ИСТОРИЧЕСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ
По Англии без гида и переводчика."Мрак и солнце" лондонской подземки
Близится к завершению виртуальное путешествие на страницах "Вечерней Уфы" по истории, культуре, обычаям и традициям жителей Британских островов. И самое, пожалуй, время поговорить об одном из популярнейших средств передвижения у лондонцев, своим удачным экспериментом открывшем и для всего остального мира подземную железную дорогу...
Underground (метро)
Лондонское метро появилось как отчаянный вызов растущему населению и городским пространствам мегаполиса, который современникам напоминал головастика: с непомерно большой головой в сравнении с "хвостиком" - остальным населением Англии.
Самое сложное в Лондоне - именно "труба", или "подземка". Так считает большинство наших соотечественников. Добавим, что это и самое старое в мире метро, которому перевалило за 150 лет, а самое крупное метро современной Европы - парижское - было запущено только в 1900 году. Лондонская подземка возникла как конкурент сравнительно молодому виду транспорта - железной дороге, которая связала центр столицы и пригороды. Поэтому вплоть до настоящего времени весь рельсовый транспорт в Лондоне сочетает подземный и наземный способы передвижения поездов. Вся центральная часть метро погружена на глубину, но его пути и станции на окраинах и в пригородах вырываются на поверхность и ловят солнечный свет в широкие окна вагонов.
С начала XIX века Лондон, как и все крупные города Европы, испытывал трудности с пешим передвижением подавляющего большинства горожан. В 1829 году Джордж Шайлибр открыл линию двадцатиместных омнибусов с конной упряжкой. Однако этот вид транспорта был немногим дешевле наемной кареты. Как конкурент подземке в 1870-х годах появилась более дешевая конка. Она имела вид трамвая, который тянули по рельсам лошади. В 1900 году, эпоху активного строительства и электрификации метро, в Лондоне все еще было 1450 трамваев и в десять раз больше лошадей. Однако век гужевого транспорта был на исходе.
Радикально транспортная проблема больших городов Европы была решена лишь с появлением подземки. Запуск метро фактически решил проблему с массовыми и недорогими перевозками небогатых горожан. За первое полугодие работы лондонская подземка "вынесла" более 25 тысяч пассажиров. Это была короткая линия Паддингтон - Фарингдон, открытая в январе 1863 года. В течение последующих 20 лет была проложена старейшая ветка лондонского метро - Circle Line, своего рода лондонская "Кольцевая".
Первые восторги лондонцев перед новыми возможностями быстро поутихли ввиду опасности задохнуться от дыма паровозов, работающих на угле. Правда, жители столицы не боялись на улицах угольной гари из труб отопления домов. Но другое дело дым и чад в длинных подземных туннелях...
Ранняя пресса, видимо, понимая страх и осторожность людей перед подземным способом передвижения, описывала в XIX веке лондонское метро как линию, где практически все станции посадки пассажиров находятся на поверхности, под синим небом и солнцем: "Общее впечатление сравнимо с некоторой долей разочарования - открытое пространство для передвижения более обширное, туннели лучше освещены и вентилируются, чем мы ожидали!" Кстати, первым освещением в поездах подземки служили газовые фонари в отличие от наружного освещения, где иллюминация обеспечивалась масляными лампами. Емкости газа помещали на крыше вагонов. В век, не избалованный искусственным светом, англичане находили освещение в метро вполне достаточным.
Пугающей выглядела сложная система вентиляционных колодцев, особенно на крупных станциях, в виде большой трубы, выходящей на поверхность улиц, с системой вытяжки и впуска свежего воздуха. Эта вентиляция вызывала много нареканий в прессе. У многих пассажиров болела голова, поэтому на станциях выставляли дежурных служителей, которые помогали людям, задыхающимся от недостатка кислорода, выйти из метро.
Наибольшее беспокойство вызывал горячий воздух паровых двигателей, который не могли охладить установленные специальные емкости с холодной водой, используемые как конденсаторы. Вентиляционные шахты выбрасывали на улицы пар и горячий воздух прямо в ноги прохожих, что было также чрезвычайно опасно. Вспомним знаменитые кинокадры с Мэрилин Монро на вентиляционной решетке метро - в XIX веке такое развлечение могло бы закончиться печально для актрисы...
