Главная > Эксклюзив > По Англии без гида и переводчика. Реформация или революция? Реставрация!

По Англии без гида и переводчика. Реформация или революция? Реставрация!


3-07-2015.
По Англии без гида и переводчика. Реформация или революция? Реставрация! По Англии без гида и переводчика. Реформация или революция? Реставрация!

В прошлом Великобритании достаточно событий, которые получили названия "реформаций", "революций", даже "славных революций" со всеми вытекающими последствиями. Но уху британца куда как милее не катаклизмы и бури, а мирная, деловая "реставрация". Она во всем, начиная с пресловутых кранов для холодной и горячей воды.

Да, они раздельные и долго такими будут, покуда не существует предела экономии ресурсов. Поразительно, что сами англичане на вопрос об отсутствии смесителя пожимают плечами - это традиция, как и монархия. А при трезвом взгляде на привычный для нас смеситель понимаешь, как много вытекает воды, пока настроишь нужную температуру, хотя умыть лицо и руки гораздо полезнее холодной водой. Конечно же, не это, а какое-то более глубокое побуждение британцев повернуло историю Соединенного Королевства именно по пути сохранения монархии, минуя рифы роковых революций...

Reformation (Реформация)

Само понятие Реформации сродни реформе, но в Англии она приобрела революционные, насильственные черты. Ее следы разбросаны по всей территории страны в виде развалин когда-то могущественных монастырей. Их здания даже в руинах величественны и красиво сочетаются с окружающим ландшафтом. Как ни странно, но британские краеведы, рассказывая о последних днях монастырской системы, произносили то, что отечественное ухо, знакомое с историей российской революции 1917 года, воспринимало как знакомую картину разграбления помещичьих усадеб. Местные жители тащили по своим домам и сараям все, что можно унести, - от украшений и драгоценностей до черепичной крыши. В настоящее время необходимо мужество, желание и невероятные интеллектуальные и финансовые усилия, чтобы восстановить ту красоту, которая ушла из жизни британцев почти безвозвратно.
Английская Реформация и Революция - кровные родственники. Центральные их события объединены одной фамилией, которая стала роковой для английского народа, - Кромвель. Томас Кромвель - реформатор и Оливер Кромвель - революционер. Связывает их женщина - Кэтрин, сестра Томаса и прабабка Оливера. Род Кромвелей не имел дворянской родословной, поэтому власть для них открылась через парламент. Карьера обоих Кромвелей началась в палате общин. Томас сделал целью своей жизни служение абсолютному монарху, укрепление своего влияния на королевскую власть. Оливер, наоборот, разрушал неограниченные права короля и укреплял свои позиции во власти борьбой с короной под флагом парламентских свобод.
Десятилетний стаж депутата палаты общин был стартовой площадкой во власть для Томаса. Его триумф состоялся в 1534 году, когда он стал государственным секретарем и генеральным викарием по церковным делам, когда началась масштабная кампания по ликвидации монастырей. Кромвель сыграл главную роль в утверждении главенства короля над церковью, в расширении полномочий королевского Тайного совета, распространив его влияние на всю Англию, включая Уэльс и Ирландию. Он делами заслужил у современников прозвище "Молот монахов". За шесть лет всесилья много кто мог выставить счет Кромвелю, особенно в правительственных кругах.
"Все пути ведут в Рим", говорили древние, а в средневековой Англии - в Тауэр. Либо ко двору, либо на плаху. Служба верой и правдой королю не спасла Томаса Кромвеля. В июне 1540 года его арестовали прямо на заседании Тайного совета. В разорванной одежде, с сорванными орденами и разбитым лицом его доставили по Темзе в Тауэр через Ворота предателей. Мрачный вид, будто вход в какое-то другое измерение, эти ворота сохраняют и в наши дни. Кромвелю вменяли в вину не только измену королю, но и ересь, что по совокупности могло закончиться костром. Полтора месяца Томас боролся за жизнь, отказываясь признать все обвинения даже под пытками. Только главе английской церкви архиепископу Кранмеру удалось добиться смягчения наказания. Король-реформатор Генрих VIII милостиво повелел заменить костер плахой. Умный и хитрый интриган Томас Кромвель перестарался на королевской службе, вызвав откровенную зависть короля, мнившего себя великим политиком. А что же Реформация? Она завершилась другими руками. В том числе и руками Оливера Кромвеля, возглавившего английскую революцию.

Revolution (революция)

