какой-то момент почувствовало себя монополистом, не имеющим серьезных конкурентов внутри государства. Вот тут и появился в элитном клубе ракетчиков Челомей, которого встретили с прохладцей, - он был выходцем из другой, авиационной, среды и, на взгляд признанных авторитетов в ракетном деле, не имел должного опыта. Так оно и было, но зато Челомей имел массу идей, зачастую совершенно нестандартных, не укладывающихся в общепринятые каноны и многим мэтрам казавшихся авантюристическими. Кроме того у него был потрясающий дар организатора, чутье на талантливых людей и, прямо скажем, незаурядная интуиция в "дворцовых интригах". Сумел же он сориентироваться и пригласить на работу в свое КБ сына Никиты Сергеевича Хрущева - Сергея, выпускника МВТУ.
Под руководством Челомея был разработан ряд ракет: УР-100, УР-500, УР-700 от легкого до сверхтяжелого классов. Межконтинентальная ракета УР-100 стала основной ударной силой РВСН и до сих пор обеспечивает стратегический паритет с США. Более тысячи УР-100 были размещены в шахтных пусковых установках на территории СССР. Ракета УР-100 выгодно отличалась от ракет Сергея Королева дешевизной в изготовлении и простотой в эксплуатации, при этом обладала высокой надежностью и точностью попадания в цель.
Гениальное решение Челомея - размещать компоненты топлива в ампулизированном (герметичном) состоянии - позволило ракете находиться в готовом к старту состоянии в режиме боевого дежурства до десяти лет (!) и более.
В 60-е годы в ОКБ-52 была создана тяжелая межконтинентальная ракета УР-500 для доставки мощнейшей головной части с термоядерным зарядом, позже на ее основе была разработана ракета-носитель "Протон". Для "лунной программы" Владимир Челомей предлагал еще более мощный носитель, созданный на базе УР-700, и лунный корабль ЛК-700.
Предполагалось, что кроме доставки экспедиции на Луну УР-700 может использоваться для создания на ней долговременной обитаемой станции, а также осуществления пилотируемых полетов на Венеру и Марс. Кстати, знаменитый американский РН "Сатурн-5", обеспечивший США победу в битве за Луну, по всем параметрам уступал УР-700. Например, полезная нагрузка "Сатурна - 5" составляла 130 тонн, в то время как у
УР-700 - 150. Лунную гонку СССР проиграл, ставка на королевско-мишинскую ракету Н-1 себя не оправдала. А "Протон" верой и правдой служит отечественной космонавтике и по сей день, давно ожидая сменщика в лице "Ангары". А то, что иногда случаются аварии "Протона", - так это вопрос не к Челомею, а к сегодняшним изготовителям прекрасно зарекомендовавшей себя ракеты.
Любопытный факт: американские специалисты позднее признали - если бы в СССР "лунной" программой руководил Владимир Челомей, советские космонавты раньше американцев осуществили бы высадку на поверхность Луны. Сегодня "Протон" остается единственной в стране серийной ракетой, способной выводить полезную нагрузку на геостационарную орбиту. Все тяжелые спутники, обеспечивающие связь, телевидение, навигацию, блоки орбитальных станций "Салют", "Мир", МКС, выводятся на орбиту "Протоном".
Еще в 1964 году Владимир Николаевич Челомей предложил концепцию орбитальной пилотируемой станции для решения в первую очередь оборонных задач.
В 1971-м была запущена орбитальная станция "Салют-1", а 3 апреля 1973-го была выведена на орбиту станция разведывательного назначения "Алмаз" (под названием "Салют-2)".
Под руководством Владимира Челомея был разработан и пилотируемый транспортный корабль, он в беспилотном варианте несколько раз проходил испытания под названием "Космос" с 1977 по 1985 год, однако тема была закрыта - руководство страны решило пилотируемые космические аппараты закрепить за королевской фирмой - РКК "Энергия", а Владимиру Челомею было оставлено оборонное направление.
А ведь были еще и несколько проектов пилотируемых воздушно-космических самолетов (ракетоплан - проект 60-х годов, космоплан - проект 80-х), которые стали предвестниками легендарного "Бурана", а по затратам были меньше на порядок!
Дважды студенты Уфимского государственного авиационно-технического университета посещали "НПО машиностроения" и в демонстрационном зале видели пилотируемый транспортный корабль, орбитальную станцию "Алмаз", все крылатые ракеты, с волнением переступали порог мемориального рабочего кабинета (кстати, очень скромного) знаменитого конструктора.
Пожалуй, Владимир Челомей был единственным в мире конструктором, одновременно работавшим в нескольких направлениях и везде добившимся поразительных результатов в создании боевых межконтинентальных баллистических ракет: ракет-носителей для доставки полезной нагрузки в космос; пилотируемых орбитальных станций, космических аппаратов; высокоэффективных комплексов крылатого ракетного оружия.
Челомей говорил: "Догонять и перегонять - ложный путь. Догонять - значит отставать". Он считал, что слепое копирование - удел людей из прошлого. Челомей был непревзойденным мастером несимметричных и асимметричных решений, позволявший "дешево и сердито" ответить на потенциальную угрозу. Этот принцип справедлив не только для техники и сферы вооружения - он актуален сегодня как никогда во всех областях жизни, в том числе и в геополитической сфере, и в сфере большой политики, что крайне актуально ныне, когда мы с тревогой следим за событиями, разворачивающимися вокруг Украины.
Сергей КАМЕНЕВ,
кандидат технических наук, доцент УГАТУ.
Верхнее фото предоставлено
пресс-службой ОАО "ВПК "НПО машиностроения".
кандидат технических наук, доцент УГАТУ.
Верхнее фото предоставлено
пресс-службой ОАО "ВПК "НПО машиностроения".
20-06-2014 (0) Просмотров: 1 985 Номер: 120(12518) Версия для печати