Паровозы с емкостями, заполненными холодной водой, приходилось часто заправлять, так как на значительном расстоянии между станциями вода в процессе охлаждения пара поднималась до температуры кипения.
В 1868 году произошли три смертельных случая с пассажирами метро, включая пожилую женщину на станции Паддингтон, ехавшую с Кингскросс, что в прессе немедленно приписали испарениям плохо очищенного воздуха. Проведенные анализы не показали смертельно опасных доз. Но слухи о вредном воздухе в метро упорно держались. Заметим: и в наши дни, особенно в летнюю жару, в лондонской подземке остро ощущаешь отсутствие кондиционирования воздуха.
Лондонское метро с момента его создания и до настоящего времени - это борьба подземного и наземного способа передвижения поездов. Его центральная часть, погруженная на глубину, составляет всего лишь 45 процентов от общего числа станций и линий, находящихся исключительно на поверхности. Такой разительный контраст и быстрый переход от света во тьму в свое время породили впечатление, что поездка в подземке напоминает экскурсию по подземному миру Данте. Именно так она была описана в XIX веке писателем Джорджем Гиссингом после посещения вечером станции Кингскросс. Хотя в действительности эта станция с технической точки зрения вовсе не была подземной, так как была покрыта стеклянной кровлей. Однако его натуралистические романы об обывателях английских городов включили еще одну их мрачную сторону - подземку.
Одним словом, начало метро англичане встретили дружным разочарованием. Практически все английские писатели, включая Диккенса и Конан Дойла, негативно описывали подземку, в которой происходили трагические случаи и преступления. Были и комичные случаи, которые иногда заканчивались трагедией. Так, пропустив необходимую станцию, некоторые пассажиры пытались вернуться к ней пешком по рельсам в туннеле.
В современном метро столицы Великобритании очень сложно заблудиться. Несмотря на плотный график поездов, которые прибывают без опозданий, перепутать цветную линию, пропустить свой поезд или свою станцию просто невозможно. Бегущие строки информации, членораздельный голос диктора, информация статичной карты - все разъясняет и "разжевывает" необходимые сведения даже самым непонятливым иностранцам. Британцы любят свой Лондон и желают, чтобы люди из других стран относились к нему так же. В этом процессе участвует доступное, демократичное метро. На железной дороге, на авиалиниях вам всегда напомнят: "Каждый сверчок знай свой шесток", но не в метро. Правда, на заре истории лондонской подземки, отражая социальные уровни в обществе, вагоны делились на три группы, или класса. Много было споров и о том, чтобы в каждом классе выделить вагон для курящих пассажиров. Но в метро, несмотря на ожесточенную борьбу сторонников этой меры в парламенте, вагоны для курящих не появились и ограничения на курение не были введены. В наши дни в метро нет вагонов по классам, как нет и курящих в них. Но есть много читающих, в том числе газету "Metro".
В обыденной речи лондонцы называют свое метро "труба" (tube), как мы полагаем, по форме туннелей. Фактически такое наименование возникло с 1900 года, когда была открыта Центральная ветка, пронизывающая под землей всю центральную часть мегаполиса. Проезд по прямой стоил 2 пенни, что дало наименование именно этой части лондонского метро - "Двухпенсовая труба". Когда цены поднялись, в простонародном говоре забылась "двухпенсовая" составляющая, но осталась "труба", что и стало применяться ко всем линиям метро.
Любимое нашими соотечественниками сопоставление как "у нас и у них" позволяет с гордостью говорить, что московское метро - это произведение искусства, а лондонское - разумного минимализма. К тому же московские перевозки по объему пассажиров прочно занимают первое место в Европе, но лондонская подземка имеет более широкий территориальный охват - 287 станций, что на 100 станций больше, чем в столице России. Лондонцы гордятся тем, что линии и станции подземки играют роль всепроникающих конкурентов наземного транспорта. И, как всегда, традиция: в английской подземке меняется все, но не меняются названия станций, которые сохраняют свои наименования с момента возникновения.
Авторы проекта: Татьяна ЛЕОНОВА,
заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ,
члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.
заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ,
члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.
27-11-2015 (0) Просмотров: 1 806 Номер: 229(12877) Версия для печати