В отличие от Томаса Оливер Кромвель не заигрывал с монархией, но покончил с ней. Он не искал титулов и отказался принять рыцарское звание, открыто демонстрируя свою приверженность делу парламента. Правда, в парламенте его поддерживал не один десяток депутатов из близких и дальних родственников, составивших ядро оппозиции королю. Но и монарх не был в одиночестве. На стороне Карла I была почти вся палата лордов и половина палаты общин. Летом 1642 года в окружении своих сторонников король удалился на север Англии, где в Ноттингеме водрузил свой штандарт, символически объявив войну парламенту. За очень короткий период времени Оливер Кромвель поднялся на вершину славы и власти, вступив в бой с традицией, воплощенной в монаршей особе. Для короля началась Гражданская война, он вступил в бой с подданными-отступниками и изменниками, а для Кромвеля - революция, где на кону стояли права парламента. Революция в итоге и победила. Разрушая убеждение, что Небеса помогают и благословляют персону королевской крови, Оливер Кромвель объяснил свою победу над Карлом I знаменитой фразой: "Отнесите славу, всю славу господу; он - наша сила и в нем наша надежда". Республика пришла в Англию с кровью 30 января 1649 года, когда на глазах у безмолвной толпы королю как тирану отрубили голову. Власть Кромвеля достигла высшего предела, когда его провозгласили пожизненно Лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии с королевским титулом "высочество".
Совсем недавно йоркширские краеведы обнаружили в рукописях поместных документов XVII века сатирические куплеты об Оливере Кромвеле, вернее, о его уходе из жизни. Колесо судьбы сыграло дурную шутку с диктатором, возомнившим себя античным героем в короне из лавров. В день святого Михаила, борца со злом, конь сбросил Кромвеля, и тот серьезно занемог. Возможно, это лишь версия его болезни, но умер Оливер как настоящий король, заняв место в Вестминстерском аббатстве, усыпальнице монархов.

Restoration (Реставрация)

В 1661 году, в день казни Карла I, прах Кромвеля подвергся всем издевательствам, достойным цареубийцы. Такими были первые шаги Реставрации. Монархия вернулась в лице Карла II, сына убитого короля. Но возвращать всевластье короля никто не собирался. Парламент назначил королю денежное содержание в обмен на власть. Даже участники революции Кромвеля, кроме тех, кто подписал смертный приговор Карлу I, не подверглись преследованию. Современные англичане гордятся своим революционным порывом, гордятся возвращением монархии, но более всего тем, что сохранили идею "общего блага", провозглашенную Оливером Кромвелем.
Railway (рельсовая дорога)
Пока шла борьба за власть, родилась еще одна великая идея, связанная с будущим обустройством Англии, - рельсовая дорога. Неизвестно, кому мир обязан изобретением рельсов, но в горнорудной промышленности Европы они использовались уже в XVI веке. Пока воинственно настроенный Карл I собирал войска в Ноттингеме, по деревянным рельсам графства уже бойко бежали вагонетки с углем. До XVIII века рельсы изготавливали только из дерева. Такая "железная" дорога долго обслуживала грузоперевозки от рудников до портовых городов Англии.
Идею железных рельсов англичане воплотили в 1729 году. И лишь в XIX столетии железная дорога стала не только обслуживать рудники, но и перевозить пассажиров. Английский изобретатель Ричард Тревик в 1804 году построил первый рельсовый локомотив, испытанный в горняцком поселке. За ним оказалось большое будущее в перевозке как грузов, так и пассажиров. В сентябре 1825 года заработала первая очередь железной дороги длиною 25 миль от Стоктона до Дарлингтона. Через десять лет Лондон стал обладателем первой линии перевозки пассажиров от Лондонского моста до Гринвича. С этого времени Великобританию накрыла железнодорожная лихорадка с огромным вложением средств на обустройство рельсовых путей сообщения. В России довольно внимательно следили за тем, что происходило в Англии. И это проявилось не только в англофильстве, но и во вполне своевременном решении императора Николая I построить рельсовую дорогу Петербург - Москва. Как известно, первый опыт России состоялся уже в 1836 году, когда локомотив с пассажирами проехал всего 3,5 версты между Царским Селом и Павловском. Столь нерядовое для России событие отмечали не только банкетами в залах вокзала Царского Села, но и на сцене Александринского театра водевилем на злобу дня.
Что же говорить об Англии, где железная дорога очень быстро превратилась из развлечения в необходимое средство передвижения. До XX века управляющие компании можно было бы сравнить с лоскутным одеялом из собственников железных дорог Англии. Тем не менее именно с этого же времени, по соображениям "общего блага", возникла практика транспортных льгот. В 1883 году правительство издало закон о "дешевых поездах", по которому все компании обязали ввести льготные тарифы для трудящихся на вечерние и утренние рейсы. После Второй мировой войны Великобритания рискнула национализировать все железные дороги. С развитием автоперевозок этот вид транспорта, особенно в сельских районах, изжил себя, началась широкая его распродажа и даже ликвидация. Однако на исходе XX века с появлением электропоездов началась... реставрация - на сей раз железных дорог. Ожидаемая смерть рельсового сообщения Великобритании не произошла. Вновь побежали поезда по всем направлениям, вновь вернулись частные компании.
В наши дни железная дорога в фаворе, особенно с учетом ее экологической безопасности. На транспорте, который мы называем электричкой, можно проехать в любой или почти в любой британский городок. Нам довелось ездить из Лондона на достаточно близкое расстояние - в Кембридж, на достаточно дальнее - в Йоркшир. Можно выбрать простой рейсовый "тихоход" или поезд скоростного движения, который напомнил взлетающий самолет - на отдельных участках пути закладывало уши. Стремление вперед и разумный консерватизм сохранил "во имя общего блага" не только действующий рельсовый транспорт, но и его прибежища - вокзалы. Лондонский старина Сен-Панкрас не выглядит рухлядью, его поместили под парящий зонт крыши современного здания. Старый вокзальчик вписался как антикварная ценность в ансамбль новых кварталов, напоминая, что революция всегда закончится реставрацией.

Авторы проекта: Татьяна ЛЕОНОВА,
заведующая Лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ,
члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.


По Англии без гида и переводчика. Реформация или революция? Реставрация!

Вернуться назад