Страницы истории
А люди подумали: война
Накануне очередной годовщины трагедии под Улу-Теляком мы публикуем заметки ветерана службы КГБ Марса Абдеева, который вспоминает о работе сотрудников органов безопасности Башкирии в те дни.
4 июня 1989 года в час пятнадцать минут ночи под Улу-Теляком из-за утечки газа на магистральном продуктопроводе произошел взрыв газового облака в момент прохождения встречных пассажирских поездов "Новосибирск-Адлер" и "Адлер-Новосибирск". Эта страшная трагедия унесла жизни пятисот семидесяти пяти человек, среди которых почти двести детей.
Для расследования и ликвидации последствий катастрофы были привлечены громадные силы и средства, в том числе КГБ БАССР.
С катастрофой такого масштаба башкирским чекистам сталкиваться еще не приходилось. Все силы были направлены на выяснение причин случившегося, определение виновных и воссоздание обстоятельств, предшествующих трагедии. Нужно было понять, не было ли здесь чьего-то злого умысла.
Трагедия случилась в выходной день. Многие сотрудники отдыхали на дачах, за городом, мобильной связи в то время не было. Но все же сигнал на общий сбор прошел, и, спешно бросив все дела, каждый устремился к месту службы. А заместитель председателя КГБ БАССР полковник Виктор Николаевич Антипин ночью, не дожидаясь служебной машины, бегом бежал из дома по ночным улицам Уфы.
Площадь поражения взрывом на местности исчислялась квадратными километрами. Имелись фотографии с вертолета, где поваленный лес выглядел как спички, разбросанные радиальными "лучиками" от эпицентра. Результаты первичного опроса оставшихся в живых пассажиров поездов и локомотивных бригад показывали, что взрыв стал полной неожиданностью. Многие из опрошенных говорили, что в головы им не приходило иных мыслей, кроме как о начале ядерной войны.
Первое сообщение о непонятном взрыве поступило дежурному станции Улу-Теляк по радиосвязи от локомотивных бригад пострадавших поездов. Машинисты сообщили, что произошел взрыв, все вокруг горит, в темноте мечутся пострадавшие пассажиры, требуется помощь. Передав эту информацию по проводам в Уфу, дежурный по станции сделал все что мог: нашел на станции свободную грузовую платформу и с маневровым тепловозом отправил ее к месту катастрофы. Первая эвакуация людей осуществлялась этой платформой, на которую оставшиеся в живых пассажиры, проводники вагонов, локомотивные бригады грузили обгоревших, окровавленных людей. Этот ужас длился до рассвета, когда из Уфы подоспели ремонтные и медицинские силы.
Поднятое по тревоге высшее военное вертолетное училище имело возможность выдвинуться только в светлое время суток, для ночных полетов не было технических возможностей. Да и где среди порушенного леса ночью найдешь место для посадки?
Для доставки пострадавших в больницы Уфы потребовались десятки рейсов. Свободная от застройки часть улицы Зорге, куда приземлялись вертолеты с обожженными людьми, с тех пор так и называется - вертолетная площадка. Теперь там высятся новые жилые дома.
Мой бывший сослуживец, ныне полковник в отставке Егор Яковлевич Измалкин, прибыл на место трагедии одним из первых. Осмотр места происшествия потребовал большого количества компетентных специалистов, их распределения по секторам осмотра, документирования картины произошедшего до начала восстановительных работ. Только в результате всех действий на расстоянии нескольких десятков метров в стороне от железной дороги была обнаружена воронка, в которой зияла разорванная газопроводная труба. Одновременно стало известно, что сотрудники газоперекачивающей магистрали по приборам обнаружили резкое падение давления в трубе и выполнили аварийную остановку прокачки. Объединение этой информации со сведениями о происшествии на железной дороге и показало первопричину взрыва. Как выяснилось, труба газопровода диаметром около метра пересекала железную дорогу именно в этом месте. По трубе круглосуточно транспортировался газ под давлением в несколько десятков атмосфер - широкая фракция легких углеводородов. Тот самый газ, транспортировка которого в Европу в настоящее время является существенным политическим и экономическим фактором.
Уже к концу дня 5 июня участникам расследования стало ясно, что причина происшествия - неисправность газопровода высокого давления. Роковой случайностью стало то, что встреча двух поездов произошла в эпицентре расползавшегося по земной поверхности газового облака. Неизвестно откуда возникшая искра спровоцировала колоссальный взрыв.
Нашим сотрудникам и спасателям, которые практически сразу после взрыва прибыли на место трагедии, предстала жуткая картина. Ударной волной с железнодорожных путей было сброшено одиннадцать вагонов, семь из них сгорели полностью, а оставшиеся выгорели внутри. На месиво человеческих тел вокруг было страшно смотреть.
Мой товарищ, работавший тогда в "Газсервисе", рассказывал, как в тот день срочно доставил к месту трагедии 40 баллонов сжиженного пропана - для резки вагонов. Он и водитель грузовика были потрясены тем, что увидели. Со всех деревьев срезаны верхушки, а стволы стоят черные, как уголь. Из опрокинутых вагонов доносятся стоны. Кровь, запах гари и жара. Спасшиеся пассажиры в шоковом состоянии разбрелись в сторону леса. Их задержали местные жители.
В этой ситуации громадную, не свойственную им работу проделали сотрудники КГБ БАССР, организовавшие систематизацию сведений о пострадавших. Граждане, в обычной жизни не представлявшие, чем занимаются сотрудники КГБ, могли убедиться, как четко и слаженно работает ведомство. Как срочно оповестить родственников погибших? Как и где разместить выживших и родственников? Хотя компьютеров тогда не было, машинописные списки погибших, умерших и выживших обновлялись ежечасно. Свыше тысячи пострадавших разместили в больницах разных городов и крупных населенных пунктов республики. В то же время прибывающие родственники пострадавших, родители ехавших на отдых и с отдыха детей метались по больницам и моргам в поисках близких. Многие из родителей рвались к самому месту происшествия, хотя там кипела работа по восстановлению транспортных магистралей. Это вызывало понятное возмущение: кого-то еще не нашли ни в больнице, ни в морге, а тут уже бульдозеры выравнивают трассу! Сколько же внимания, такта, выдержки потребовалось, чтобы хоть как-то утешить несчастных, не допустить выплеска отрицательных эмоций, способных усугубить ситуацию.
Днем 4 июня в Уфу прибыли руководители государства - Михаил Горбачев и Николай Рыжков со свитой. Выйдя из вертолета, они постояли в соседнем лесочке и улетели обратно. Нам этот приезд запомнился тем, что пришлось много отписываться. Проезжая по Уфе в микроавтобусе, делегация увидела здание Комитета государственной безопасности республики на Крупской,19. Кто-то из свиты (говорят, что покойный либеральный демократ Анатолий Собчак) обратил внимание Горбачева на "излишества", с которыми построено здание. Тут же последовало задание - разобраться. Это было то время, когда поручения первого лица государства строго исполнялись. Помню, как мы, члены Коллегии республиканского КГБ, писали письмо М.Горбачеву, словно запорожские казаки, в свое время сочинявшие послание турецкому султану. Мы, как нам казалось, убедительно объяснили мотивы строительства такого здания. Однако наши доводы в Москве то ли не услышали, то ли проигнорировали, и часть площадей ведомства передали в пользование городу и прокуратуре республики. Удивительное было время. Разве без согласия Центра могли бы построить такое здание для башкирских чекистов?
По факту взрыва Уфимской транспортной прокуратурой было возбуждено уголовное дело. В последующем к расследованию привлекались вышестоящие прокуроры республики и Союза.
В ходе расследования сотрудники прокуратуры, КГБ и МВД БАССР опросили сотни людей, осуществляли выемку документов о техническом состоянии и железной дороги, и газопровода, проводили различные судебно-технические экспертизы. Приходилось сталкиваться и с тем, что ответственные специалисты двух видов транспорта (железнодорожного и трубопроводного) старались доказать, что как раз в их-то хозяйстве все функционировало безупречно. На доказательство вины конкретных работников, допустивших роковой брак, потребовались годы.
Расследование показало, что, дойди это злополучное облако до населенного пункта, пострадало бы еще больше невинных людей. Свойства транспортировавшегося газа таковы, что он не улетучивается в атмосферу, а стелется по земле, заполняя низины.
После этой катастрофы появились новые дорожные знаки: "Внимание! Пересечение с трубопроводом. Остановка запрещена".
Судом были признаны виновными те, кто с нарушением строительных норм укладывал, а затем эксплуатировал газопровод. Умышленных действий со стороны посторонних лиц и персонала трубопровода не было выявлено, хотя такие версии отрабатывались самым тщательным образом.
5 июня в память о погибших в стране был объявлен однодневный траур. В 1992 году на месте аварии воздвигли восьмиметровый мемориал, у которого ежегодно проводятся траурные мероприятия, посвященные жертвам той страшной трагедии. Вечная им память.
Марс АБДЕЕВ,
подполковник ФСБ в отставке.
подполковник ФСБ в отставке.
3-06-2016 (0) Просмотров: 1 316 Номер: 106(13004) Версия для печати